Особенности самопознания и саморазвития педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.

Содержание

Введение
Глава 1. Психология самопознания и саморазвития
1.1 Общая характеристика самопознания и саморазвития
1.2 Профессионализм и самопознание, саморазвитие личности педагога
Глава 2. Особенности самопознания и саморазвития педагога
2.1 Личностный рост и самопознание педагога
2.2 Профессионализм и саморазвитие педагога, формирование профессионализма в личностном плане
Глава 3. Особенности самопознания и саморазвития будущих педагогов
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

особенности самопознания и саморазвития педагога 500 р.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Активное личностное саморазвитие субъектов образовательного процесса выступает в этом случае критерием развитости педагогического вуза как образовательного учреждения.

Профессиональное саморазвитие педагога представляет собой целостный, разворачивающийся во времени многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности педагога по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования.

Подготовка будущих педагогов к профессиональному саморазвитию осуществляется при создании определенных внешних и внутренних условий. Ведущим внешним условием выступает осуществление процесса подготовки к профессиональному саморазвитию на основе четко разработанной программы, включающей в себя целевой (профессиональное саморазвитие студентов, способствующее созданию индивидуального стиля профессиональной деятельности и являющееся средством самопознания и профессионального самосовершенствования), содержательный (формирование системы профессиональных знаний, лежащих в основе профессионального саморазвития будущих педагогов, и практических умений, необходимых для его осуществления), организационно-деятельностный (формы, методы и средства профессиональной подготовки, направленные на повышение уровня готовности студентов к профессиональному саморазвитию) и диагностический (диагностический комплекс, позволяющий замерять уровень готовности студентов к профессиональному саморазвитию и отражать повышение данного уровня в результате применения авторской программы) компоненты. Внутренним условием выступает формирование готовности будущего педагога к профессиональному саморазвитию.

Критериями готовности будущих педагогов к профессиональному саморазвитию являются: профессиональная направленность личности, способность к осуществлению профессионального саморазвития, развитость рефлексивных умений. Показателями готовности к профессиональному саморазвитию выступают: потребность в профессиональном саморазвитии; объем знаний и умений в области профессионального саморазвития; потребность в профессиональных знаниях, умениях и навыках; умения проектировать и осуществлять собственное профессиональное саморазвитие; умение оценивать свои действия в процессе целенаправленного профессионального саморазвития; умение осуществлять корректировку профессионального саморазвития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, профессиональное развитие, стимулируя определенные мотивы, осуществляет самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Оно в свою очередь способствует выделению четырех типов педагогов: самоактуализирующийся, самодоста­точный, самоутверждающийся и внутренне-конфликтный. Наличествуют внешние и внутренние барьеры саморазвития, которые определяются как объективными, так и субъективными факторами.

Результативными формами содействия самопознания и саморазвития являются: теоретические семинары, семинары-практикумы, научно-практические семинары, индивидуальные консультации и помощь в построении индивидуальной программы саморазвития, деловые игры, специальные социально-психологические тренинги и др.

Профессиональное мастерство педагога предполагает наличие определенных умений и навыков, к которым относятся и феномены самости. Образование — это то, что обучающийся делает сам.

Итак, общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности педагога. Успешное становление личности педагога возможно лишь в случае принятия его самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера и своего места в профессии.

Ведь каждый педагог стремиться самоутвердиться в своей профессиональной деятельности, поэтому так важно, чтобы эти процессы не становились демонстрацией индивидуализма и эгоцентризма, противопоставления себя другим.

Необходимо учить будущих педагогов не знаниям и дисциплинам, а мысленной деятельности.

 Важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях должно стать обеспечение процесса саморазвития студентов. Саморазвитие определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью "достроить" себя до идеального образа целостной личности. Саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу "Я" и актуальным социальным ожиданиям. Под саморазвитием понимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения; особый процесс, который идет за другими "самопроцессами" и опирается на них.

Основная идея проблемы профессионального саморазвития – это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек в большинстве исследований изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Профессиональное саморазвитие возможно лишь в результате единства личностного развития и развития профессионализма.

Содержательными характеристиками профессионального саморазвития являются: профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала; постоянное самоопределение; саморазвитие профессиональных способностей; самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста, своей профессиональной деятельности и ее реализации и др.

В результате анализа различных концепций профессионального саморазвития мы выделили два подхода к определению его сущности. Первый подход связан с развитием и саморазвитием личности, а второй - с "вписыванием" человека в ту или иную систему профессиональной деятельности. Объединяющим данные подходы к профессиональному саморазвитию является положение о взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, об "этапности" процесса, о зависимости личностного развития и профессионального становления.

Таким образом, под профессиональным саморазвитием мы понимаем многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самосовершенствования и становления профессионала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.                      Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. М., 2009.

2.                      Вакуленко І.В. Педагогіка: навч. Посібник. – Д.: БАО, 2005

3.                      Введение в педагогическую специальность: учеб. пособие. 4-е изд. стер. / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; под ред. А. С. Роботовой. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 208с. с. 163.

4.                      Власова, Е.А. История становления проблемы процесса саморазвития. – М.: Фолио, 2011

5.                      Голованова Н. Ф. Общая педагогика: учеб. пособие. СПб.: Речь. 2005. 317 с. с. 308.

6.                      Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 2007.

7.                      Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 2010.

8.                      Коротов В. М. Введение в педагогику. М., 2009. - Гл. VII.

9.                      Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 256 с. с. 6.

10.                  Маркова О.И. Профессиональное саморазвитие педагога. – К.: Вища школа, 2010

11.                  Мижериков В. А., Ермоненко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Уч. пособие. М., 2009.

12.                  Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 2006.

13.                  Основы педагогического мастерства. / Под ред. И. А. Зязюна. М., 2009.

14.                  Педагогика: учеб. пособие для студентов. / авт.-сост. Л.А. Кабанина, Л.Н. Смотрова, Е.А. Власова. - М.: МГУ, 2006

15.                  Писаренко В. И., Писаренко Н. Я. Педагогическая этика. Мн., 2009.

16.                  Профессиональная деятельность молодого учителя. /Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. М., 2011.

17.                  Розумовський О.М. Професіоналізм та майстерність вчителя. – К.: Либідь, 2011

18.                  Сластенин В. А. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2010. 488 с. с. 365.

19.                  Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 2011. 384 с. с. 193.  

20.                  Учителю о педагогической технике. / Под ред. Л. И. Рувинского. М., 2010

 

2

 



Информация о работе Особенности самопознания и саморазвития педагога