Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:55, доклад

Описание работы

Вновь прибывшие в школу-интернат воспитанники нередко находятся в состоянии дисфории (подавленном состоянии), обусловленном резкой переменой образа жизни, тяжелыми переживаниями, связанными с решением их судьбы в инстанциях, разрывом ранее сложившихся межличностных отношений[7].
Повышенная ранимость, психологическая напряженность, замкнутость ребенка, большая вероятность срыва в поведении указывают на особое значение бережного, тактичного отношения к ребенку со стороны педагогов, персонала, воспитанников интерната.

Работа содержит 1 файл

Доклад о оиротах.docx

— 23.60 Кб (Скачать)

Специальная школа-интернат для детей с отклонениями в  развитии - это общеобразовательное  учебное заведение 1-2, 1-3 степеней с  соответствующим медицинским профилем, который обеспечивает реализацию права  детей, которые требуют продолжительного лечения и реабилитации, на общее  среднее образование.

Приют - социальное учреждение, в котором ребенок может находиться круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью.

У детей, воспитывающихся  в учреждениях интернатного типа, зачастую наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же у ребенка недостаточно развиты навыки межличностного общения, он нервозен, добивается внимания, и в то же время его отвергает, переходит на агрессивность или оскорбления. Он не умеет быть внимателен к людям и любить. В связи с этим детские дома и школы интернаты должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.

2. Среди основных целей  и задач социального педагога  с детьми в учреждениях интернатного типа, выделяют: определение статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация, интеграция ребенка, представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах, социализация воспитанников детского дома, формирование гуманных взаимоотношений. Для решения означенных задач социальный педагог применяет соответствующие методы, среди которых можно выделить: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, упражнение, поощрение, наказание, метод убеждения; работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.

3. На основе изученной  научно-методической литературы  нами были разработаны рекомендации  по эффективному взаимодействию  социального педагога, с детьми  в учреждениях интернатного типа. А именно: знать историю личного дела ребенка; спокойно обговаривать прошлое семей жизни ребенка, если у него существует такая потребность; знать детали отношений ребенка с родственниками; содействовать развитию индивидуальных способностей; приобщать ребенка к участию в различных мероприятиях; доверять детям, верить в их возможности; обговаривать с каждым ребенком его будущую жизнь, корректировать его негативное прогнозирование; воспитывать у детей- сирот уверенность в своих силах; формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом; знать особенности профориентационной работы с детьми- сиротами. Социальный педагог должен: помочь детям с поиском высшего учебного заведения, с общежитием; учитывая способности ребенка, социальный педагог может записать его на подготовительные курсы в высшее учебное заведение; во время бесед с ребенком необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных эмоций; в использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам; использовать методы и способы физического, эстетического, и морального воспитания, которые дают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Василькова Ю.В. Методика  и опыт работы социального  педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– 2-е изд., испр – М.: Академия, 2004.– 160 с.

2. Вачков И.В. Основы группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие.– М.: Издательство «Ось-89», 1999.– 176с.

3. Дементьева И. Социальная  адаптация детей-сирот // Социальный  педагог.– 2003.– № 2.– С.64-72.

4. Дубровина И.В. Рабочая  книга школьного психолога / И.В.  Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.  Борисова; Под ред. И.В. Дубровиной.–  М.: Просвещение, 1991.

5. Дубровина И.В. Особенности  психического развития детей  в семье и вне семьи / И.В  Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности детей.– М., 1982.

6. Макаренко С. Скрытое  социальное сиротство // Воспитание  школьников.– 2006.– № 7. – С.22-25.

7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.

8. Основы социальной  работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.– М.; Инфра-М, 2002.– 393 с.

14. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш учеб. заведений: В 2 кн.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.– Кн.2: Процесс воспитания.– 256с.

15. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой.– М.: Юрист, 2000.– 424 с.

16. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой.– М.: Гуммит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.– 416с.

17. Шульга Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: учебное пособие / Т.И. Шульга, Н.Я Олифиренко, А.В. Быков.– М.: Изд-во УРАО, 2003.– 400с.

18. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г Студенов.–М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.– 432с.

 

 


Информация о работе Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа