Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:53, реферат
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский университет «Болашак»
«Педагогическая центрация»
Реферат
Специальность 050103 – «Педагогика и психология»
Выполнила: ст-ка гр.зПиП10-1к
Ненадовец Анна
Караганды 2013
Устойчивое побуждение
к деятельности по избранной профессии,
стремление реализовать в ней
себя, применить свои знания, способности
отражает сформированность профессиональной
направленности личности. Это сложное,
интегративное качество. Составляющими
профессионально-педагогической направленности
личности преподавателей и мастеров
производственного обучения являются
социально-профессиональные ориентации,
профессионально-педагогические интересы,
мотивы профессиональной деятельности
и самосовершенствования, профессиональные
позиции личности. В них отражаются
отношение к профессионально-
Возрастание роли профессионализма
в современных условиях с особой
остротой ставит проблему профессиональной
компетентности специалиста. Что же
включает в себя понятие «профессиональная
компетентность»? Чем она отличается
от привычных, встречающихся в педагогической
литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная
компетентность - это интегративное
качество личности специалиста, включающее
систему знаний, умений и навыков,
обобщенных способов решения типовых
задач.
Формирование профессиональной компетентности
зависит от различных свойств личности,
основным ее источником являются обучение
и субъективный опыт. Профессиональная
компетентность характеризуется постоянным
стремлением к совершенствованию, приобретению
все новых знаний и умений, обогащению
деятельности. Психологической основой
компетентности является готовность к
постоянному повышению своей квалификации,
профессиональному развитию.
Важной характеристикой социально-психологической
направленности педагога является тип
педагогической центрации.
Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса.
Личностная центрация учителя - Смысловую иерархию интересов участников педагогической системы, регулирующую действия и поступки учителя, можно назвать его личностной центрацией в педагогической системе.
Выделяются 6 типов центрации:
- конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;
- эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего
- гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;
- центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для
- педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;
- центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников.
- методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.
Второй подструктурой
личности педагога является профессиональная
компетентность – интегративное
качество личности специалиста, включающее
систему знаний, умений и навыков,
обобщенных способов решения типовых
задач. Формирование профессиональной
компетентности зависит от различных
свойств личности, основным ее источником
являются обучение и субъективный опыт.
Профессиональная компетентность характеризуется
постоянным стремлением к
Третьим компонентом личности педагога являются профессионалъно важные качества: социальный интеллект, эмоциональная отзывчивость, реальный педагогический гуманизм, социально-профессиональная ответственность, способность к волевому воздействию, сверхнормативная профессиональная активность, коммуникативность.
Четвертая подструктура личности педагога - профессионально значимые психофизиологические свойства: ригидность, доминантность, эмоциональная устойчивость.
Продуктивным способом
актуализации профессионально
- социально-профессиональная направленность: гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью;
- профессиональная компетентность: психологическая компетентность и социально-коммуникативная адаптивность;
- профессионально важные качества: социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;
- психофизиологические свойства: эмоциональная устойчивость и экстравертированность.
- действенный педагогический гуманизм — присоединение к эмоциональному состоянию учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и субъективных трудностей;
- поливалентная профессионально-
- социально-коммуникативная компетентность — знания, умения и способности, обеспечивающие личностно ориентированное общение и педагогическую фасилитацию;
- социальный интеллект - способность, определяющая продуктивность взаимодействия с учащимися, а также регулирующая познавательные процессы, связанные с отражением социально-психологических отношений;
- сверхнормативная профессионально-педагогическая активность - готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы, превышение нормативных профессиональных функций и должностных обязанностей;
- социально-психологическая толерантность - терпимость к подростковому образу жизни и поведению, этническим особенностям; эмоциональная устойчивость и самообладание;
Педагогическая рефлексия — качество, позволяющее анализировать собственные поступки, знать самого себя и понимать как учащиеся отражают личностные реакции и когнитивные представления педагога;
Организованность
- способность организовать свою деятельность,
профессионально-
Социальная ответственность - способность к осуществлению самоконтроля и контроля за взаимодействием с учащимися прогнозирование и коррекция профессионального становления учащихся;
Сенсомоторные способности
– психофизиологические свойства, обеспечивающие
продуктивное (качественное и производительное)
выполнение производственно-
Ключевые компетенции - это процедурные знания и умения (знания в действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных профессионально-педагогических ситуациях. Они не являются личностными характеристиками субъектов деятельности и в этом их принципиальное отличие от ключевых квалификаций. Как социально-профессиональные образования высокого уровня обобщенности они могут быть определены путем анализа целевых (социально-профессиональных) функций педагога.
Реализация воспитательной
функции обусловливает
Обучающая функция
детерминирует когнитивно-
Развивающая функция
порождает психолого-
Производственно-
Эти ключевые компетенции являются важными предпосылками реализации личностно ориентированного профессионального образования. Очевидно, что технологии их формирования целесообразно реализовывать в рамках личностно ориентированного обучения.
Представляется необходимой децентрация воспитателей со всех интересов, не совпадающих с интересами детей. Основной путь такой децентрации заключается для учителя в постепенном овладении ценностными и технологическими аспектами принципов гуманизации педагогического взаимодействия. Личность воспитывается личностью. Поэтому гуманистическое педагогическое взаимодействие - это всегда взаимодействие диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное. Оно обеспечивает не просто передачу некоторого содержания (оформленного в виде знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т.п.) от учителя учащимся, но их совместный личностный рост.
Список литературы
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 2001. – 397 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,2007. – 244 с.
Климов Е.А. Психология
профессионального
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.
8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 36