Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:41, реферат
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа .В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Введение
1. Формирование патриотизма
2. Цели и задачи программ по патриотическому воспитанию
3. Реализация программы патриотического воспитания
Заключение
Список использованных источников
Патриотическое
воспитание в группе продлённого
дня.
Введение
1. Формирование патриотизма
2. Цели и задачи программ по патриотическому
воспитанию
3. Реализация программы патриотического
воспитания
Заключение
Список использованных источников
Введение
В
полной мере и здоровой
натуре тяжело лежат
на сердце судьбы Родины;
всякая благородная
личность глубоко осознаёт
своё кровное родство,
свои кровные связи
с отечеством… Любить
свою Родину ¾ значит
пламенно желать видеть
в ней осуществление
идеала человечества
и по мере сил своих
споспешествовать этому.
Белинский
В.Г.
Патриотическое
воспитание - процесс взаимодействия воспитателей
и воспитанников, направленный на развитие
патриотических чувств, формирование
патриотических убеждений и устойчивых
норм патриотического поведения. Целью
патриотического воспитания является
воспитание убежденного патриота, любящего
свою Родину, преданного Отечеству, готового
служить ему своим трудом и защищать его
интересы.
О важности приобщения ребенка к культуре
своего народа написано много, поскольку
обращение к отеческому наследию воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой
живешь. Поэтому детям необходимо знать
и изучать культуру своих предков. Именно
акцент на знание истории народа, его культуры
поможет в дальнейшем с уважением и интересом
относиться к культурным традициям других
народов.
Патриотическое воспитание детей является
одной из основных задач дошкольного образовательного
учреждения. Следует подчеркнуть, что
в настоящее время выходит достаточно
много методической литературы по данному
вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь
отдельные стороны патриотического воспитания
детей в конкретных видах деятельности,
и нет стройной системы, отражающей всю
полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно,
поскольку чувство патриотизма многогранно
по содержанию. Это и любовь к родным местам,
и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и желание
сохранять и приумножить богатство своей
страны.
Исходя из этого, в данном направлении
воспитательной работы можно выделить
целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности
к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу;
- формирование бережного отношения к
природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям
и промыслам;
- формирование элементарных знаний о
правах человека;
- расширение представлений о городах
России;
- знакомство детей с символами государства
(герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и
гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства
уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах
детской деятельности: на занятиях, в играх,
в труде, в быту - так как воспитывают в
ребенке не только патриотические чувства,
но и формируют его взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
1. Формирование патриотизма
Патриотическое воспитание ребенка - сложный
педагогический процесс. В основе его
лежит формирование патриотизма как личностного
качества.
В широком понимании патриотизм трактуется
как олицетворение любви к своей Родине,
активная сопричастность к ее истории,
культуре, природе, к современной жизни,
ее достижениям и проблемам.
На каждом возрастном этапе проявления
патриотизма и патриотическое воспитание
имеют свои особенности. Патриотизм применительно
к ребенку младшего школьного возраста
определяется нами как его потребность
участвовать во всех делах на благо окружающих
людей, представителей живой природы,
наличие у него таких качеств, как сострадание,
сочувствие, чувство собственного достоинства;
осознание себя частью окружающего мира.
В период младшего школьного возраста
развиваются высокие социальные мотивы
и благородные чувства. От того, как они
будут сформированы в первые годы жизни
ребенка, во многом зависит все его последующее
развитие. В этот период начинают развиваться
те чувства, черты характера, которые незримо
уже связывают его со своим народом, своей
страной. Корни этого влияния - в языке
народа, который усваивает ребенок, в народных
песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях
о природе родного края, о труде, быте,
нравах и обычаях людей, среди которых
он живет.
