Патриотическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Работа содержит 1 файл

Патриотическое воспитание младших школьников в учебном процессе Данилова.docx

— 37.18 Кб (Скачать)

      В условиях борьбы с международным  терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными  интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении  ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

      Цель  патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития (Ефремова 2005).

      На  современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:

      - утверждение в обществе, в сознании  и чувствах граждан социально  значимых патриотических ценностей,  взглядов и убеждений, уважения  к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

      - создание и обеспечение реализации  возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

      - воспитание граждан в духе  уважения к Конституции Российской  Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

      - привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

      - привлечение традиционных для  России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

      - создание условий для усиления  патриотической направленности  телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

      - формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

      Реализация  задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с  учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах. 

      1.2 Направленности патриотического  воспитания 

      Задачами  патриотического воспитания младших  школьников являются:

      1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

      2. Воспитание у младших школьников  интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

      Предполагает  активизацию эмоциональной сферы  личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

      3. Включение детей в практическую  деятельность по применению полученных  знаний. Предполагает формирование  у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

      Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

      - «позитивный центризм» (отбор  знаний, наиболее актуальных для  ребёнка данного возраста);

      - непрерывность и преемственность  педагогического процесса;

      - дифференцированный подход к  каждому ребёнку, максимальный  учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

      - рациональное сочетание разных  видов деятельности, адекватный  возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных  нагрузок;

      - деятельностный подход;

      - развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

      Рассматривая  патриотизм, необходимо остановится  на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.

      Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня»  дает смысловую связь между субъектом  и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству (С. И. Ожегов) (Цит. по Лутовинов 1997). Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве.

      Конечно, трудно представить, чтобы человек  был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь– неспешно текущие реки и т. д.

      Широко  известна цитата А. Ф. Лосева, рассматривающего Родину как «интимно-интимно –  внутреннее наше» (Цит. по Кобылянский 1998). Итак, одна из главных составляющих патриотизма – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести.

      Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

      - благодарности детей по отношению  к родителям (за порождение  на свет),

      - уважение детьми родителей (признание  авторитета отца, отец носитель социальных норм),

      - возможности детей получить физическую  защиту, моральную поддержку, совет  в трудное время (сильный отец  – защитник, покровитель, наставник),

      - возможности детей получить тепло,  ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

      С другой стороны, в рамках этих отношений  дети несут обязанность заботы о  родителях в старости, болезни  и т. п.

      В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную : получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

      На  основе философских соображений  следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать?

      Вследствие  специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.

      Содержательно патриотические чувства:

      - выражают субъективную значимость  идентификации личностью себя  с определенной страной, народом,  культурой, природой на основе  происхождения и похожести;

      - включают эмоционально окрашенные  представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;

      - проявляются в переживаниях, которые  ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;

      - выступают регуляторами конкретных  действий в жизнедеятельности личности.

      Сущность  воспитания патриотических чувств состоит  в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране.

      Среди, прочих весьма эффективных средств  воспитания, особо адекватна –  символика. Скорее всего, основанием для  этого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопреки всему. В воспитании патриотических чувств достаточно много суггестивного1.

      В воспитании патриотических чувств могут  использоваться следующие группы символов:

      - словесные (девиз, название, имя);

      - предметные (знамя, форма, нагрудный знак);

      - действенные (ритуалы);

      - музыкальные (мелодии, сигналы);

      - изобразительные (рисунки).

      Процесс воспитания патриотических чувств у  учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:

      - особого свойства содержания  и формы символов – возможности  образовывать смысловые ассоциативные  связи, которые К. Левин называл  «валетностью» (Цит. по: Мазыкина , Монахов 2004);

      - специфического порядка предъявления  символов – сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что может интерпретироваться в соответствии с работами Л. И. Новиковой, как амбивалентность.

      Для государственных образовательных  учреждений совершенно понятно, что  заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели в какой-то степени, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения. 

      1.3 Формы патриотического  воспитания 

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников