Основные категории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:56, реферат

Описание работы

Любая наука имеет свои основные категории, к которым относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, развитие.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 25.68 Кб (Скачать)

 

 «Основные категории педагогики»

 

Любая наука имеет свои основные категории, к которым относятся  наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства.

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято  называть педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, развитие.

Воспитание — целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, демократических, моральных, правовых, культурных, эстетических, трудовых и др.

Воспитанием достигается подготовка человека к жизни в социуме, в  обществе, среди людей, к цивилизованному поведению, формирование у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, гуманизма, уважения к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям, обучение разумному удовлетворению своих потребностей, способам самореализации возможностей. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Воспитанность зависит от образованности, обученности и развитости человека и в свою очередь влияет на них.

В современной науке под  «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического  и культурного опыта от поколения  к поколению. При этом воспитатель:  
1) передает опыт, накопленный человечеством;  
2) вводит в мир культуры;  
3) стимулирует к самовоспитанию;  
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.  
В свою очередь воспитанник:  
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;  
2) работает над собой;  
3) обучается способам общения и манерам поведения.  
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.  
          Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции, индивидуальные устремления.  
 
          Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.  
          Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».  
          Обучение — целенаправленный процесс формирования у обучающихся знаний, навыков и умений по отдельным наукам и их комплексам, сферам окружающего мира и жизни, видам деятельности и поведения. Результат его — соответствующая обученность личности, группы людей. Особое обучение, ориентированное на фундаментальность, кругозор, общую цивилизованность обучающихся, — образовательное обучение — делает его составной частью образования. В образовательных учреждениях, ориентированных на достижение обучающимися определенных образовательных требований, образовательная составляющая обучения должна быть выражена отчетливо и занимать достойное место. В других случаях обучение подчиняется необходимости подготовки к решению практических (профессиональных) задач и осуществляется как профессиональное обучение, в котором основным содержанием выступает обогащение обучающихся профессиональными знаниями, навыками и умениями. В системе высшего профессионального образования осуществляется сочетание этих видов обучения. Локально профессиональное обучение может вестись по ходу профессиональной деятельности в целях ее совершенствования, причем на базе ранее полученного образования.

Обучение — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.  
При этом учитель:  
преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;  
руководит процессом освоения знаний, навыков умений;  
создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).  
В свою очередь ученик:  
1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;  
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;  
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием. 

Метод обучения - совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения. Дидактические методы можно разделить на две составляющие: педагогические и ученические методы обучения. Педагогические методы относятся к действиям педагога (учителя), ученические методы отражают способы обучения с точки зрения учеников.

Особого внимания заслуживают методы обучения, подразумевающие определение совместной работы учителя с учениками. Методы обучения имеют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона отражает общую базовую сущность метода, а субъективная - проявление мастерства и творческого подхода педагога в рамках метода и в соответствии с его принципами.

В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский и др.

 Методы, входящие в группу  организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности, многочисленны и довольно разнообразны. В них используются все виды  источников информации: учебники, лекции, наглядные пособия, практическая  деятельность.

Методы стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности направлены в основном на пробуждение интереса у учеников к процессу обучения. Занятия, разработанные с использованием этих методов, обычно разнообразны и эмоциональны.

Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности направлены на формирование сознательности ученика и основаны на оценке конечного результата обучения. Процесс обучения включает различные виды контроля и самоконтроля, соответствии с которыми делается вывод об эффективности проведенных занятий для каждого конкретного ученика и всей учебной группы в целом.

Образование понимается как — целенаправленный процесс обогащения личности и общностей граждан системой фундаментальных (разнородных, обширных, глубоких, научных, взаимосвязанных, систематизированных) знаний и соответствующих умений, привычек, качеств и способностей, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации и достижений научно-технической революции. Такие приобретения человека обеспечивают максимально высокий уровень понимания им мира, жизни, людей, общества, духовных ценностей, себя и своего места в мире, формируют интеллект, привычку и потребность к мышлению, самостоятельным и взвешенным суждениям и решениям, способность и потребность к творчеству, созиданию, непрерывному самосовершенствованию. Индивидуальный педагогический результат образования - образованность личности, общности людей, определяемую не по формальным показателям (дипломам), а по реальному пониманию окружающего и себя, проявляющемуся в отношениях, поведении и действиях.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны. На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека., Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, педагогических, управленческих, технических, следственных и пр.), соответствующих познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств.

Интегральным результатом развития выступает развитость личности или группы, коллектива (например, превращение его в воспитывающий своих членов коллектив). Развитие и развитость — важные процессы и результат степени реализации своих возможностей человеком.

Образование, обучение и воспитание вносят свои вклады в развитие человека. Чтобы развитие шло интенсивно и правильно, образование, обучение и воспитание должны носить развивающий характер, осуществляться с нацеленностью на достижение развивающего эффекта. Необходимы, возможны и плодотворны специальные педагогические меры (отбор содержания, форм, средств, методов, условий), нацеленные на развитие личности (например, интеллекта, интересов, внимания, памяти, физической силы и ловкости, воли, самообладания, способностей и др.) или группы, коллектива.

Образованность, воспитанность, обученность  и развитость человека являются его основными педагогическими свойствами, а их индивидуальное содержательно-качественное своеобразие у разных людей - их педагогическими особенностями. Эти свойства и особенности постоянно обнаруживаются у человека в жизни, труде, взаимоотношениях с другими людьми, социальными, моральными, правовыми нормами, существенно характеризуя его и определяя, достигаемые им соответствующие результаты.

 

Список использованной литературы:

 

1. Психология и педагогика: А.М. Столяренко, Москва 2001 г.

2. Педагогика: П.И. Пидкасистый, Москва Высшее образование 2007 г.

3. Педагогика учебник для вузов: И.П. Подласый, Москва 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные категории педагогики