Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:12, курсовая работа
Исследования разводов молодых семей
Введение…………………………………………………………………………..….3
1. ОСОБЕННОСТИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
1.1. Особенности отношения к браку………………………………………………6
1.2. Психологические особенности………………………………………………10
1.3. Социальные особенности……………………………………………….……..14
2. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ
2.1. Конфликтность молодой семьи как объект исследований в научной литературе…………………………………………………………………………..18
2.2. Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновения………………………………………………………………...…….21
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ
3.1. Статистическое исследование отношения заключенных браков к разводам в масштабах страны и региона………………………………………………………26
3.2. Государственные меры поддержки молодых семей………………………...28
3.3. Методы предотвращения конфликтов в молодых семьях…………….……30
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………….
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Липецкий государственный педагогический университет»
Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ
МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогическая антропология» на тему:
«Особенности младшего супружеского возраста»
Выполнила:
студентка группы А-32
Бакер М. Н.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Головин Г. В.
Работа принята
« » 2011 г.
Лаборант О.И. Елисеева
Оценка
(подпись)
« » 2011 г.
Липецк – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. ОСОБЕННОСТИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
1.1. Особенности отношения к браку………………………………………………6
1.2. Психологические особенности………………………………………………
1.3. Социальные особенности……………………………………………….
2. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ
2.1. Конфликтность молодой семьи как объект исследований в научной литературе……………………………………………………
2.2. Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновения……………………………………………
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ
3.1. Статистическое исследование отношения заключенных браков к разводам в масштабах страны и региона………………………………………………………26
3.2. Государственные меры поддержки молодых семей………………………...28
3.3. Методы предотвращения конфликтов в молодых семьях…………….……30
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с рождения и до самой смерти человеческая жизнь, как правило, связана с семьей. В семье в повседневной жизни происходит становление и самореализация личности. Семья выполняет и такие важные в жизни человека функции, как опека и забота, социально-психологическая защита. Она - своеобразный буфер, амортизатор, способствующий адаптации личности мужчины и женщины в кризисных условиях. Для каждого из нас атмосфера семьи имеет огромное значение.
Вопросы семейной политики, проблемы сохранения и укрепления семьи, проблемы демографии, упрочения и возрождения традиционных семейных устоев, нравственности общества, духовно-нравственного воспитания молодежи являются на сегодняшний день одними из актуальнейших.
Молодые семьи - это динамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменения часть общества. Состояние данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно одну пятую часть от общего числа семей. От того, какие стартовые возможности в современной России имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативы решения проблем, во многом зависят состояние и развитие различных сфер общества через одно-два десятилетия, что доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения и демонстрирует актуальность ее проблем и их возможных способов решения.
Изучение степени разработанности проблемы конфликтности в молодой семье, показывает, что она была рассмотрена в научной отечественной и зарубежной литературе такими ученными как Аристова Н.Г., Дементьева И.Ф., Андреева И.С., Гулыга А.В., Н.Н. Обозов, В.А. Сысенко, С.В. Ковалев, Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Вацлавик, Р. Левис, Аргайл М., Витек К., Шуман С.Г., Шуман В.П., Корнелиус Х., Фэйр Ш., Дойч М., Сатир В., Эллис А., Боуэн М., и др. Тем не менее, проведенные исследования не позволяют адекватно отслеживать динамику изменения брачно-семейных отношений, влияние на уровень конфликтности молодых семей политических, социально-экономических, религиозных и других факторов.
Выбранная тема весьма актуальна в современном мире, где семья занимает приоритетное место в иерархии жизненно важных ценностей человека и брачно-семейные отношения играют важную роль в обществе.
Актуальность проблемы, практическая и теоретическая значимость, необходимость постоянного научного мониторинга обусловили ее выбор в качества темы исследования.
Объектом исследования является молодая семья в период первичной адаптации.
Предметом - психологические особенности конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации.
Целью исследования является теоретический анализ проблем молодой семьи, выявить особенности отношения к браку у лиц ранней взрослости, выявление причин и уровня конфликтности в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период первичной адаптации, нахождение психологических способов снижения конфликтности внутри молодой семьи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме конфликтности молодой семьи в отечественной и зарубежной литературе, раскрыть сущность и причины возникновения семейных конфликтов.
2. Осуществить диагностику конфликтности в молодых семьях.
3. Дать характеристику особенностей молодой семьи;
4. Выявить особенности работы с молодой семьей.
5. Изучить теоретические аспекты и выявить современные проблемы брачных отношений;
6. Охарактеризовать основные задачи личного развития возраста ранней взрослости;
7. Выявить степень готовности молодежи от 16 до 26 лет к созданию семьи.
Методологической основой исследования явились принципы и нормы личностно-ориентированного гуманистического, системного и деятельностного подходов, разрабатываемых в отечественной психологической науке.
Решение задач исследования осуществлялось с помощью комплекса теоретических методов. Основными теоретическими методами стали: теоретический анализ научных работ по психологии семьи, социальной психологии, конфликтологии, сравнительный и системный анализ, обобщение и др.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что:
1. Рассмотрены основные подходы к решению проблемы конфликтности в молодых семьях в отечественной и зарубежной психологии.
2. Показано практическое применение психодиагностических методик для изучения конфликтности молодых семей в период первичной адаптации.
3. Выводы и рекомендации, сделанные в ходе работы могут быть использованы в деятельности социальных, семейных психологов, других специалистов по оказанию психологической помощи семьям в снижении конфликтности молодой семьи в период первичной адаптации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. ОСОБЕННОСТИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
1.1. Особенности отношения к браку
Брачно-семейные представления являются наиболее значимыми для прогнозирования развития института семьи.
Брак и семья - общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.
Брак - это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Существовавшие с давних времен моральные нормы брачных отношений дополняются религиозными и юридическими установлениями, при помощи которых государство и общество защищают брак и карают нарушителей установлений.
В разделе «Общие положения» постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 №5090-1, «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» дано следующее определение молодой семьи: «Молодая семья – это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста».
Важнейшей функцией семьи является фелицитивная функция – функция удовлетворения потребности человека в счастье. Семья – существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности жизнью. Люди, состоящие в браке, оказываются счастливее одиноких людей. Согласно М. Аргайлу, удовлетворенность браком определяет общую удовлетворенность жизнью и состояние счастья. Результаты проведенных в США 58 исследований обнаруживают корреляцию между переживанием субъективного благополучия и супружеством в противоположность одиночеству на уровне статистической значимости.
В современной психологии семьи и семейной психотерапии можно выделить две возможные теоретические позиции в отношении анализа семьи. Согласно первой, семья представляет собой группу индивидов, имеющих общие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины и в определенной мере находит отражение в поведенческом подходе и психоанализе. Согласно второй позиции семья рассматривается как целостная система и «единицей» анализа является семья. Эта позиция характерна для системной семейной терапии и психологов, подчеркивающих неаддитивный характер семьи, не сводящейся к суммарной совокупности ее членов.
Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:
1) экономическую, хозяйственно-бытовую. В доиндустриальном обществе семья была первичной производственной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для обмена. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла;
2) репродуктивную. А.Г. Харчев считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность репродуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Риме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимулирующие рождение детей в семьях римских граждан. Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, - необходимостью ограничения уровня рождаемости;
3) функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;
4) сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;
5) функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;
Информация о работе Особенности младшего супружеского возраста - курсовая