Основные категории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:57, доклад

Описание работы

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

Работа содержит 1 файл

Категории соц.пед.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

Основные  категории педагогики

 

Любое теоретическое  построение требует четкого разграничения  между обыденными представлениями  и научными знаниями. В обыденной  речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия  передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

 В период становления  педагогики как науки были  определены три фундаментальные  категории -- «социальное воспитание», « социальное обучение», « социальное образование».

«Воспитание» как  всеобщая категория исторически  включала в себя «обучение» и «образование». В современной науке под «воспитанием»  как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир  культуры;

3) стимулирует к  самовоспитанию;

4) помогает разобраться  в трудных жизненных ситуациях  и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом  человеческих отношений и основами  культуры;

2) работает над  собой;

3) обучается способам  общения и манерам поведения.

В результате воспитанник  изменяет свое понимание мира и отношение  к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано  с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств  личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Накопление и передача опыта культуры и цивилизации  во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его  развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность  общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

Вторая категория -- «обучение» -- понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает -- целенаправленно  передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры  и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия  для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1) учится -- овладевает  передаваемой информацией и выполняет  учебные задания с помощью  учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно  наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу  в поиске новых знаний, дополнительных  источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение - воспитание»  направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик  человека на основе его интересов, приобретенных  знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

Третья категория  педагогики -- «образование» -- понимается как:

1) ценность развивающегося человека и общества;

2) процесс обучения  и воспитания человека;

3) как результат  последнего;

4) как система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему  в рамках конкретного города, региона, страны.

На протяжении веков  оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К  ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

Как соотносятся  три главные категории педагогики?

По данному вопросу  существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. В  истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место  попытки отождествить «воспитание» и «образование».

В Законе «Об образовании» Федеральный закон от 13.01. 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании» (ред. от 28.02.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №3. последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

Это значит, что обучение, воспитание и образование можно  рассматривать как особым образом  организованную деятельность, результатом  которой является развитие человека.

Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы -- цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя -- свои знания умения и навыки.

Информация о работе Основные категории педагогики