Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 08:28, курсовая работа
Цель курсовой работы способствовать развитию внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачами являются:
- изучить основы особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- раскрыть понятие внимания а также развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать психолого – педагогическую характеристику старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- экспериментальная работа по изучению особенностей внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи;
- изучить методы и методики изучения особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- проанализировать уровень сформированности особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Введение
1. Теоретические основы особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Понятие и виды внимания
Развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Психолого–педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2. Экспериментальная работа по изучению особенностей внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Методы и методики изучения особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2 Анализ уровня сформированности особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованной литературы
Вывод: надо учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
Научить ребёнка подчинять своё внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.
Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.
1.3 Психолого–педагогическая характеристика старших
дошкольников с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Жаренкова Г.М., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др.).
Под термином «общее недоразвитие
речи» (ОНР) понимаются различные сложные
речевые расстройства, при которых
у детей нарушено формирование всех
компонентов речевой системы, относящихся
к ее звуковой и смысловой стороне
при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с общим недоразвитием
речи в большей или меньшей
степени оказываются
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заикании - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса и проблемы в фонетико-фонематическом развитии. Ведущими признаками общего недоразвития речи являются: позднее начало речи, скудный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования.
Данные проявления общего
недоразвития речи указывают на системное
нарушение всех компонентов речевой
деятельности. Речевой опыт таких
детей ограничен, языковые средства
несовершенны. Потребность речевого
общения удовлетворяется
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи.
Первый подход - психолого-педагогический,
был предложен Р.Е. Левиной (1968). В
рамках этого подхода выделено три
уровня речевого развития у детей
с речевой патологией. Эта классификация
была дополнена в 2001 году четвертым
уровнем (Т.Б. Филичева, 2001). Второй подход
- клинический представлен в
Неосложненный дизонтогенетический вариант ОНР;
ОНР в сочетании с рядом
неврологических и
ОНР вследствие моторной алалии речи является ведущим дефектом и при моторной алалии, и при дизартрии.
Таким образом, и при моторной алалии, и при дизартрии некоторые компоненты речи имеют схожие признаки.
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы.
У детей первой группы имеют
место признаки лишь общего недоразвития
речи без других выраженных нарушений
нервно-психической
Отсутствие парезов и
параличей, выраженных подкорковых
и мозжечковых нарушений
У детей второй группы общее
недоразвитие речи сочетается с рядом
неврологических и
- гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления);
- церебраастенический синдром (повышенная нервно-психическая истощаемость);
- синдромы двигательных
расстройств (изменение
У детей третьей группы
имеет место наиболее стойкое
и специфическое речевое
Характерными признаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи - фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм письменной и устной речи. Рассмотрим более подробно клинико-педагогические особенности детей с моторной алалией.
В работах разных авторов выявлены особенности речевого развития при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических, психолингвистических и др.
Описаны различные формы
алалии, разработана методика логопедического
воздействия при разных формах недоразвития
речи. Успехи в изучении алалии в
работах новейшего периода
Е.Ф. Соботович (1981) отмечает, что основным при моторной алалии является нарушение овладения знаковой формой языка, т.е. правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения высказывания; могут быть несформированными как операции выбора, так и операции комбинирования, следствием чего оказывается нарушенным языковое (и речевое) оформление высказывания. Нарушаются все аспекты лексико-грамматического структурирования: выбор слов и порядок их расположения, грамматическое маркирование и звуковое оформление высказывания. В целом это может быть охарактеризовано как несформированность психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка.
Развитие произношения у
детей с алалией
В работах психолого-
Выводы: таким образом,
у детей с общим недоразвитием
речи в большей или меньшей
степени оказываются
2. Экспериментальная
работа по изучению
у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Методы и методики
особенностей внимания у
общим недоразвитием речи
Целенаправленное формирование внимания речи потребовало от нас углублённого исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей. Набор методик, предложенный нами, предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем.
Первая методика «Найди и
вычеркни» предназначена для
определения продуктивности и устойчивости
внимания. Заключалась в том, что
ребенку показывают рисунок, на котором
в случайном порядке даны изображения
простых фигур: грибок, домик, ведерко,
мяч, цветок, флажок. Ребенок перед
началом исследования получает инструкцию
следующего содержания: «Сейчас мы
с тобой поиграем в такую игру:
я покажу тебе картинку, на которой
нарисовано много разных, знакомых
тебе предметов. Когда я скажу
слово «начинай», ты по строчкам этого
рисунка начнешь искать и зачеркивать
те предметы, которые я назову. Искать
и зачеркивать названные
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Мы в этой методике давали ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Мы сами отмечали на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
При обработке и оценке результатов мы определили количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т. е. за все время выполнения задания, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные мы внесли в формулу, по которой определяли общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S= 0,5 . N -2,8n ,
t
где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N - количество изображений предметов на рисунке просмотренных ребенком за время работы;
t – время работы;
n – количество ошибок,
допущенных за время работы. Ошибками
мы считали пропущенные нужные
или зачеркнутые ненужные
В итоге количественной обработки психодиагностических данных мы определяли по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, мы построили график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости мы переводили в баллы по десятибальной системе:
Информация о работе Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи