Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:44, реферат
Педагогическая деятельность предусматривает наличие, по крайней мере, двух своих сторон: объективная – это набор методов и приемов работы, которые преподаватель традиционно использует, и личностный – это то, как он в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует. Чаще всего мастером своего дела является преподаватель, владеющий педагогическим мастерством, обладающий своим индивидуальным стилем, при этом объективная сторона его работы может ничего принципиально нового не содержать.
Введение
Особенности индивидуального стиля работы преподавателя.
Роль психологической атмосферы в работе преподавателя.
Основные компоненты в структуре педагогической деятельности.
Этика преподавания
Заключение
Список использованных источников
Вторая проблема - а как быть, если студентов не любит крупный ученый, гордость кафедры? Тем более, что в таких случаях чаще всего находятся некоторые (обычно самые сильные) студенты, попадающие под обаяние мэтра и становящиеся его учениками. Так, И. Ньютон не очень любил преподавательскую работу, но Э. Галлей был его учеником. Здесь необходимо различать два понятия (конечно, термины условны): преподаватель и учитель. Различие состоит в том, что преподаватель работает со студентами по профессиональному долгу, т.е. со всеми, с кем ему выпадет работать. Учителя ученик выбирает сам, и главную роль при этом играют научные и личностные качества учителя. А ученик может возбудить к себе любовь и в том человеке, который способен любить лишь немногих. Поэтому крупный ученый может оказывать большое влияние на деятельность кафедры, поднимая ее научный уровень и работая с избранными. Нельзя только допускать его к работе с "массовым" студентом.
Необходимо все время помнить, что каждый студент - это личность со своими индивидуальными особенностями. Конечно, очень трудно учитывать личностные особенности студентов, если в группе 30 человек, а на потоке - 200, но необходимо к этому стремиться.
Очень важная и совершенно обязательная вещь - презумпция природного ума студента. Недопустимо, когда преподаватель заранее уверен, что студент глупее его. Дальнейшая работа покажет, кто умен, а кто - не очень. Но, только считая своих учеников умными, можно раскрыть возможности тех, кому мешают сделать это особенности психологии или неудачный опыт учения.
В общении со студентами преподаватель может занимать три позиции.[4]
Позиция "сверху" - педагог вещает, студенты воспринимают; позиция "на равных" - педагог вместе со студентом или студентами решают какую-то проблему; наконец, позиция "снизу" - педагог по сути дела учится у студента, осмысливая и воспринимая то, что он говорит. И наиболее плодотворной учебная работа становится тогда, когда все три позиции чередуются. Самое сложное здесь - чувство меры в работе педагога, качество вообще исключительно важное и при этом очень трудное. Ему приходится учиться всю жизнь.
Когда преподаватель может переходить
в позиции "на равных" и "снизу"?
Всякий раз, когда студент начинает
проявлять самостоятельность
Самая большая радость педагога
- когда студент находит
К крайнему проявлению рассматриваемой проблемы следует отнести совершенно особую ситуацию, когда обнаруживается, что кто-то из учащихся превосходит своего преподавателя. С одной стороны, казалось бы, это прекрасно, ведь цель педагога можно сформулировать так: стать глупее своих учеников. В этом по существу и заключается настоящий прогресс науки. С другой стороны, очень тяжко чувствовать, как тебя обгоняют.
Классический пример подобной ситуации
содержится в рассказе о беседе А.Ф.
Иоффе с великим французским
физиком П. Ланжевеном. Как-то Ланжевен
пожаловался, что у него не хватает
ума, чтобы понять диссертацию собственного
аспиранта Л. де Бройля - то ли это
бред сумасшедшего, то ли гениальный переворот
в науке. Но как бы то ни было, де Бройль
проявил такую глубину
Крайняя степень пренебрежения уровнем знаний и понимания студентов наблюдается у тех лекторов и заведующих кафедрами, которые вообще не задумываются о том, чтобы даваемый ими материал был по-настоящему усвоен. Они рассчитывают прежде всего на то, что их лекции будут "вызубрены", и требуют на экзамене почти дословного воспроизведения сказанного на лекции или написанного в учебнике, не заботясь о том, чтобы студенты достигали понимания и осмысливания новых знаний, и не принимая во внимание главный критерий обучения - привить способность решать задачи, основанные на данном материале, но выходящие за узкие рамки стандартного набора задач. [5]
Еще проблема этического характера: какое
отношение к работе преподавателя
имеют два излюбленных термина
нынешнего политического
Говоря всерьез, очень важно, какой
образ преподавателя
Фактор естественности проявляется
даже в таком, казалось бы, мало связанном
с этикой вопросе: как одеваться
преподавателю? Здесь очень важно
его самочувствие. Если он тяготеет
к изяществу туалета и моде,
то может уделять этому
Часто естественность поведения преподавателя сглаживает в глазах студентов небольшие отклонения от принятых норм поведения. Что касается харизмы, скорее всего сильнее всего на нее работает сочетание трех элементов: компетентности в науке, любви и уважения к студентам и естественности поведения.
И еще один, совсем иной вопрос - о роли юмора в учении. По этому поводу замечательно сказал детский писатель Дж. Родари: "Величайшее заблуждение в отношении учебного процесса заключается в мнении, что этот процесс должен проходить угрюмо".
Шутка на занятиях выполняет как минимум три функции. Первая, наиболее хорошо известная - релаксационная. Студенты устали или излишне напряжены, преподаватель пошутил, они посмеялись и им стало легче. Вторая функция юмора определяется необходимостью развития у студентов важнейшего качества - увлеченности своим делом. Нравственный долг преподавателя, наряду с прочим, состоит в том, чтобы передать учащимся свое неравнодушное отношение к науке, и один из признаков этого неравнодушия - способность находить в своей профессиональной сфере смешное. [4]
В этическом аспекте самая
Заключение
Новые образовательные технологии
зарождаются не как дань моде, а
как результат научных
Для достижения главной дидактической цели преподаватель, занимающийся обучением, должен уметь планировать проблему, управлять процессом поисков и подвести учащихся к ее разрешению.
Не каждый учебный материал подходит
для изложения. Гипотезы, решения, новые
данные в науке, кризис традиционных
представлений на поворотном этапе,
поиски новых подходов к проблеме
- вот далеко не полный перечень тем,
подходящих для изложения. Овладение
логикой поиска через историю
открытий - один из перспективных путей
формирования мышления. Педагогам высшей
школы следует уделить
1. Педагогика и психология
2. Педагогические условия
3. В.М. Рогинский. Азбука
5. Основы педагогического
Информация о работе Особенности индивидуального стиля работы преподавателя