Педагогическая центрация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:53, реферат

Описание работы

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Работа содержит 1 файл

педагогическая центрация.docx

— 22.85 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

 

Карагандинский  университет «Болашак»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Педагогическая центрация»

Реферат

Специальность 050103 – «Педагогика и психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст-ка гр.зПиП10-1к

Ненадовец Анна

 

 

 

 

 

Караганды 2013

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней  себя, применить свои знания, способности  отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. Составляющими  профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста. Что же включает в себя понятие «профессиональная  компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное  качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых  задач. 
Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. 
Важной  характеристикой  социально-психологической   направленности педагога является тип педагогической центрации.

Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса.

Личностная центрация учителя - Смысловую иерархию интересов участников педагогической системы, регулирующую действия и поступки учителя, можно назвать его личностной центрацией в педагогической системе. 

Выделяются 6 типов центрации:

- конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;

- эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего

- гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;

- центрация   на  интересах,  требованиях администрации. Характерна для

- педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;

- центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников.

 

 

- методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.

Второй подструктурой  личности педагога является профессиональная компетентность – интегративное  качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых  задач. Формирование профессиональной компетентности зависит от различных  свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется  постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и  умений, обогащению деятельности. Психологической  основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей  квалификации профессиональному развитию.

Третьим компонентом  личности педагога являются профессионалъно важные качества: социальный интеллект, эмоциональная отзывчивость, реальный педагогический гуманизм, социально-профессиональная ответственность, способность к волевому воздействию, сверхнормативная профессиональная активность, коммуникативность.

Четвертая подструктура личности педагога - профессионально  значимые психофизиологические свойства: ригидность, доминантность, эмоциональная устойчивость.

Продуктивным способом актуализации профессионально педагогического  потенциала и реализации личностно  ориентированного образования может  стать развитие у педагогов ключевых квалификаций - это сложные интегративные  образования, представляющие собой  констелляции профессионально значимых знаний, умении навыков, свойств и  качеств. Эти квалификации определяют профессионализм и мастерство педагогов, инновационный характер их деятельности и позволяют преодолеть профессионально  обусловленные деформации и кризисы  личности.

- социально-профессиональная направленность: гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью;

- профессиональная компетентность: психологическая компетентность и социально-коммуникативная адаптивность;

- профессионально важные качества: социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;

- психофизиологические свойства: эмоциональная устойчивость и экстравертированность.

- действенный педагогический гуманизм — присоединение к эмоциональному состоянию учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и субъективных трудностей;

- поливалентная профессионально-технологическая компетентность - социально-экономические и правовые знания, общепрофессиональные знания и умения в области измерения, диагностики, информатики, гигиены и охраны труда;

- социально-коммуникативная компетентность — знания, умения и способности, обеспечивающие личностно ориентированное общение и педагогическую фасилитацию;

- социальный интеллект - способность, определяющая продуктивность взаимодействия с учащимися, а также регулирующая познавательные процессы, связанные с отражением социально-психологических отношений;

- сверхнормативная профессионально-педагогическая активность - готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы, превышение нормативных профессиональных функций и должностных обязанностей;

- социально-психологическая толерантность - терпимость к подростковому образу жизни и поведению, этническим особенностям; эмоциональная устойчивость и самообладание;

Педагогическая рефлексия — качество, позволяющее анализировать собственные поступки, знать самого себя и понимать как учащиеся отражают личностные реакции и когнитивные представления педагога;

Организованность - способность организовать свою деятельность, профессионально-образовательный процесс и учебную деятельность учащихся; выражается также в самостоятельности, требовательности и волевом самоконтроле;

Социальная ответственность - способность к осуществлению самоконтроля и контроля за взаимодействием с учащимися прогнозирование и коррекция профессионального становления учащихся;

Сенсомоторные способности – психофизиологические свойства, обеспечивающие продуктивное (качественное и производительное) выполнение производственно-технологических действий и операций (особо значимых для мастеров производственного обучения).

Ключевые компетенции - это процедурные знания и умения (знания в действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных профессионально-педагогических ситуациях. Они не являются личностными  характеристиками субъектов деятельности и в этом их принципиальное отличие  от ключевых квалификаций. Как социально-профессиональные образования высокого уровня обобщенности они могут быть определены путем  анализа целевых (социально-профессиональных) функций педагога.

Реализация воспитательной функции обусловливает необходимость  социально-культурной компетенции, включающей культуру устной и письменной речи, знание иностранных языков, социальную информированность и компетентное отношение к средствам массовой информации.

Обучающая функция  детерминирует когнитивно-дидактическую компетенцию, предполагающую знание познавательных способностей учащихся, особенностей целеполагания и проектирования содержания и технологии личностно ориентированного обучения.

Развивающая функция  порождает психолого-педагогическую компетенцию, включающую знание психологии личности и учебной деятельности учащихся, особенностей их профессионального  становления, опыт решения проблемных педагогических ситуаций.

Производственно-технологическая  функция обусловливает специальную  компетенцию - знания о производственных объектах, технологических процессах  и производственных действиях.

Эти ключевые компетенции  являются важными предпосылками  реализации личностно ориентированного профессионального образования. Очевидно, что технологии их формирования целесообразно  реализовывать в рамках личностно  ориентированного обучения.

Представляется необходимой  децентрация воспитателей со всех интересов, не совпадающих с интересами детей. Основной путь такой децентрации заключается для учителя в постепенном овладении ценностными и технологическими аспектами принципов гуманизации педагогического взаимодействия. Личность воспитывается личностью. Поэтому гуманистическое педагогическое взаимодействие - это всегда взаимодействие диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное. Оно обеспечивает не просто передачу некоторого содержания (оформленного в виде знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т.п.) от учителя учащимся, но их совместный личностный рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 2001. – 397 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,2007. – 244 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.

8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 36


Информация о работе Педагогическая центрация