Пальчиковые игры в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Народная педагогика со своей многолетней мудростью и всемерной любовью к ребенку издавна опирается на разнообразные жанры детского фольклора. Память русского народа хранит множество различных затей и забав, способствующих развитию и воспитанию детей. Благодаря потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, инсценировкам коротких стихов, загадкам ребенок познает окружающий мир, происходит закрепление условных рефлексов и реакций, копирование действий окружающих людей.

Содержание

Содержание:
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Теоритические основы использование пальчиковых игр в ДОУ.
1.1 Характеристика пальчиковых игр.
1.2 Виды пальчиковых игр.
1.3 Методика проведения и руководства пальчиковых игр с детьми разных возрастных групп.
Глава 2. Практическая работа по использовании пальчиковых игр в работе с детьми 2младшей группы.
2.1 Планирование пальчиковых игр.
2.2 Педагогическая работа по организации и проведении пальчиковых игр.

Работа содержит 1 файл

Городецкий Губернский колледж.doc

— 76.50 Кб (Скачать)


Городецкий Губернский колледж

 

 

 

 

Курсовая работа на тему  “Пальчиковые игры в ДОУ”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Самбурская Ю.В

Проверила: Горинова Т.В

 

 

2011-2012 Год

Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1.Теоритические основы использование  пальчиковых игр в ДОУ.

1.1   Характеристика пальчиковых игр.

1.2   Виды пальчиковых игр.

1.3   Методика проведения и руководства пальчиковых игр с детьми разных возрастных групп.

Глава 2. Практическая  работа по использовании пальчиковых игр в работе с детьми 2младшей группы.

2.1 Планирование пальчиковых игр.

2.2 Педагогическая работа по организации и проведении пальчиковых игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Характеристика пальчиковых игр.

Народная педагогика со своей многолетней мудростью и всемерной любовью к ребенку издавна опирается на разнообразные жанры детского фольклора. Память русского народа хранит множество различных затей и забав, способствующих развитию и воспитанию детей. Благодаря потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, инсценировкам коротких стихов, загадкам ребенок познает окружающий мир, происходит закрепление условных рефлексов и реакций, копирование действий окружающих людей.

Среди многообразия жанров детского фольклора пальчиковые игры занимают особое место. Занятия с участием пальцев, ладоней, кистей рук представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Во время таких игр ребенок учится управлять своим телом, получает физическую закалку. Кроме того, активнее становятся мыслительные процессы, умственное развитие, т. к. пальчиковые игры (ко­гда заняты обе руки) способствуют повышению активности и левого, и правого полушарий мозга, ведут к улучшению взаимосвязи между ними и синхронизации их работы. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. По образному выражению И. Канта, «рука - вышедший наружу мозг». Поэтому развитие подвижности рук очень важно для умственного развития детей, ведь «руки учат разум» (В. А. Сухомлинский).

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II в. до н. э. В Китае, например, известные мудрецы считали, что игры с участием рук и пальцев помогают найти гармонию между телом и разумом, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности такими зонами кисть не уступает уху и стопе. Таким образом, занятия пальчиковыми играми полезны не только для развития учащихся, но и для их оздоровления.Наши предки также хорошо понимали пользу народных игр и манипуляций с пальчиками и руками, которые положительно воздействовали на внутренние органы, имели тонизирующий и иммуностимулирующий эф­фект, влияли на развитие мыслительных функций и речи, давали заряд положительных эмоций, учили общаться, формировали характер (например, когда малыш во время игры гладит руку взрослого или другого ребенка, у него формируется чувство уверенности). Отечественные ученые подтвердили то, что интуитивно ощущали наши прародители: связь развития рук с развитием мозга. Например, выдающийся физиолог В. М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков и развивают речь ребенка, уровень развития которой находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Круговые движения пальцев по ладошке, своим щекотанием «воздействуют на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития слуха и речи» [3, с. 495]. По мнению И. Э. Сафаровой, тренировка мелкой пальцевой моторики является мощным физиологическим средством, оказывающим большое влияние и на чистоту интонирования [4, с. 10], что очень важно для развития музыкальных способностей. Известный педагог В. А. Сухомлинский также утверждал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Таким образом, применяя пальчиковые игры в учебном процессе можно не только создавать увлекательную атмосферу на уроке, но и развивать различные способности учеников.В последнее время довольно часто пальчиковые игры используются в музыкальной педагогике. Игра на музыкальном инструменте требует от маленьких учеников определенных усилий. Сидя за инструментом, одновременно приходится выполнять множество задач: зрительных, слуховых, двигательных, эмоциональных, интеллектуальных. А неразвитость координации движений рук, малая чувствительность кончиков пальцев не позволяет сразу же их решать. Чтобы освободиться от неудобства и скованности во время игры, улучшить технические способности необходимо выполнять определенные упражнения. Работе за инструментом, по мнению многих педагогов (А. Д. Артоболевская, А. А. Шмидт-Шкловская, Т. Б. Юдовина-Гальперина и др.), должна предшествовать гимнастика, «развивающая «общую ловкость тела» и опирающаяся на двигательный опыт каждого человека» [6, с. 6]. Поэтому многие педагоги по инструментальному исполнительству (В. А. Гутерман, С. О. Мильтонян, И. Э. Сафарова и др.) используют пальчиковые игры в доинструментальный период обучения малышей, так как в легкой непринужденной атмосфере, в процессе занятий, проходящих в виде увлекательных игр, дети учатся координировать свои движения, организовывать их ритмически; гармонизуют, настраивают свой сложный физиологический ин­струмент для будущей исполнительской деятельности.

Подвижность мелкой моторики, мышечная свобода, мышечно-кинетическая чувствительность, координация движений рук являются неотъемлемыми качествами музыканта-профессионала. «Свободный двигательный аппарат освобождает путь от слуховой сферы к кончикам пальцев, а культура движений во многом определяет культуру художественного мышления» [2, с. 7]. Используя пластические виды работы на музыкальных занятиях, можно активизировать развитие двигательно-моторной сферы учащихся, что очень важно для будущего профессионального самоопределения. Тактильно-кинестетические особенности личности обусловливают и проявление важной характеристики музыкальности - темпо-метроритмических способностей человека. Поэтому использование пальчиковых игр помогает развивать не только мелкую моторику, «тонкость тактильных ощущений, точность и разнообразие прикосновений чутких кончиков пальцев, дифференцированность движений, координацию движений крупных рычагов руки» [4, с. 3], но и способность связывать образную природу метроритма с интонационными свойствами музыки.Пальчиковые игры можно использовать на всех учебных дисциплинах в ДМШ и ДШИ: инструмент, теоретические предметы, хор. На занятиях по классу «Музыкальный инструмент» с помощью пальчиковых игр решаются следующие профессиональные задачи: тренировка мелких мышц пальцев, ладони, кисти, рук; осознанное движение пальцами; развитие чутких кончиков пальцев; воспитание правильного принципа «растяжения» как «раздвижения, расширения» ладони; развитие координации движений пальцев и крупных движений рук; формирование внутренних мышечных ощущений (мышечного чувства), чувства легкости, полетности движений; воспитание целостного гармоничного ощущения пианистического аппарата, при котором крупные объединяющие движения плечевого пояса и спины направляют точную дифференцированную и активную работу концов пальцев и т. д.

Исполняя песенки с движением пальцев и кистей рук, учащиеся не воспринимают повтор одних и тех же упражнений как однообразный и монотонный (благодаря различному музыкальному материалу), этот процесс не утомляет их.Применяя пальчиковые игры на уроках сольфеджио, можно способствовать развитию творческого воображения детей. Разучивание игр сопровождается не только ярким показом взрослого, но и сочинением адекватных движений самими учащимися, что помогает развивать их фантазию. Пение песен с движением пальчиков может воздействовать и на более интенсивное освоение теории музыки. Например, с помощью визуализации можно понять и запомнить количественные характеристики интервалов (от примы до квинты), соотнести их строение со звучанием, легче усвоить построение и игру интервалов на фортепиано. Дети последовательно соединяют с первым пальцем все остальные пальчики, называя при этом образовавшийся интервал. Затем этими же пальцами они играют интервалы на фортепиано. Счет из детских считалок, исполняемых при такой работе, помогает запомнить количественную величину интервалов.

Пальчиковые игры на занятиях в музыкальной школе должны обязательно сопровождаться пением. Обусловлено это рядом причин. Во-первых, все, что делает ребенок, занимающийся в ДМШ и ДШИ, должно иметь отношение к его будущей музыкальной деятельности. Во-вторых, необходимо приобщать учащихся к музыкальному фольклору, особенно к образцам своего региона. К сожалению, современные дети практически не знают русских народных песен, их музыкальные особенности. Поэтому народные игры с песенными припевами, которые может исполнять любой ребенок, имеют особую ценность для музыкального воспитания. В-третьих, синтез поэтического слова, движения и мелодии усиливает восприятие художественного образа, что благотворно сказывается на эмоциональном и творческом развитии детей. В-четвертых, пение с одновременным движением способствует расслаблению голосового аппарата и развитию координации движений тела. В-пятых, многие песенки содержат достаточно сложные музыкальные интонации (например, тритоновые), разнообразные ритмические группы, переменные размеры, которые осваиваются детьми сначала неосознанно, а в дальнейшем педагог лишь акцентирует на них внимание учащихся. Наиболее простые мелодии могут быть записаны ритмически или подобраны на инструменте, т. е. могут являться музыкальным материалом для посильных учебных заданий.Пальчиковые игры - важная часть устной народной культуры, для которой характерно взаимовлияние жанров и соединение разных видов искусства: поэзии и пения, движения и драматического действа. Они уходят корнями в глубину веков и в тоже время соединяют в себе традиции и новизну поздних времен. Пальчиковые игры являются великолепным универсальным дидактическим и развивающим средством музыкального воспитания ребенка, так как в увлекательной и шутливой форме способствуют накоплению у детей слухового, зрительного и информационного опыта, развитию музыкальных способностей: вокально-интонационных навыков, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения.

1.2 Виды пальчиковых игр.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.  Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Дети в возрасте до 2-х лет:

· знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение" Зайчик".

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

·  с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики,  коготки, колечко, клювик, веер, дождик);

- Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

- Упражнение начинается с объяснения его выполнения , показывается поза пальцев и кисти.

- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

Дети  в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

·  энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Например, упражнение"Капустка".

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

·  простые фигуры из пальчиков одной руки.

"Зайка"

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

"Коза"

У козы торчат рога,

Может забодать она.

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

·  составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

·   игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

"Замок"

На двери висит замок.(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.(расцепить пальцы)

"Домик"

На поляне дом стоит,

Ну  а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.

"Шарик"

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.)

Дети 3 – 4 лет.

· Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.

"Кошка".

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

- выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе).

-  разучивается вторая фигура по этому же принципу.

"Мышка"

Серенькая шкурка,

Маленькие глазки,

Ушки на макушке.

Скажем мышке: "Здравствуй!".

-  дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

- Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

· Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.

"Пальчики"

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Дети  с 4 до 5 лет:

·  выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;

Информация о работе Пальчиковые игры в ДОУ