Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:28, доклад
Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у младших школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея, что позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.
Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.
Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину ( то место, где он родился, живет, учится).
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ.
Закон РФ “Об
образовании” в качестве первостепенных
принципов обучения и воспитания
подрастающего поколения
Как быть нынешнему школьнику, будущему самостоятельному члену общества?!
Очень часто
ребенок не может соотнести сухие
факты истории, о которых сообщается
ему в общеобразовательном
В нынешних непростых условиях, во времена антипатриотических настроений, потери нравственных и культурных основ в воспитании младших школьников именно обращение к искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.
Нравственно-эстетическое
воспитание ребенка – одна из ведущих
задач современного начального образования.
Обобщая различные взгляды
а) формирование
нравственного сознания, основными
категориями которого являются: нравственный
идеал, этические ценности и нормы,
моральная мотивация, этическая
оценка;
б) развитие нравственных качеств таких
как: гуманизм, совесть, честь, достоинство,
долг, принципиальность, ответственность,
товарищество, коллективизм, доброта,
стыд, уважение к людям, милосердие и др.;
в) формирование опыта поведения, соответствующего
принятым этическим нормам и традициям;
выработка нравственных привычек (говорить
правду, не делать зла, защищать добро
и т.д.).
Представленные задачи можно решить в ходе учебного школьного процесса, особенно при преподавании гуманитарных дисциплин. В начальных классах этими дисциплинами являются изобразительное искусство, литературное чтение, краеведение, ритмика, музыка.
Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Важной гранью
воспитания и развития личности на
уроках музыки в школе является воспитание
патриотизма через
Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в основной школе.
В настоящее время существует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б.Кабалевского. Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.
Урок музыки в данных программах трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим содержанием которого, является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
Своеобразие предлагаемых программ предоставляет учителю возможность сделать выбор того варианта программы, который позволит ему реализовать свои возможности и учесть уровень подготовки детей.
Патриотическое воспитание на уроках музыки в начальной школе осуществляется через:
Работая над
развитием и воспитанием
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.
В построении уроков музыки традиционно применяются два подхода.
Первый. Словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Сам педагог должен стремиться к нравственности, стараться быть примером для детей.
Второй. Сам процесс восприятия или исполнения произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока. Роль учителя на этом этапе также имеет значение. Дети должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относится к музыке с волнением.
Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.
Основные методические принципы и методы, которыми я руководствуюсь в своей работе, предложены авторами программы “Музыка” для 1-4 классов начальной школы Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С..Шмагиной. Это увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, сходство и контраст, интонационность, а также:
Процесс обучения и воспитания строится с использованием нетрадиционных уроков: уроков-путешествий, музыкального творчества, уроки с использованием видео материалов. Особый акцент делается на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций, на знакомство с духовной музыкой.
С первого класса дети входят в многообразный мир музыкальной культуры:
Особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой коренных народов Севера. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.
На своих уроках
я стараюсь пробудить в детях
интерес к народной, родной музыке,
к музыкальным занятиям. Развить
уже имеющийся у них жизненно-
С различными жанрами народной музыки дети начинают знакомиться на уроках уже в первом классе. К четвертому году обучения накапливается определенный багаж знаний и происходит обобщение опыта. Фольклор рассматривается как отдельная, богатая, многообразная область культуры, куда вплетены устное, прикладное, музыкальное народное творчество.
Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни.
Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества. Огромное удовольствие получают дети от просмотра фрагментов из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом, которые, к сожалению не так часто можно увидеть на экранах телевидения.
Богатство и
красота родной природы, запечатленные
в произведениях искусства, - прекрасное
средство воспитания детской души.
Уроки музыкально-
Для формирования у школьников “национальной широты” музыкального вкуса, я стараюсь приобщать детей к слушанию музыки других народов, улавливать ее характерные интонации. Особый акцент делается на знакомство с музыкой и культурой коренных народов Севера, обычаями и традициями.
Вся работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты:
Работа в этом
направлении ориентирует детей
на самостоятельное добывание
Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки