Отношение студенческой молодежи к богатству и богатым

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:01, реферат

Описание работы

Как показало исследование Центра социологии национальных и региональных отношений института социально-политических исследований РАН (под руководством В.Н. Антонова) проблема расслоения общества на богатых и бедных довольно сильно беспокоит людей уже на протяжении многих лет, причем с каждым годом эта проблема всё более и более осознается обществом.

Работа содержит 1 файл

богатство.docx

— 23.68 Кб (Скачать)

Ерофеева Е.А., Семина Е.О. Отношение студенческой молодежи к богатству и богатым

Московский государственный  университет им.М.В. Ломоносова 

 

Как показало исследование Центра социологии национальных и региональных отношений института социально-политических исследований РАН (под руководством В.Н. Антонова) проблема расслоения общества на богатых и бедных довольно сильно беспокоит людей уже на протяжении многих лет, причем с каждым годом  эта проблема всё более и более  осознается обществом. Если ещё в 1993 году доля респондентов, указавших на это явление как наиболее их беспокоящее составляла 8% опрошенных, то уже к 1999 году она выросла до 22%.

По-видимому, реформы, проводимые в России в последнее десятилетие, способствовали формированию неустойчивой ситуации в различных сферах современного общества, что привело к увеличению дифференциации среди населения.

На рубеже веков Россия переживает грандиозные трансформации  и преобразования. Резкий слом социально-экономической  и политической системы в начале девяностых годов привел к существенным изменениям во всех основных сферах жизнедеятельности  общества. Смена жизненных ориентиров и утрата былых ценностей привели  к резкому расслоению населения. Особенно явно это прослеживается по экономическим характеристикам  или <уровню жизни>. Многие люди, имевшие  стабильный средний доход в советском  обществе, после реформ оказались  за чертой бедности. А некоторым, наоборот, смена власти позволила резко  улучшить свое благосостояние. По данным статистики, опубликованным в СМИ  в 2001 году, лишь 15% россиян можно отнести  к разряду богатых, в то время  как бюджет 70% населения ниже прожиточного минимума. Эти процессы привели к  развитию прагматических тенденций, с  одной стороны, и формированию негативного  отношения к современным российским богатым, с другой. Таким образом, происходит смена систем общественных и личностных ценностей.

Особенно явно прослеживается смена ценностных ориентиров молодежи. На первый план выходят не коллективные интересы, а достижение личного благополучия. В условиях сложившейся в нашей  стране социально-экономической ситуации личное благополучие, прежде всего, предполагает материальный достаток, или, проще говоря, богатство.

Что же прежде всего понимается под богатством? Богатство - мало разработанная категория, и с этим связано отсутствие какого-либо четкого его определения, можно привести несколько вариантов.

Богатство - обилие материальных ценностей или денег, на которые  эти ценности можно выменять. Также, богатство - это то, что накапливается  за многие годы и передается по наследству; то, что позволяет, не работая, жить безбедно. Богатый, соответственно, носитель, обладатель богатства.

Также важно отметить, что  развитие в последние 10 лет рыночных отношений в нашей стране происходит таким образом, что в глазах широкого круга людей понятия 'богатство', 'коммерция' - с одной стороны, и  слова 'безответственность', 'обман' - с  другой, становятся трудноотличимыми синонимами. Сам же обладатель богатства предстает в глазах многих враждебной и опасной фигурой, способной интересы личные поставить выше интересов не только других людей, но и государства и общества в целом.

Отношение к богатству  и богатым определяется множеством социокультурных факторов и особым менталитетом. Таким образом, вышеописанное восприятие связано, по результатам многих исследований, с тем, что в массе сохранился жесткий стереотип: "от трудов праведных не наживешь палат каменных", то есть большое богатство вызывает предубеждение. Это отношение к богатству не является продуктом советской идеологии и не исчезло с переходом к демократическому обществу. Его можно рассматривать как особое качество, присущее русскому человеку, обусловленное российским менталитетом.

Богатство зачастую связывается  с жадностью и жестокостью, предполагается его незаконное приобретение. Можно  привести множество примеров такого негативного отношения к богатству, даже в классической русской литературе. Уже в пушкинской <Сказке о золотой  рыбке> осуждается неуемная жажда  все большего обогащения и власти. У Некрасова, Достоевского, Толстого или Тургенева, Островского или  Чехова богатство - прежде всего греховная  или злая сила, подрывающая человеческие отношения. Если же проследить развитие отношения к богатству в истории  России, можно убедиться, что богатство  в основном осуждается, а одобрению  подлежат только богатые, расходующие  своё достояние на общественные цели.

