Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:31, реферат
Проблема организации отрядной работы на различных этапах развития смены очень важна и актуальна. Это подтверждается необходимостью проведения вожатым таких отрядных дел и мероприятий, которые способствуют адаптации ребенка во временном детском коллективе и его успешном функционировании в нем. Все дела должны быть логически выстроены и соответствовать логике развития смены, что позволяет ребенку чувствовать их последовательность и уместность и легко мог включаться в деятельность отряда, а по окончании смены почувствовал некую завершенность и мог гордиться полученным опытом.
Особенности организации отрядной работы на различных этапах развития смены
1. Введение
Проблема организации отрядной работы на различных этапах развития смены очень важна и актуальна. Это подтверждается необходимостью проведения вожатым таких отрядных дел и мероприятий, которые способствуют адаптации ребенка во временном детском коллективе и его успешном функционировании в нем. Все дела должны быть логически выстроены и соответствовать логике развития смены, что позволяет ребенку чувствовать их последовательность и уместность и легко мог включаться в деятельность отряда, а по окончании смены почувствовал некую завершенность и мог гордиться полученным опытом.
2. Понятие форм и методов отрядной работы
На наш взгляд, организация отрядной работы является необходимым условием успешности ребенка в лагере и определяет степень его адаптации в нем. На уровне отряда формируются межличностные отношения между детьми отряда, между детьми и взрослыми – вожатыми, обслуживающим персоналом и другими взрослыми людьми в лагере. На уровне отряда создаются условия для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе, формирование гармоничных отношений между всеми участниками воспитательного процесса. Во много это определяется особенностями личности вожатого и теми делами, которые он проводит с детьми своего отряда и всей дружины в целом. В данном докладе мы акцентируем внимание на тех мероприятиях, которые проводятся вожатым в соответствии с логикой развития смены, а также показать особенности развития смены на примере ВДЦ «Океан».
Отрядная работа – конкретные мероприятия, которые организовывает и проводит вожатый в отряде. Это определение откуда взято, необходимо взять определение более точное и конкретного автора.
Отрядная работа не может носить характер «стихийных» действий, неизвестно как осуществляемых и которые не известно к чему могут привести. Для того чтоб упорядочить отрядную работу разработаны различные формы ее осуществления. Под формами отрядной работы понимаются: игры, соревнования, упражнения, ролевые игры, КТД, огоньки и т.д. Таким образом как у вожатого так и у самого ребенка появляется полноценное понимание о том что они делают.
Знание форм отрядной работы это лишь половина успеха вожатого. Для правильного их применения необходимо знание методов. Метод — систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели. Методы: поощрение, убеждения, наказания, воспитывающие ситуации.
3. Формы и методы отрядной работы в различные периоды смены
Организационный период. Все мы знаем, когда дети заезжают в ДОЛ для них все ново и не известно. Неизвестно что за вожатые будут у него, хорошие или плохие, не знают, какие ребята будут с ними отдыхать, не знают, что можно, а чего делать не следует, не знают как кого зовут и как к кому можно обратиться. Когда дети заезжают - они стеснительны и «закрыты», и в связи с этим боятся сделать первый шаг в знакомстве, выказать свое мнение, стесняются спросить, чувствуют себя не комфортно и поэтому часто, впервые дни хотят поскорее уехать домой. В это время мы должны продумать систему дел, которые раскрепостят ребят, скорее помогут всем познакомиться и помогут почувствовать теплую атмосферу коллектива буквально с первых дней пребывания в отряде.
Когда только дети заехали первое что необходимо делать - это познакомиться как детям между собой, так и вожатому с детьми. Познакомить детей с ДОЛ и правилами проживания в нем, а так же вожатым должны быть заложены основы ВДК, предъявлены единые педагогические требования и должны заработать органы самоуправления.
Для выполнения всех этих задач оргпериода характерны следующие формы работы:
В ВДЦ «Океан» существует методика расселения детей:
Т.к. дети едут со всей России они не могут приехать все в один день и в один час, заезд детей происходит обычно в два дня. Пока заехали первые дети необходимо сразу с ними познакомиться показать, где будут жить и сразу же включать в активную деятельность. Чтоб привыкали быстрому темпу жизни в ВДЦ «Океан». Пока детей мало можно использовать не большие творческие поручения, например, изготовить новые брелоки на ключи, приготовить какое- нибудь приветствие или розыгрыш для тех кто приедет позже.
Для тех кто приехал в первый день обычно вечером проводили Музыкальный вечер как с песнями под гитару так и просмотр океанских клипов. И обязательно детей знакомили с песенной культурой, как правильно и в каких ситуациях лучше их петь. На второй день когда все дети приехали, обязательным на каждой смене проведения КТД малой формы, как первое творческое дело которое они делают взаимодействуя друг с другом. Так же происходят прогулки по территории лагеря в условиях ВДЦ это очень важно так как у него очень большая территория и еще это знакомство с природой приморья. Во время прогулки рассказываем легенды связанные с различными местами, это помогает ребятам легче запомнить местность.
Так же
в первые дни обязательными являлись
следующие мероприятия: «Урок дисциплины»,
«Урок культуры» и «Урок
«Урок дисциплины». На этом мероприятии рассказватся о правилах поведения в лагере. На этом мероприятии выходит на сцену начальник лагеря, глав-врач, дежурные вожатые, ночные вожатые, начальники дружин и рассказывают все о лагере.
