Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:45, контрольная работа
Понятие « оригами», возникновение оригами.
Значение оригами для развития личности дошкольника.
Условные обозначения и базовые формы выполнения поделок
в технике оригами.
Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста в
технике оригами.
• творческие (оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок);
• оформительские (оформление открыток, помещений к празднику).
Этот вид искусства
благоприятно воздействует на
развитие внимания и
1. Линии и стрелки
Изображение
Обозначение
Линия складки “долиной”, “на себя”
Стрелка складки “долиной”, “на себя”
Линия складки “горой”, “от себя”
Стрелка складки “горой”, “от себя”
Перегнуть на себя – согнуть и
разогнуть, сделав складку “долиной”
Получившаяся в результате перегиба линия
Невидимая или воображаемая линия
2. Уточняющие знаки
Изображение Обозначение Пример
Совместить указанные точки
Равнозначные углы; равнозначные отрезки, прямой угол (90 гр.)
3. Операции с фигурой
Изображение Обозначение Пример
Повернуть фигуру на 180 гр.
Перевернуть фигуру другой стороной
4. Комбинированные операции
Изображение Обозначение Пример
Складка “гармошкой”
Свернуть
Сложить несколько раз
Достать, открыть, вывернуть, развернуть
Нажать, затолкнуть
Базовые формы:
1.Блин
2. Водяная бомбочка
3. Ромб
4. Рыба
5. Квадрат
6. Птица (делается на основе базовой формы Квадрат)
7. Лягушка (делается на основе базовой формы Квадрат)
8. Дверь
9. Катамаран и Вертушка (на 4-м этапе получается базовая форма Катамаран, на 6-м – Вертушка). Делается на основе базовой формы Дверь.
10. Стол (делается на основе базовой формы Катамаран)
В основу педагогической работы по моделированию поделок способом оригами с целью совершенствования мелкой моторики рук у детей, были положены следующие принципы обучения: принцип последовательности и систематичности, принцип посильности складывания материала, принцип развивающего обучения, принцип индивидуального подхода в обучении.
Во время обучения детей оригами используют следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.
Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей среднего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В среднем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности. Педагогическая система включает в себя разнообразные формы работы по моделированию поделок способом оригами, рекомендуется знакомить детей с различными видами бумаги, как основного материала в создании поделок, с различными приемами складывания на основе базовых форм более сложной техники, чем в диагностике. Рекомендуется использование поделок оригами в игровой, театрально оформительской деятельности детей.
Предполагается, что в процессе обучения детей складыванию поделок воспитатель создает комфортные условия и теплую творческую атмосферу, которая будет способствовать устойчивому интересу каждого ребенка к выполнению работы. Для создания мотивации используют игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяют художественное слово.
Т.С. Комарова предлагает следующие методы и приемы для обучения детей конструированию из бумаги:
Обучая детей конструированию из бумаги воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети. Если на занятии используется новый способ действия, воспитатель подробно показывает и объясняет как сам способ, так и последовательность его выполнения. Однако, если в поделке используются уже знакомые способы действия, роль воспитателя ограничивается обследованием образца, частичным показом, или же он задает вопросы, цель которых- активизировать знания детей. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Показывая эти игрушки, воспитатель обращает внимание детей на то, из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между собой. Иногда воспитатель использует индивидуальный показ нового приема, способа действия. На занятиях, воспитатель прежде всего говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку и обязательно использует поделку по назначению (в игре, как подарок малышам, близким и так далее) .
Соколова С.В. дает такие рекомендации педагогам:
Материал по оригами можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и экологии, а сложенные детали игрушек применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом.
Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складированием классических моделей.
Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определенного цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши.
Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складирование фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.
При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки. Перед потешками, которые начинаются со счета, можно прочесть стишок:
Много могут пальчики-
озорные мальчики:
Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,
Могут пальчики лепить,
Из бумаги птиц сложить
И машину, и зверей.
Приготовьтесь поскорей!
Вы готовы? Начинаем,
Но сначала посчитаем!
Складывание следует сопровождать пояснением, точно ориентирующим действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами.
Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, но еще больше она похожа на мороженное - сахарную трубочку, поэтому и имеет второе название - «мороженное», наиболее любимое и легче запоминаемое детьми. Сахарную трубочку нетрудно превратить в вафельный стаканчик, поднять к белой части нижний угол. Само же мороженное можно «слизнуть», немного опустив уголок.
Для того чтобы получить базовую форму «блинчик» (другие названия, заготовки «конверт», «письмо») следует представить, что плоскость квадрата - блин, в серединку которого положили начинку, и поэтому края нужно аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей и начинка не вытекла.
Для этого следует подвести (опустить) к центру квадрата все четыре угла, отчего вершины углов должны встретиться в центре квадрата - «поздороваться», а не заходить один за другой - «не наступать друг другу на ноги», иначе утолки «поссорятся» и фигурка не получится.
При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам-сгибам.
При освоении приема «раскрыть карман» можно использовать сказку про мышку, роль которой сыграет указательный палец:
- B норке поселилась мышка (поместить пальчик в «карман», расслаивая бумагу),
- Давайте прогоним мышку, сломаем норку (надавить на сгиб сверху).
- Мышка убежала (убрать пальчик, прогладить сгибы).
Вывод:
Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С.Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю.
Развивать мелкою моторику рук у детей очень важно, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать множество упражнений: рисовать в воздухе, разминать пальцами глину, шить, вязать и многое другое, но нельзя забывать про оригами. Оригами стимулирует развитие памяти, так как , чтобы сделать поделку ребенок должен запомнить последовательность её изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и так далее). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Занятия оригами имеет большое значение для гармоничного развития детей. Они способствуют творческому развитию, пробуждают фантазию и активизируют наблюдательность, внимание, воображение. Складывание фигурок оригами воспитывают усидчивость, терпение, волю, развивают чувство формы, глазомер и цветоощущения.
В процессе овладения умением выполнять из бумаги различные поделки развивается чувство цвета. «Чувство же цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще» - писал К. Маркс.
Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса.
Оригами - прекрасное средство оформления наглядных пособий, творчески работающие воспитатели их широко используют в учебном процессе. Правильное изменение наглядности повышает эффективность усвоения детьми нового материала, создает условия для поиска новых приемов и методов работы.
В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками:
- развивается умение
- формируются обобщенные представления о создаваемых объектах;
- развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;
- формируются ценные качества личности : актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т.п.
Все это позволяет рассматривать конструирование (оригами), как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.
Необходимо содействовать тому, чтобы в сюжетные игры детей включались конструирование из бумаги, других материалов. По совету воспитателя для игры в пароход, дети могут сделать много дополнительных предметов: рупор, часы, бинокль, сумочку для врача, спасательные круги, якорь и тому подобное. При этом воспитатель должен быть не только советчиком, но и активным помощником (подсказывать конструктивные решения, делать наиболее трудоемкие поделки и так далее).
Следовательно, формы, методы и приемы обучения старшего дошкольного возраста в технике оригами имеют огромное значение для гармоничного развития детей, для совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе.
Литература:
1. Афонькин С.Ю. , Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. С.-П., «Литера»1997
2. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Методика обучения ИЗО деятельности и конструирования,М., «Просвещение» 1991
3. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М. Айрис Пресс Рольф 2002
4. Соколова СВ. Оригами для дошкольников. - Санкт-Петербург, 2001
5. Соколова С.В. Школа оригами. - М. 2004
ГБОУ СПО Краснодарский педагогический