Под патриотическим воспитанием детей
мы понимаем взаимодействие взрослого
и детей в совместной деятельности и общении,
которое направлено на раскрытие и формирование
в ребенке общечеловеческих нравственных
качеств личности, приобщение к истокам
национальной и региональной культуры,
природе родного края, воспитание эмоционально-действенного
отношения, чувства сопричастности, привязанности
к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей младшего
школьного возраста - формирование у них
потребности совершать добрые дела и поступки,
чувство сопричастности к окружающему
и развитие таких качеств, как сострадание,
сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей
младшего школьного возраста включают:
- формирование духовно-нравственного
отношения и чувства сопричастности к
родному дому семье, детскому саду, городу,
селу;
формирование духовно-нравственного отношения
и чувства сопричастности к культурному
наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного
отношения к природе родного края и чувства
сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации,
понимания своих национальных особенностей,
чувства собственного достоинства, как
представителя своего народа, и толерантного
отношения к представителям других национальностей
(сверстникам и их родителям, соседям и
другим людям).
Содержание патриотического воспитания
детей младшего школьного возраста раскрывается
следующим образом:
- приобщение детей к культурному наследию,
праздникам, традициям, народно-прикладному
искусству, устному народному творчеству,
музыкальному фольклору, народным играм.
- знакомство с семьёй, историей, членами
семьи, родственниками, предками, родословной,
семейными традициями; с детским садом
его ребятами, взрослыми, играми, игрушками,
традициями; с городом, селом, его историей,
гербом, традициями, выдающимися горожанами,
селянами прошлого и настоящего времени,
достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием
объектов в разные сезоны года, организация
сезонного земледельческого труда в природе
посев цветов, овощей, посадка кустов,
деревьев и другое;
- организация творческой продуктивной,
игровой деятельности детей, в которой
ребенок проявляет сочувствие, заботу
о человеке, растениях, животных в разные
сезоны года в связи с приспособлением
к новым жизненным условиям и ежедневно
по необходимости.
Патриотическое воспитание детей реализуется
в образовательных учреждениях по различным
программам.
Программа <Дом, в котором я живу> разработана
для детей в возрасте с 3 до 7 лет и предусматривает
распределение работы по патриотическому
воспитанию по трем блокам: 1 блок- <Моя
семья>, 2 блок- <Родной город>, 3 блок-
<Родная страна>. Каждая из тем повторяется
в возрастных группах, изменяются только
содержание, объем познавательного материала,
сложность и длительность изучения.
2. Цели и задачи программ
по патриотическому
воспитанию
Реализация программы направлена на решение
следующих задач:
1. Повысить педагогическую компетентность
педагогов по организации работы по патриотическому
воспитанию
2. Сформировать комплекс нормативно- правового
и организационно- методического обеспечения
системы патриотического воспитания.
3. Ориентировать родителей на патриотическое
воспитание детей путем прикосновения
к истории своей семьи
4. Воспитывать любовь и уважение к своему
городу, краю, Родине, гордость за принадлежность
к гражданам России
5. Прививать чувство гордости, глубокого
уважения и почитания символов Российской
Федерации - герба, Гимна, Флага.
6. Воспитывать личность гражданина-патриота
Родины, способного встать на защиту государственных
интересов страны.
В программе патриотического воспитания
дошкольников <Моя страна> представлены
циклы занятий по разным видам детской
деятельности: познавательной, художественно-речевой,
художественно-творческой, музыкальной.
Циклы объединены темами <Русь изначальная>,
<Все мы вышли из природы>, <Россия.
Золотой век>.
Главной целью данной педагогической
системы является создание оптимальных
условий для всестороннего развития нравственно-патриотического
потенциала дошкольника через грамотное
построение целостного педагогического
процесса в дошкольном учреждении на основе
синтеза опыта традиционной российской
системы общественного дошкольного образования
и обобщения, систематизации, интеграции
достоверных, научно исторических материалов.
Программа <Моя страна> в практической
деятельности способствует решению следующих
воспитательных задач:
1. Формирование эстетически развитой
личности.
2. Развитие активности творческого потенциала
нравственных начал у дошкольника через
осознание самого себя в своих поступках,
чувствах, поведении.
3. Соприкосновение дошкольника с высоконравственными
идеалами общечеловеческих ценностей
и национальной культуры мирового значения.
Реализация данных и других разработанных
современными методистами программ по
патриотическому воспитанию детей дошкольного
возраста направлена, прежде всего, на
воспитание будущего гражданина.
Осуществление патриотического воспитания
старших дошкольников включает воспитание
патриотических чувств, любви к Родине,
развитие интереса к народной культуре,
к родному языку, традициям и обычаям.
В настоящее время одной из острейших
проблем является воспитание патриотизма.
Дошкольные образовательные учреждения,
являясь начальным звеном системы образования,
призваны формировать у детей первое представление
об окружающем мире, отношение к родной
природе, малой Родине, своему Отечеству.
Очевидно, что для этого необходимо определить
нравственные ориентиры, способные вызвать
чувства самоуважения и единения.
11 июля 2005 года Правительством Российской
Федерации принята Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2005-2010 годы». Системе образования
принадлежит ведущая роль в гражданском
и патриотическом становлении подрастающего
поколения.
Чувство Родины у ребенка начинается с
любви к самым близким людям – отцу, матери,
бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где
он не раз гулял, и вид из окна квартир
и детский сад, где он получает радость
от общения со сверстниками, и родная природа
– все это Родина. Сколько открытий делает
ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления
еще им не осознанны, все начинается с
восхищением тем, что видит перед собой
маленький человек.
Очень важным для воспитания патриотических
чувств и исторические знания. Знание
истории необходимо для формирования
гражданской позиции растущего человека,
воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству,
гордости за людей, трудами и талантами
которых славна Россия, чувства сопричастности
к прошлому, настоящему и будущему своего
народа.
2.1.Каково же содержание
проблемы?
Наиболее идеологически незащищенными
оказались дошкольники. В силу возрастных
особенностей, их воспитание целиком зависит
от окружающих ребенка взрослых. По мнению
педагогов, социологов и врачей, именно
бездуховность часто приводит к тому,
что такой ребенок оказывается незащищенным
внутренним эмоциональным интеллектуальным
барьером.
Воспитательные традиции Древней Руси
насчитывают более двух тысяч лет. Исторические
элементы патриотизма в виде привязанности
к родной земле, языку, традициям начли
формироваться ещё в древности. Педагогическая
мысль на Руси X- XIII веков выдвигает отдельную
личность как цель воспитания, воспитание
веры в победу, в непобедимость богатырей
русских
Важное место в народной педагогике России
занимали пословицы и поговорки.
Стержнем всего российского воспитания
является патриотизм. Понятие «патриотизм»
включает в себя любовь к Родине, к земле,
где родился и вырос, гордость за исторические
свершения народа.
Проводя параллель с нашим временем, стоит
вспомнить, что «любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи начинается
с малого - с любви к своей семье, к своему
жилищу, к своему детскому саду. Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь
к родной стране, к её истории, прошлому
и настоящему, ко всему человечеству».
Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного
возраста педагог должен правильно использовать
источники педагогического мастерства,
опыт накопленный веками.
А теперь давайте рассмотрим, что же включают
в себя «Пути и средства патриотического
воспитания русского человека»:
1. Понятие о патриотизме, героизме и их
проявлениях.
2. Взгляды на патриотизм в летописях.
3. Русские народные былины как средство
воспитания патриотизма (любовь к Родине,
ненависть к врагам, готовность встать
на защиту родной земли).
4. Роль русских сказок в процессе формирования
любви к Родине, к своему народу, к природе
родного края; сказки о солдатской дружбе
и прочее.
5. Героические и патриотические песни
русского народа и их воспитывающая роль
6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме,
героизме, смелости, трусости, предательстве.
Их использование в воспитательной работе
с детьми.
Россия - родина для многих. Но для того
чтобы считать себя её сыном или дочерью,
необходимо ощутить духовную жизнь своего
народа и творчески утвердить себя в ней,
принять русский язык, историю и культуру
страны как свои собственные. Однако национальная
гордость не должна вырождаться в тупое
самомнение и самодовольство. Настоящий
патриот учится на исторических ошибках
своего народа, на недостатках его характера
и культуры. Национализм же ведёт к взаимной
ненависти, обособлению, культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм надо
прививать с раннего детства. Но подобно
любому другому чувству, патриотизм обретается
самостоятельно и переживается индивидуально.
Он прямо связан с духовностью человека,
её глубиной. Поэтому не будучи патриотом
сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить
чувство любви к Родине. Именно пробудить,
а не навязать, так как в основе патриотизма
лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего
нравственного авторитета среди других
народов - авторитета, достойно завоёванного
русским искусством, литературой. Мы не
должны забывать о своём культурном прошлом,
о наших памятниках, литературе, языке,
живописи... Народные отличия сохранятся
и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием
души, а не только передачей знаний». (Д.
С. Лихачёв ).
Именно поэтому родная культура, как отец
и мать должна стать неотъемлемой частью
души ребёнка, началом продолжающим личность.
Исходя из выше изложенного наметились
следующие приоритеты:
1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие
душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство
красоты, любознательность, должны быть
национальными. Это помогает детям с самого
раннего возраста понять, что они - часть
великого русского народа.
2. Мы широко используем все виды фольклора
(сказки, песенки, пословицы, поговорки,
хороводы и т. д.). В устном народном творчестве
как нигде сохранились особенности черты
русского характера, присущие ему нравственные
ценности, представление о добре, красоте,
правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками,
пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем
их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным
образом сочетается слово, музыкальный
ритм, напевность. Адресованные детям
потешки, прибаутки, звучат как ласковый
говорок, выражая заботу, нежность, веру
в благополучное будущее. В пословицах
и поговорках метко оцениваются различные
жизненные позиции, высмеиваются недостатки,
восхваляются положительные качества
людей. Особое место в произведениях устного
народного творчества занимают уважительное
отношение к труду, восхищение мастерством
человеческих рук. Благодаря этому, фольклор
является богатейшим источником познавательного
и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной
культуре в работе по патриотическому
воспитанию занимают народные праздники
и традиции. В них фокусируются накопленные
веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями времён года, погодными
изменениями, поведением птиц, насекомых,
растений. Причём эти наблюдения непосредственно
связанны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их
целостности и многообразии.
4. Другим важным направлением нашей работы
является ознакомление детей с народной
декоративной росписью. Она, пленяя душу
гармонией и ритмом, способна увлечь ребят
национальным изобразительным искусством.
5. Природа - один из важнейших факторов
народной педагоги. Она не только среда
обитания, но и родная сторона, Родина.
Знакомя с природой края мы решаем не только
природоохранные задачи, но и воспитываем
любовь к каждому объекту в природе.
6. Знакомство с историческим прошлым России
- новое, но очень интересное направление
в работе по воспитанию патриотизма у
детей. А зачем детям - дошкольникам нужны
знания об истории страны? Ведь систематизированный
курс истории - это задача школы. Да, конечно.
Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо,
необходимо ещё до школы сформировать
у них первоначальные достоверные представления
об истории нашей Родины, интерес к её
изучению в будущем.
В последние годы многие страницы истории
переосмысливаются, поэтому мы проявляем
корректность в отборе познавательного
материала, учитываем возрастные особенности
восприятия и социальную подготовленность
ребёнка.
Нами разработаны и реализуются два проекта
по патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста «Марпосадская сторона
– новь и старина» и «Странички истории»,
целью которых является воспитание патриотизма
через краеведческие знания о своем городе
и положительном историческом прошлом
России.
Ожидаемые результаты проектов - формирование
у старших дошкольников основ патриотизма,
гражданственности, знаний об истории
своей малой родины и России, ответственности
за судьбу Отечества и готовности к его
защите.
