Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:01, реферат
Как показало исследование Центра социологии национальных и региональных отношений института социально-политических исследований РАН (под руководством В.Н. Антонова) проблема расслоения общества на богатых и бедных довольно сильно беспокоит людей уже на протяжении многих лет, причем с каждым годом эта проблема всё более и более осознается обществом.
Ерофеева Е.А., Семина Е.О. Отношение студенческой молодежи к богатству и богатым
Московский государственный университет им.М.В. Ломоносова
Как показало исследование
Центра социологии национальных и региональных
отношений института социально-
По-видимому, реформы, проводимые в России в последнее десятилетие, способствовали формированию неустойчивой ситуации в различных сферах современного общества, что привело к увеличению дифференциации среди населения.
На рубеже веков Россия
переживает грандиозные трансформации
и преобразования. Резкий слом социально-экономической
и политической системы в начале
девяностых годов привел к существенным
изменениям во всех основных сферах жизнедеятельности
общества. Смена жизненных ориентиров
и утрата былых ценностей привели
к резкому расслоению населения.
Особенно явно это прослеживается по
экономическим характеристикам
или <уровню жизни>. Многие люди, имевшие
стабильный средний доход в советском
обществе, после реформ оказались
за чертой бедности. А некоторым, наоборот,
смена власти позволила резко
улучшить свое благосостояние. По данным
статистики, опубликованным в СМИ
в 2001 году, лишь 15% россиян можно отнести
к разряду богатых, в то время
как бюджет 70% населения ниже прожиточного
минимума. Эти процессы привели к
развитию прагматических тенденций, с
одной стороны, и формированию негативного
отношения к современным
Особенно явно прослеживается
смена ценностных ориентиров молодежи.
На первый план выходят не коллективные
интересы, а достижение личного благополучия.
В условиях сложившейся в нашей
стране социально-экономической
Что же прежде всего понимается под богатством? Богатство - мало разработанная категория, и с этим связано отсутствие какого-либо четкого его определения, можно привести несколько вариантов.
Богатство - обилие материальных ценностей или денег, на которые эти ценности можно выменять. Также, богатство - это то, что накапливается за многие годы и передается по наследству; то, что позволяет, не работая, жить безбедно. Богатый, соответственно, носитель, обладатель богатства.
Также важно отметить, что развитие в последние 10 лет рыночных отношений в нашей стране происходит таким образом, что в глазах широкого круга людей понятия 'богатство', 'коммерция' - с одной стороны, и слова 'безответственность', 'обман' - с другой, становятся трудноотличимыми синонимами. Сам же обладатель богатства предстает в глазах многих враждебной и опасной фигурой, способной интересы личные поставить выше интересов не только других людей, но и государства и общества в целом.
Отношение к богатству и богатым определяется множеством социокультурных факторов и особым менталитетом. Таким образом, вышеописанное восприятие связано, по результатам многих исследований, с тем, что в массе сохранился жесткий стереотип: "от трудов праведных не наживешь палат каменных", то есть большое богатство вызывает предубеждение. Это отношение к богатству не является продуктом советской идеологии и не исчезло с переходом к демократическому обществу. Его можно рассматривать как особое качество, присущее русскому человеку, обусловленное российским менталитетом.
Богатство зачастую связывается
с жадностью и жестокостью, предполагается
его незаконное приобретение. Можно
привести множество примеров такого
негативного отношения к
Таким образом, в последнее
десятилетие издревле сложившиеся
восприятие богатства и богатых,
а также взгляды с отпечатком
семидесятилетнего периода
Исходя из вышесказанного, мы видим, что именно негативное отношение людей к богатству и к богатым становится основой конфликтов в обществе. Поэтому мы подходим к теме дифференциации общества на богатых и бедных с позиции отношения к феномену богатства и к его носителям.
Наиболее сильно тенденция
к увеличению дифференциации прослеживается
среди молодежи. Исследования [1] показали,
что расслоение молодежи по социально-экономическим
характеристикам существенно
Молодежь наиболее восприимчива к переменам, происходящим в обществе. Молодежь является не только важным потенциалом прогрессивных перемен, но и, при определенных условиях, возможным фактором социальной нестабильности.
Именно поэтому особенно
интересно проследить, как изменились
жизненные ориентиры и ценности
современной молодежи в период перехода
к демократическому типу общества.
Сегодняшняя молодежь студенческого
возраста - первое поколение, которое
росло и воспитывалось почти
без влияния социалистических ценностей.
Исследование именно этой социальной
группы важно для определения
перспектив российского общества и
прогнозирования его
С одной стороны, молодым людям сложнее заработать деньги, чем старшему поколению. Это объясняется нехваткой опыта, незаконченным образованием и рядом других причин. Однако, с другой стороны, современная молодежь, являясь первым поколением постсоветской молодежи, лучше приспосабливается и адаптируется в условиях современной рыночной экономики. Это подтверждается данными статистики, согласно которым, в молодежной среде доля бедных ниже, чем в других социальных группах (19,3% от числа всех бедных в 1994 году).
Каждый современный молодой
человек довольно ясно представляет,
какое место занимает богатство
в его личной системе ценностей.
По результатам многочисленных социологических
исследований на первом месте сегодня
среди личных ценностей молодых
людей стоит желание
Только в единичных случаях стремление к большим деньгам осуждается со стороны молодых людей. Напротив, умение заработать рассматривается как "мерило человеческого достоинства".
Как следствие вышеописанного отношения студенческой молодежи к богатству, в настоящее время остро стоит вопрос о росте числа незаконных, преступных и социально не одобряемых способов получения денег
Действительно, согласно данным исследований, в молодежной среде доминируют две основные ценности: крепкая семья и материальная обеспеченность. Однако, настораживает, что качества и характеристики, состаавляющие основу этих ценностей, оцениваются молодежью довольно низко. То есть существует ориентация на материальное благополучие, но низко оценивается предприимчивость, образованность, профессионализм. Наряду с этим молодые люди не отвергают такие способы зарабатывания денег, как получение взяток или брак по расчету. Даже такие варианты, как <торговля оружием, женщинами или наркотиками>, <украсть крупную сумму денег>, <взять силой то, что я хочу> нашли своих приверженцев среди респондентов.
По нашему мнению особенно
интересным представляется вопрос о
том, как проявляется тенденция
к доминированию материальных благ
в системе ценностей
В последние годы резко увеличивается число работающих студентов. Однако студенческая занятость в современной России имеет существенные отличия. И если раньше (в 1970-80 г.) основной целью работающих студентов было накопление профессионального опыта, то в настоящее время, по данным исследования [2], главным становится размер дохода.
Можно предположить, что выбор будущей профессии может быть также обусловлен стремлением к богатству. Поэтому особенно важно выяснить роль и место денег в индивидуальной системе ценностей и то, как отношение к богатству в целом влияет на формирование жизненных планов и целей студентов.
Поскольку острый интерес к данной проблеме возник лишь в последнее десятилетие, она является пока мало разработанной практически во всех сферах научного знания. Выбранная нами проблема отличается новизной своего проявления в жизнедеятельности российского общества.
Именно поэтому наш
исследовательский коллектив
Студенчество как социальная группа представляет наибольший интерес для нашего исследования, поскольку является профессиональным и интеллектуальным потенциалом страны. Московский Государственный университет имени М. В. Ломоносова на протяжении многих лет является флагманом российского образования и сосредоточением элитного сообщества молодого поколения россиян.
Исходя из всех вышеперечисленных факторов, мы выбрали объектом нашего социологического исследования студенческую молодежь Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова.
Наш выбор связан также с тем, что студенчество МГУ представляет собой сильно дифференцированную элитную социальную общность молодых россиян. В контексте исследуемой нами проблемы это означает, что среди студентов МГУ им. М.В. Ломоносова встречаются дети как очень богатых родителей, так и из малообеспеченных семей.
Выбранная возрастная группа: студенты от 17 до 23 лет включает в себя представителей двух подгрупп: молодых людей (17-20 лет), материально зависящих от родительских семей и молодежную группу (20-23 года), интегрирующую в социально-профессиональную структуру общества. Обе возрастные подгруппы представляют огромный интерес для нашего исследования, т.к. имеют высокую степень дифференциации по имущественному признаку. Первая подгруппа неоднородна в социальном отношении, что определяется дифференциацией молодого поколения в зависимости от материального положения их родителей. Сильное же расслоение второй молодежной подгруппы связано с условиями, заложенными <взрослым> обществом, создающим специальные социальные институты, которые закрепляют и увеличивают социальную дистанцию (престижное/непрестижное образование, приносящие и не приносящие большой доход рабочие места и т.д.).
Таким образом, именно эта возрастная группа стала объектом нашего исследования, т.к. существующее внутри неё имущественное неравенство непременно накладывает отпечаток на отношение её представителей к богатству и богатым.
Для изучения разносторонних точек зрения и их сравнительного анализа мы выбрали юридический и физический факультеты Московского Университета.
Оба выбранных нами факультета являются старейшими в МГУ им. М.В. Ломоносова, обладают своими особенностями и традициями.
Рассмотрим сначала подробнее
историю физического
На наш взгляд выбор студентами данного факультета обусловлен в наибольшей степени личным интересом к физической науке, а также особыми способностями в этой области. Со всей России и из ближнего зарубежья молодежь приезжает, чтобы учиться на самом серьёзном физическом факультете страны и заниматься тем, что их интересует.
Информация о работе Отношение студенческой молодежи к богатству и богатым