Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:59, реферат
Основная цель высшей школы состоит в подготовке специалиста, отвечающего требованиям современного уровня развития науки, способного понимать динамику научного прогресса и общества. Эта задача не может решаться только на основе получения профессиональных знаний. Высшая школа готовит не просто узкого специалиста, но и гражданина, обладающего чувством социальной ответственности, разбирающегося в экономических, политических, философских, нравственных проблемах современности.
Основная цель высшей школы состоит в подготовке специалиста, отвечающего требованиям современного уровня развития науки, способного понимать динамику научного прогресса и общества. Эта задача не может решаться только на основе получения профессиональных знаний. Высшая школа готовит не просто узкого специалиста, но и гражданина, обладающего чувством социальной ответственности, разбирающегося в экономических, политических, философских, нравственных проблемах современности. В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования такого мировоззрения студентов, которое правильно сориентирует их в жизни, поможет определить место в обществе, выработать жизненные идеалы.
Подготовка специалистов предполагает формирование будущей интеллектуальной элиты России, ее интеллигенции. Применительно к выпускнику под словом интеллигентность понимается идеал всесторонне и гармонично развитого человека, обладающего не только хорошей профессиональной подготовкой, но и высокой общей культурой и гражданственностью.
Целью формирования студента является воспитание интеллигентного, граждански зрелого, креативного молодого специалиста, отличающегося толерантным сознанием, уважающего достоинство человека, деятельного, независимого и коммуникабельного, ответственного за свою профессиональную деятельность перед обществом и страной.
От того, насколько успешно решается вопрос обучения и воспитания специалиста, зависит оценка эффективности работы университета в целом. Поэтому программа воспитания в университете направлена на подготовку студента к выполнению социальных функций специалиста, организатора и руководителя коллектива.
Формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в университете закладываются нравственные основы тех качеств специалиста, с которыми он вступит в новую сферу деятельности и в которой произойдет его дальнейшее развитие. Именно в университете складываются благоприятные условия для всестороннего формирования личностных качеств, так как этому способствуют различные виды деятельности студентов: учебный процесс, научно-исследовательская работа, участие в развивающих формах досуга. Основой формирования нравственной личности является гражданское воспитание.
Успешное воспитание студента - сознательного гражданина, отвечающего современным требованиям российского общества, особенностям его будущей деятельности зависит от точного определения задач. Согласно ст. 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [1] в качестве основных задач, стоящих перед высшим учебным заведением, являются:
Гражданственность
и гражданская позиция являются
основными проявлениями человека-гражданина.
В структуре гражданской
Все три
компонента тесно связаны
Реализация этих положений требует комплексного подхода к воспитанию, адресных усилий администрации, учебного отдела. В совершенствовании системы учебно-воспитательных мероприятий принимают активное участие все подразделения университета: кафедра специальных и гуманитарных дисциплин, институт методистов, студенческие органы самоуправления. Исходным моментом создания научно обоснованной системы учебно-воспитательной работы в университете является знание основных личностных характеристик студентов, изучение и выявление факторов, содействующих формированию положительных качеств будущего специалиста. Результативность работы структурных подразделений университета оценивается по качеству подготовки специалистов.
В связи с изложенным, в университете проводится последовательная работа по формированию студента-гражданина:
Как отмечает
И.С. Кон, «юность нуждается в
Успех в осуществлении гражданского воспитания студентов, как основы их нравственного развития, зависит от организации учебно-воспитательной работы на основе системного подхода. Для этого соблюдается ряд важных условий:
Гуманитарные и специальные знания дают возможность расширить мышление специалиста, воспитать человека, обладающего развитым чувством профессиональной и нравственной ответственности. Успех воспитания зависит от социального, нравственного и делового авторитета преподавателя, который основан на знании предмета, высокой эрудиции, ответственности и организованности [3].
Основным
результатом процесса гражданского
воспитания является выработка сознательности,
четкой гражданской позиции, совпадение
жизненных установок и
О степени сформированности личности студента, уровне его воспитанности можно судить по ряду показателей:
Формирование
личности студента в университете -
явление сложное и
Личность будущего специалиста не может быть сформирована в отрыве от повышения уровня культуры, развития подлинной интеллигентности. Учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на формирование компетентного специалиста, человека творческого, инициативного, способного к инновациям, интеллигента-гражданина, ответственного за свою профессиональную деятельность перед обществом. Функции обучения и воспитания должны рассматриваться в органическом единстве - противопоставление их друг другу ведет к просчетам в подготовке молодежи к самостоятельной жизни.
Информация о работе Особенности гражданского воспитания специалистов в современном вузе