«Урок безопасности». Всегда проводится после урока дисциплины, детям рассказывают о мерах безопасности и проводится учебная пожарная эвакуация из зала. После продолжается урок дисциплины отдельно для всех девочек и мальчиков, который уже проводят для них старшие вожатые, парень для мальчиков и девушка для девочек. А заканчивалось все тем что мальчики готовят сюрприз девочки а девочкам соответственно мальчикам.
«Урок культуры». Цель этого мероприятия научить детей культуре, притом не только культуре поведения в лагере, а вообще в жизни. Мероприятие проходит в виде мастер класса. На сцене все наглядно показывается и рассказывает. Еще используется «парад ошибок»: вожатые демонстративно нарушают все нормы поведения в зале (достают еду, слушают плеер, кричат, кидаются подушками т.д.), а после этого с детьми обсуждается какие ошибки были совершены.
Огонек знакомств: это первое мероприятие, когда ребята без всякого постороннего шума и дневной суеты собираются вокруг свечи и говорят от «сердца», о том, о чем не поговорить днем и рассказать о себе. В «Океане» обязательно, чтоб дети настроились на огонек, проводится «Урок мудрости». Это своего образа вечер легенд. Вожатые проигрывают в одном спектакле несколько легенд, а после дети вдохновленные идут на отрядные огоньки и им уже легче раскрыться. А там вожатые уже приготовили и обязательно оформили отрядное место для огонька. Вообще в ВДЦ очень большое внимание уделяется оформлению любого дела, чтоб и визуально ребенок ощущал атмосферу дела.
Под конец оргпериода дети переживаю первую конфликтную зону «Пик трудности». И чтоб легче его пережить в конце оргпериода вожатые делают «вожатский сюрприз». Детям весь дань говорим, что вечером приедут пожарные и будут читать лекции по пожарной безопасности. Вожатые уходят с отрядов говоря что срочная планерка, на отряды приходят руководители и ведут детей в зал. Дети не особо весело ждут начала лекции и тут на сцене появляются вожатые, и дети с восторгом их встречают, и каждый отряд гордится за своих вожатых и аплодируют кричать имена и возникает очень теплая атмосфера между детьми и вожатые. После вожатые еще чуть чуть задерживаются в зале (нас угощали мороженым и соком в честь окончания оргпериода), а дети с руководителями уходят на отряды и готовят сюрприз своим вожатым.
Хозсбор. Обязательно оформляется отрядное место в каком либо стиле и рассказывают о жизни в ВДЦ и в отряде, где что находится, куда как следует одеваться в общем про все режимные моменты в лагере. Обязательно хозсбор на всех отрядах начинается и заканчивается в одно время.
Основной период. Необходимо сформировать ВДК. Этот период еще называют периодом основной деятельности, в котором дети уже должны осознавать, что происходит вокруг, привыкнуть к новым условиям и чувствовать себя частью коллектива.
Дела основного периода:
«Целевые инструктажи». Провести инструктаж, перед каким то обще дружинном мероприятием, пред спортивными соревнованиями, перед выездом на экскурсию, в последние дни, пред выходом на пляж или какой либо спортивный комплекс.
Индивидуальная работа ОСУ. Это уже творческая реализация самих детей в отряде, когда они сами проводят какое то дело. Они начинают чувствовать свою значимость в отряде и понимают что они сами выбирать чем будет заниматься отряд. Обязательно ведется рейтинг отрядов, где ОСУ, проводя дело, может заработать дополнительные баллы для отряда.
«Мужской разговор» и «женские секреты». Не менее важное мероприятие на смене вожатые юноши и вожатые девушки соответственно с девочками и мальчиками по отдельности проводят это дело. И обязательно где нибудь в разных местах, чтоб не знали кто о чем говорят. Не у всех дома с родителями бывает серьезный разговор о жизни и многим этого не хватает, для этого как раз и сделаны эти мероприятия. По окончании обязательно мальчики и девочки готовят друг другу сюрприз, опять же для создания более теплой атмосферы между девочками и мальчиками.
Итоговый период. В этот период должна осуществляться работа на «последействие». В этот период необходимо удивить детей, рассказать им что то что возможно вы не успели с ними сделать.
В зависимости о тематики смены проводится итоговое дело либо отрядные дела либо обще дружинные. Например, на смена молодые лидеры России итоговая игра была на все четыре дружины называлась команда,где по командам ходили по станциям и зарабатывали былы, а потом объявлялся лидер смены.
Дела итогового периода:
Церемония
награждения. На этом мероприятии за
всю смену награждают победителей
в различных номинациях. И как
последний сюрприз вожатые
Огонек прощания. На этом огоньке ребята уже чувствуют что приходит время расставаться и говорят о том что они приобрели на этой, чему научились и возможно чего не успели сделать или кому то что то сказать. Подводят итоги одного из этапов жизни. Если огонька не будет то многие дети могут уехать с чувством не завершенности…
Итоговое дело отряда. Это собственно одна из целей отряда. Дело которым они должны показать чему они научились за прожитые дни вместе.
Прощание с лагерем. За время проживания в лагере у ребенка могут появится любимые места где ему нравилось проводить иногда время и пред тем как уехать хочется еще разок его увидеть и попрощаться.
Музыкальный фонтан. В ВДЦ «Океан» нет традиции прощального костра, вместо него есть музыкальный фонтан который светится разноцветными огнями и по разному играет водой. А не далеко пускали солют.
Информация о работе Особенности организации отрядной работы на различных этапах развития смены