Таким образом, в последнее  десятилетие издревле сложившиеся  восприятие богатства и богатых, а также взгляды с отпечатком семидесятилетнего периода советской  власти сталкиваются с новой реальностью, новыми условиями жизни. Резкий разрыв между двумя типами ориентации неизбежно  приводит к разладу в общей  системе культуры, отражающемуся  и в психологии повседневной жизни  и в стремлении к обогащению любыми способами. Во всей мировой социологии и культурологии (К. Маркс. М, Вебер, Э. Фромм и др.) всесторонне раскрыто, что во всякой устоявшейся культуре богатство подлежит одобрению лишь через его соединение с иными общественно значимыми или личностными ценностями (защита отечества, благотворительность, спасение души, поощрение искусств, общественное строительство, расширение производства и т.д.). Непомерная страсть к богатству, безмерное накопление или прожигание жизни - неизменно осуждаемая ориентация в каждой культуре.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что именно негативное отношение  людей к богатству и к богатым  становится основой конфликтов в  обществе. Поэтому мы подходим к  теме дифференциации общества на богатых  и бедных с позиции отношения  к феномену богатства и к его  носителям.

Наиболее сильно тенденция  к увеличению дифференциации прослеживается среди молодежи. Исследования [1] показали, что расслоение молодежи по социально-экономическим  характеристикам существенно возросло. Наибольший интерес для нас представляет расслоение в экономической сфере, так как именно в ней мы видим  острое социальное противоречие, характерное  для современной России. Тяжелые  условия жизни (неустроенность быта, скромность материальных возможностей и т.д.) многих молодых людей на фоне обеспеченности немногих из них  приобретают черты социальной проблемы, то есть налицо несоответствие реального  и желаемого состояния социального  явления.

Молодежь наиболее восприимчива к переменам, происходящим в обществе. Молодежь является не только важным потенциалом  прогрессивных перемен, но и, при  определенных условиях, возможным фактором социальной нестабильности.

Именно поэтому особенно интересно проследить, как изменились жизненные ориентиры и ценности современной молодежи в период перехода к демократическому типу общества. Сегодняшняя молодежь студенческого  возраста - первое поколение, которое  росло и воспитывалось почти  без влияния социалистических ценностей. Исследование именно этой социальной группы важно для определения  перспектив российского общества и  прогнозирования его трансформаций.

С одной стороны, молодым  людям сложнее заработать деньги, чем старшему поколению. Это объясняется  нехваткой опыта, незаконченным  образованием и рядом других причин. Однако, с другой стороны, современная  молодежь, являясь первым поколением постсоветской молодежи, лучше приспосабливается  и адаптируется в условиях современной  рыночной экономики. Это подтверждается данными статистики, согласно которым, в молодежной среде доля бедных ниже, чем в других социальных группах (19,3% от числа всех бедных в 1994 году).

Каждый современный молодой  человек довольно ясно представляет, какое место занимает богатство  в его личной системе ценностей. По результатам многочисленных социологических  исследований на первом месте сегодня  среди личных ценностей молодых  людей стоит желание разбогатеть, хорошо устроится в жизни, иметь  свое дело, т.е. чисто прагматические доминанты. Большинство студентов  утверждают, что человеческое счастье  напрямую зависит от материального  благополучия. Богатство постепенно превращается в самоцель и обретает абсолютную ценность, даже в такой  элитной молодежной среде как  студенчество.

Только в единичных  случаях стремление к большим  деньгам осуждается со стороны молодых  людей. Напротив, умение заработать рассматривается  как "мерило человеческого достоинства".

Как следствие вышеописанного отношения студенческой молодежи к  богатству, в настоящее время  остро стоит вопрос о росте  числа незаконных, преступных и социально  не одобряемых способов получения денег

Действительно, согласно данным исследований, в молодежной среде  доминируют две основные ценности: крепкая семья и материальная обеспеченность. Однако, настораживает, что качества и характеристики, состаавляющие основу этих ценностей, оцениваются молодежью довольно низко. То есть существует ориентация на материальное благополучие, но низко оценивается предприимчивость, образованность, профессионализм. Наряду с этим молодые люди не отвергают такие способы зарабатывания денег, как получение взяток или брак по расчету. Даже такие варианты, как <торговля оружием, женщинами или наркотиками>, <украсть крупную сумму денег>, <взять силой то, что я хочу> нашли своих приверженцев среди респондентов.

По нашему мнению особенно интересным представляется вопрос о  том, как проявляется тенденция  к доминированию материальных благ в системе ценностей современной  молодежи в студенческой среде.

В последние годы резко  увеличивается число работающих студентов. Однако студенческая занятость  в современной России имеет существенные отличия. И если раньше (в 1970-80 г.) основной целью работающих студентов было накопление профессионального опыта, то в настоящее время, по данным исследования [2], главным становится размер дохода.

Можно предположить, что  выбор будущей профессии может  быть также обусловлен стремлением  к богатству. Поэтому особенно важно  выяснить роль и место денег в  индивидуальной системе ценностей  и то, как отношение к богатству  в целом влияет на формирование жизненных  планов и целей студентов.

Поскольку острый интерес  к данной проблеме возник лишь в  последнее десятилетие, она является пока мало разработанной практически  во всех сферах научного знания. Выбранная  нами проблема отличается новизной своего проявления в жизнедеятельности  российского общества.

Именно поэтому наш  исследовательский коллектив обратился  к проблеме отношения студенческой молодежи к богатству и богатым. Мы планируем провести исследование не только актуальное само по себе, но и важное для понимания существующих тенденций развития российского  общества в целом.

Студенчество как социальная группа представляет наибольший интерес  для нашего исследования, поскольку  является профессиональным и интеллектуальным потенциалом страны. Московский Государственный университет имени М. В. Ломоносова на протяжении многих лет является флагманом российского образования и сосредоточением элитного сообщества молодого поколения россиян.

Исходя из всех вышеперечисленных  факторов, мы выбрали объектом нашего социологического исследования студенческую молодежь Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова.

Наш выбор связан также  с тем, что студенчество МГУ представляет собой сильно дифференцированную элитную  социальную общность молодых россиян. В контексте исследуемой нами проблемы это означает, что среди  студентов МГУ им. М.В. Ломоносова встречаются дети как очень богатых  родителей, так и из малообеспеченных семей.

Выбранная возрастная группа: студенты от 17 до 23 лет включает в  себя представителей двух подгрупп: молодых  людей (17-20 лет), материально зависящих  от родительских семей и молодежную группу (20-23 года), интегрирующую в  социально-профессиональную структуру  общества. Обе возрастные подгруппы  представляют огромный интерес для  нашего исследования, т.к. имеют высокую  степень дифференциации по имущественному признаку. Первая подгруппа неоднородна  в социальном отношении, что определяется дифференциацией молодого поколения  в зависимости от материального  положения их родителей. Сильное  же расслоение второй молодежной подгруппы  связано с условиями, заложенными <взрослым> обществом, создающим  специальные социальные институты, которые закрепляют и увеличивают  социальную дистанцию (престижное/непрестижное образование, приносящие и не приносящие большой доход рабочие места и т.д.).

Таким образом, именно эта  возрастная группа стала объектом нашего исследования, т.к. существующее внутри неё имущественное неравенство  непременно накладывает отпечаток  на отношение её представителей к  богатству и богатым.

Для изучения разносторонних точек зрения и их сравнительного анализа мы выбрали юридический  и физический факультеты Московского  Университета.

Оба выбранных нами факультета являются старейшими в МГУ им. М.В. Ломоносова, обладают своими особенностями  и традициями.

Рассмотрим сначала подробнее  историю физического факультета. С 1757 года в МГУ читаются лекции по экспериментальной физике, а в 1933 году физический факультет выделился  в отдельный. С момента его основания выпускники данного факультета проявляли себя во многих областях научной деятельности. Среди выпускников физического факультета 5 Нобелевских лауреатов, а также немало обладателей других значимых премий в области науки. Треть академиков и членов-корреспондентов Российской Академии Наук являются выпускниками физического факультета МГУ.

На наш взгляд выбор  студентами данного факультета обусловлен в наибольшей степени личным интересом  к физической науке, а также особыми  способностями в этой области. Со всей России и из ближнего зарубежья  молодежь приезжает, чтобы учиться  на самом серьёзном физическом факультете страны и заниматься тем, что их интересует.

Информация о работе Отношение студенческой молодежи к богатству и богатым