Основные семейные факторы развития личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 15:19, реферат

Описание работы

Основная проблема, возникающая у детей - это проблема взаимоотношений с родителями. Даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с детьми старшего возраста общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать.

Итак, человек рождается духовно благодаря общению с окружающими людьми.

Проблема семейного воспитания - принципы воспитания, зависимость развития личности ребенка от условий воспитания в семье, ошибки семейного воспитания, и условия успешного воспитания ребенка в семье.

Семья, как ячейка общества, является базисной основой развития личности и главным условием реализации задатков и способностей человека

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..………..2

Глава 1. Семья как фактор формирования личности

1.1. Семья как фактор социализации…………………………………………………..…...….3

1.2. Воспитание и родительское воздействие………………………………………..……......4

1.3. Задачи воспитания в семье ………………………………………………………………..9

Глава 2. Условия успешности семейного воспитания

2.1 Принципы семейного воспитания………………………………………………………...11

2.2 Условия успешного семейного воспитания……………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………………………15

Литература…………………………………………………………………………………… 16

Работа содержит 1 файл

педагогика, психология.rtf

— 293.94 Кб (Скачать)

     Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.

     Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме - правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

     Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

     Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.

     Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания. 
 
 
 
 

     Заключение

     В настоящее время в связи с многочисленными кризисами экономики и политики страны проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Несмотря на то, что проблемы семьи долгое время были несколько отодвинуты на второй план, сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения.

     Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. Родители составляют первую общественную среду ребенка, соответственно личности родителей играют существеннейшую роль в его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

     Семья - это первая школа общения ребенка. Семья - это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

     Семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании ребенка.

     Воспитание не происходит само собой. Семейное воспитание ребенка строится на определенных принципах, выработанных поколениями.

     Успех воспитания в семье может быть обеспечен, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

     Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Конечным назначением воспитания является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца.

     Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которой он будет жить всю свою жизнь, а также в дальнейшем строить свою семью, учить и воспитывать своих детей и внуков. Воспитывая ребенка, создавая для него модель жизни, необходимо помнить о том, что эта модель может стать основой для многих последующих поколений.

 

      Список литературы 

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М. Просвещение,2004

Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. - М.: Владос, 2000

Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. -- Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. -- М., 2002.(электронная версия)

Кон И.С. Психология ранней юности. -- М.: Просвещение, 2003

Кузьмишина Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования- М.: МОСУ, 2006

Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание - М., Просвещение 2000

Лебедев П.А. Семейное воспитание. - М.: Академия, 2001

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. -- М.: Педагогика, 2001

Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. - М.: Педагогика,2004

Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. -- В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. -- М.: Просвещение, 2002

Путилина В.А. Школа молодых родителей. Как вырастить здорового и счастливого ребенка. - М.: Эксмо, 2004

Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми. -- М., 2003

Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям - М.: Гардарики, 2002

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Просвещение,2004

Харчев А.Г. Социология воспитания. -- М.: Просвещение, 2000

Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2003

Популярная психология для родителей. Под редакцией А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 2005

Материалы сайта http://www.moideti.com

Информация о работе Основные семейные факторы развития личности ребенка