Особенности гражданского воспитания специалистов в современном вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:59, реферат

Описание работы

Основная цель высшей школы состоит в подготовке специалиста, отвечающего требованиям современного уровня развития науки, способного понимать динамику научного прогресса и общества. Эта задача не может решаться только на основе получения профессиональных знаний. Высшая школа готовит не просто узкого специалиста, но и гражданина, обладающего чувством социальной ответственности, разбирающегося в экономических, политических, философских, нравственных проблемах современности.

Работа содержит 1 файл

Гражданское воспитание.docx

— 19.55 Кб (Скачать)

Особенности гражданского воспитания специалистов в современном  вузе

Основная  цель высшей школы состоит в подготовке специалиста, отвечающего требованиям  современного уровня развития науки, способного понимать динамику научного прогресса и общества. Эта задача не может решаться только на основе получения профессиональных знаний. Высшая школа готовит не просто узкого специалиста, но и гражданина, обладающего чувством социальной ответственности, разбирающегося в экономических, политических, философских, нравственных проблемах современности. В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования такого мировоззрения студентов, которое правильно сориентирует их в жизни, поможет определить место в обществе, выработать жизненные идеалы.

Подготовка  специалистов предполагает формирование будущей интеллектуальной элиты России, ее интеллигенции. Применительно к выпускнику под словом интеллигентность понимается идеал всесторонне и гармонично развитого человека, обладающего не только хорошей профессиональной подготовкой, но и высокой общей культурой и гражданственностью.

Целью формирования студента является воспитание интеллигентного, граждански зрелого, креативного молодого специалиста, отличающегося толерантным сознанием, уважающего достоинство человека, деятельного, независимого и коммуникабельного, ответственного за свою профессиональную деятельность перед обществом и страной.

От того, насколько успешно решается вопрос обучения и воспитания специалиста, зависит оценка эффективности работы университета в целом. Поэтому программа  воспитания в университете направлена на подготовку студента к выполнению социальных функций специалиста, организатора и руководителя коллектива.

Формирование  личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в университете закладываются нравственные основы тех качеств специалиста, с которыми он вступит в новую сферу деятельности и в которой произойдет его дальнейшее развитие. Именно в университете складываются благоприятные условия для всестороннего формирования личностных качеств, так как этому способствуют различные виды деятельности студентов: учебный процесс, научно-исследовательская работа, участие в развивающих формах досуга. Основой формирования нравственной личности является гражданское воспитание.

Успешное  воспитание студента - сознательного  гражданина, отвечающего современным требованиям российского общества, особенностям его будущей деятельности зависит от точного определения задач. Согласно ст. 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [1] в качестве основных задач, стоящих перед высшим учебным заведением, являются:

  • формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.

Гражданственность и гражданская позиция являются основными проявлениями человека-гражданина. В структуре гражданской позиции  современными исследователями выделяются три компонента:

  • познавательный (приобретение знаний, формирование ценных качеств, усвоение норм социального поведения);
  • мотивационно-ориентировочный (ориентированность отношений к обществу);
  • поведенческий (умение соблюдать нравственные и правовые нормы, выполнять социально-нравственные обязанности).
 

               Все три  компонента тесно связаны между  собой и представляют единое  целое [2].

Реализация этих положений требует комплексного подхода к воспитанию, адресных усилий администрации, учебного отдела. В совершенствовании системы учебно-воспитательных мероприятий принимают активное участие все подразделения университета: кафедра специальных и гуманитарных дисциплин, институт методистов, студенческие органы самоуправления. Исходным моментом создания научно обоснованной системы учебно-воспитательной работы в университете является знание основных личностных характеристик студентов, изучение и выявление факторов, содействующих формированию положительных качеств будущего специалиста. Результативность работы структурных подразделений университета оценивается по качеству подготовки специалистов.

В связи  с изложенным, в университете проводится последовательная работа по формированию студента-гражданина:

  • в образовательном процессе создана среда, в которой приоритетным направлением является формирование общечеловеческих ценностей (преподавание гуманитарных дисциплин, методологическая и общетеоретическая направленность курсов, лекций, семинаров);
  • совершенствуется научно-методическая подготовленность (участие в факультативных курсах, совместное участие преподавателей и студентов в научных конференциях);
  • оказывается содействие в практическом применении полученных знаний, умений, навыков (деловая атмосфера в учебной части и образовательном процессе, производственная практика под руководством опытных сотрудников в течение всего периода обучения).

Как отмечает И.С. Кон, «юность нуждается в руководстве, а не в надзоре» [4]. Поэтому развитие личности студента не должно быть стихийным  процессом - учебно-воспитательная работа требует управления с учетом:

  • возрастных и индивидуальных особенностей студентов на разных этапах обучения;
  • опоры на активность самого студента и его стремление к самосовершенствованию и 
    самовоспитанию;
  • осуществления воспитания в единстве с обучением, используя межпредметные связи и специфику каждой специальности;
  • постоянного развития гражданской культуры преподавателя, его педагогического мастерства.

Успех в осуществлении гражданского воспитания студентов, как основы их нравственного развития, зависит от организации учебно-воспитательной работы на основе системного подхода. Для этого соблюдается ряд важных условий:

  • гибкость в подходе к воспитанию студентов,
  • умение использовать лучшие стороны студента,
  • умение направлять в нужное русло его поведение.

Гуманитарные  и специальные знания дают возможность  расширить мышление специалиста, воспитать  человека, обладающего развитым чувством профессиональной и нравственной ответственности. Успех воспитания зависит от социального, нравственного и делового авторитета преподавателя, который основан на знании предмета, высокой эрудиции, ответственности и организованности [3].

Основным  результатом процесса гражданского воспитания является выработка сознательности, четкой гражданской позиции, совпадение жизненных установок и интересов целям и задачам общества.

О степени  сформированности личности студента, уровне его воспитанности можно судить по ряду показателей:

  • отношение к учебному процессу, интерес к изучаемым предметам, дисциплинированность и активность на занятиях, общее развитие;
  • степень творческой активности в научно-исследовательской работе;
  • отношение к избранной специальности, творческие способности, наличие профессиональных качеств будущего специалиста;
  • нравственные качества, отношение к труду, к коллективу, к руководителям, авторитет в учебной группе;
  • отношение к общественной жизни, степень заинтересованности, добросовестности, активности в процессе выполнения общественных поручений, организаторские способности;
  • степень понимания и оценка важнейших государственных решений, событий в стране и за рубежом;
  • материальные и духовные потребности и интересы;
  • отношение к циклу социально-гуманитарных дисциплин и к мероприятиям, проводимым во внеучебное время;
  • формы проведения досуга (пассивные или активные, потребительские или созидательные);
  • уровень моральной ответственности за последствия своей деятельности.

Формирование  личности студента в университете - явление сложное и многогранное. Оно затрагивает и учебный  процесс, и внеучебную воспитательную работу. Годы пребывания в университете являются важным этапом становления личности молодого человека: расширяется круг общения, раскрываются потенциальные способности, проявляются таланты, совершенствуется интеллект, приобретается профессия.

Личность  будущего специалиста не может быть сформирована в отрыве от повышения  уровня культуры, развития подлинной  интеллигентности. Учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на формирование компетентного специалиста, человека творческого, инициативного, способного к инновациям, интеллигента-гражданина, ответственного за свою профессиональную деятельность перед обществом. Функции  обучения и воспитания должны рассматриваться  в органическом единстве - противопоставление их друг другу ведет к просчетам в подготовке молодежи к самостоятельной жизни. 

Информация о работе Особенности гражданского воспитания специалистов в современном вузе