Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:56, реферат
Любая наука имеет свои основные категории, к которым относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, развитие.
«Основные категории педагогики»
Любая наука имеет свои основные категории, к которым относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, развитие.
Воспитание — целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, демократических, моральных, правовых, культурных, эстетических, трудовых и др.
Воспитанием достигается подготовка человека к жизни в социуме, в обществе, среди людей, к цивилизованному поведению, формирование у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, гуманизма, уважения к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям, обучение разумному удовлетворению своих потребностей, способам самореализации возможностей. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Воспитанность зависит от образованности, обученности и развитости человека и в свою очередь влияет на них.
В современной науке под
«воспитанием» как общественным
явлением понимают передачу исторического
и культурного опыта от поколения
к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных
ситуациях и найти выход из сложившегося
положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений
и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам
поведения.
В результате воспитанник изменяет свое
понимание мира и отношение к людям и самому
себе.
Как показывает
практика, воспитание диалектически взаимосвязано
с обучением. Оно способствует развитию
и утверждению основных качеств личности,
проявляющихся в поступках. Эти качества
характеризуют не только мировоззрение
человека, но и социальные, нравственные
позиции, индивидуальные устремления.
Накопление
и передача опыта культуры и цивилизации
во взаимосвязи с ростом научного знания
стали не только неотъемлемой функцией
общества, но и условием его развития.
В настоящее время образование и воспитание
рассматриваются как основные факторы
формирования общества и государства,
науки и культуры.
Задача
воспитания всегда выражает историческую
потребность общества в подготовке поколения,
способного реализовывать определенные
общественные функции и социальные роли.
То есть системы, обусловливающие характер
и задачи воспитания, соответствуют сложившимся
этнонациональным традициям, особенностям
общественно-исторической формации, определенной
ценностной иерархии, а также политической
и идеологической доктрине государства.
В мировой практике известны такие системы
воспитания, как «спартанская», «система
рыцарского воспитания», «домострой»,
«воспитание джентльмена», «система коллективных
творческих дел».
Обучение — целенаправленный
процесс формирования у обучающихся знаний,
навыков и умений по отдельным наукам
и их комплексам, сферам окружающего мира
и жизни, видам деятельности и поведения.
Результат его — соответствующая обученность
личности, группы людей. Особое обучение,
ориентированное на фундаментальность,
кругозор, общую цивилизованность обучающихся,
— образовательное обучение — делает его
составной частью образования. В образовательных
учреждениях, ориентированных на достижение
обучающимися определенных образовательных
требований, образовательная составляющая
обучения должна быть выражена отчетливо
и занимать достойное место. В других случаях
обучение подчиняется необходимости подготовки
к решению практических (профессиональных)
задач и осуществляется как профессиональное
обучение, в котором основным
содержанием выступает обогащение обучающихся
профессиональными знаниями, навыками
и умениями. В системе высшего профессионального
образования осуществляется сочетание
этих видов обучения. Локально профессиональное
обучение может вестись по ходу профессиональной
деятельности в целях ее совершенствования,
причем на базе ранее полученного образования.
Обучение — понимается как
процесс взаимодействия учителя и учащихся,
в результате которого обеспечивается
развитие ученика.
При этом учитель:
преподает — целенаправленно передает
знания, жизненный опыт, способы деятельности,
основы культуры и научного знания;
руководит процессом освоения знаний,
навыков умений;
создает условия для развития личности
учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится — овладевает передаваемой информацией
и выполняет учебные задания с помощью
учителя, совместно с одноклассниками
или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать,
сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых
знаний, дополнительных источников информации
(справочник, учебник, Internet), занимается
самообразованием.
Метод обучения - совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения. Дидактические методы можно разделить на две составляющие: педагогические и ученические методы обучения. Педагогические методы относятся к действиям педагога (учителя), ученические методы отражают способы обучения с точки зрения учеников.
Особого внимания заслуживают методы обучения, подразумевающие определение совместной работы учителя с учениками. Методы обучения имеют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона отражает общую базовую сущность метода, а субъективная - проявление мастерства и творческого подхода педагога в рамках метода и в соответствии с его принципами.
В современной дидактике
Методы, входящие в группу
организации и осуществления
учебно-познавательной
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности направлены в основном на пробуждение интереса у учеников к процессу обучения. Занятия, разработанные с использованием этих методов, обычно разнообразны и эмоциональны.
Методы контроля и самоконтроля
эффективности учебно-
Образование понимается как — целенаправленный процесс обогащения личности и общностей граждан системой фундаментальных (разнородных, обширных, глубоких, научных, взаимосвязанных, систематизированных) знаний и соответствующих умений, привычек, качеств и способностей, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации и достижений научно-технической революции. Такие приобретения человека обеспечивают максимально высокий уровень понимания им мира, жизни, людей, общества, духовных ценностей, себя и своего места в мире, формируют интеллект, привычку и потребность к мышлению, самостоятельным и взвешенным суждениям и решениям, способность и потребность к творчеству, созиданию, непрерывному самосовершенствованию. Индивидуальный педагогический результат образования - образованность личности, общности людей, определяемую не по формальным показателям (дипломам), а по реальному пониманию окружающего и себя, проявляющемуся в отношениях, поведении и действиях.
Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны. На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.
Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека., Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.
Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, педагогических, управленческих, технических, следственных и пр.), соответствующих познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств.
Интегральным результатом
Образование, обучение и воспитание вносят свои вклады в развитие человека. Чтобы развитие шло интенсивно и правильно, образование, обучение и воспитание должны носить развивающий характер, осуществляться с нацеленностью на достижение развивающего эффекта. Необходимы, возможны и плодотворны специальные педагогические меры (отбор содержания, форм, средств, методов, условий), нацеленные на развитие личности (например, интеллекта, интересов, внимания, памяти, физической силы и ловкости, воли, самообладания, способностей и др.) или группы, коллектива.
Образованность, воспитанность, обученность и развитость человека являются его основными педагогическими свойствами, а их индивидуальное содержательно-качественное своеобразие у разных людей - их педагогическими особенностями. Эти свойства и особенности постоянно обнаруживаются у человека в жизни, труде, взаимоотношениях с другими людьми, социальными, моральными, правовыми нормами, существенно характеризуя его и определяя, достигаемые им соответствующие результаты.
Список использованной литературы:
1. Психология и педагогика: А.М. Столяренко, Москва 2001 г.
2. Педагогика: П.И. Пидкасистый, Москва Высшее образование 2007 г.
3. Педагогика учебник для вузов: И.П. Подласый, Москва 2001 г.