3. Реализация программы
патриотического воспитания
Поэтапная работа по данному направлению
патриотического воспитания реализуется
по трем направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой
и включает в себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими
событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их
подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой
города, республики, стран.
В процессе реализации проекта по работе
с детьми используются: игры – занятия,
игры – развлечения, праздники, художественные
постановки, экскурсии, экскурсии на предприятия
города, чтение художественной литературы,
занятия с использованием электронных
презентаций, занятия в музее детского
сада и города.
Формирование патриотических чувств проходит
эффективно в тесной связи с семьёй. Именно
родители на ярких, доступных примерах
жизни, своего труда, отношения государства
к детям демонстрируют ребёнку, что на
него возлагают надежды не только родные,
но и всё общество, вся страна. Мы со своей
стороны оказываем педагогическую поддержку
семье в этих вопросах, через встречи,
консультации и беседы, совместные праздники
и экскурсии.
Родителям можно посоветовать и такие
формы привлечения детей к общественной
жизни, как прогулки и экскурсии и целью
знакомства с историческими местами (близкой
истории), памятниками погибшим воинам;
посещение краеведческого музея, картинной
галереи и т.д.
Данный проект предполагает большую отдачу
от самого педагога, задача которого не
просто рассказать факты из жизни отдельного
человека – героя и страны, а переосмыслить
значимость каждого отдельного события,
его роли в развитии государства, пронести
через сердце и душу и вовлечь в этот процесс
маленького гражданина.
Педагог организует предметно-развивающую
среду с учетом данного проекта, ведет
подборка художественной литературы,
готовит презентации, посвященные памятным
датам, разрабатывает конспекты игр-занятий
и сценарии развлечений
Какая притягательная сила заключена
в том, что нас окружает в детстве? Почему
даже уехав из родных мест на долгие годы,
человек вспоминает их с теплом, а живя
в городе, селе он постоянно, с гордостью
рассказывает гостю о красоте и богатстве
родного края? Думается, это - выражение
глубокой привязанности и любви ко всему,
что с ранних лет вошло в сердце как самое
дорогое. Свою любовь к родным местам,
представление о том, чем они знамениты,
какова природа, каким трудом заняты люди
- всё это в своей работе мы передаем детям,
что чрезвычайно важно для воспитания
нравственных и патриотических чувств.
Чем мы можем гордиться так это своей историей.
Мне хочется пробудить в детях чувство
гордости за русских людей, давших миру
великих полководцев и мыслителей, освободителей
мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Нашим детям есть чем гордиться, они не
должны расти Иванами не помнящими родства.
Заключение
Родина, Отечество… В корнях этих слов
близкие каждому образы: мать и отец, родители,
те, кто дает жизнь новому существу. Чувство
любви к Родине сродни чувству любви к
родному дому. Объединяет эти чувства
единая основа – привязанность и чувство
защищенности. Значит, если мы будем воспитывать
у детей чувство привязанности, как таковое,
и чувство привязанности к родному дому,
то при соответствующей педагогической
работе со временем оно дополнится чувством
любви и привязанности к своей стране.
На мой взгляд, суть патриотического воспитания
состоит в том, чтобы посеять и взрастить
в детской душе семена любви к родной природе,
к родному дому и семье, к истории и культуре
страны, созданной трудами родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Список использованных
источников
1. Журнал "Дошкольное воспитание"
N3, 1993; N4, 1993.
2. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание
учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ,
2004. - 83с.
3. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание:
Воспитание! - М.: Новая школа, 1996.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная
педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф.
Учеб.заведений/. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский
центр "Академия", 2006.
5. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает
доброе. – М.1973.
6. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.-СПб.:
Детство: Программа развития и воспитания
детей в детском саду / Детство-Пресс, 2002.
7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое
воспитание в детском саду Линка – Пресс,
М., 2003.
8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего
человека. - М.: Педагогика, 1989.
Информация о работе Патриотическое воспитание в группе продлённого дня