Оригами – искусство складывания бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Понятие « оригами», возникновение оригами.
Значение оригами для развития личности дошкольника.
Условные обозначения и базовые формы выполнения поделок
в технике оригами.
Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста в
технике оригами.

Работа содержит 1 файл

Тема ДКР по Художественной обработке материалов и изобразительному искусству (1).docx

— 466.92 Кб (Скачать)

•        творческие (оригинальное применение известных  моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок);

•        оформительские (оформление открыток, помещений к празднику).

   Этот вид искусства  благоприятно воздействует на  развитие внимания и формирование  памяти: дети запоминают термины,  приёмы и способы складывания,  по мере надобности воспроизводят  сохранённые в памяти знания  и умения.

    3. Условные  обозначения и базовые формы     выполнения   поделок  в  технике оригами .

                            

       1. Линии и стрелки

Изображение                   Обозначение                                                Пример

  Линия складки “долиной”, “на себя”

 

     Стрелка складки “долиной”, “на себя” 

 

 

    Линия складки “горой”, “от себя” 

 

   Стрелка складки “горой”, “от себя” 

 

Перегнуть на себя – согнуть и  разогнуть, сделав складку “долиной”                      

 

    Получившаяся в результате перегиба линия 

                            

   Невидимая или воображаемая линия

 

       2. Уточняющие знаки

Изображение Обозначение Пример

 Совместить указанные точки

 

Равнозначные углы; равнозначные отрезки, прямой угол (90 гр.)

 

            

 

 

       3. Операции с фигурой

Изображение Обозначение Пример

   Повернуть фигуру на 180 гр. 

 Перевернуть фигуру другой стороной

 

      4. Комбинированные операции

Изображение Обозначение Пример

  Складка “гармошкой” 

 

  • Проделать указанную операцию несколько раз

 

    Свернуть                                     

 

    Сложить несколько раз   

 

  Достать, открыть, вывернуть, развернуть

  Нажать, затолкнуть

 

 

 

 

 

 

 

     

  Базовые формы:

    1.Блин

    2. Водяная бомбочка

 

      3. Ромб


 
  

 

 

 

 

 

 

    4. Рыба

    

       5. Квадрат

     6. Птица (делается на основе базовой формы Квадрат)

 

 

 

     7. Лягушка (делается на основе базовой формы Квадрат)

     8. Дверь

    

    9. Катамаран и Вертушка (на 4-м этапе получается базовая форма Катамаран, на 6-м – Вертушка). Делается на основе базовой формы Дверь.

 

     10. Стол (делается на основе базовой формы Катамаран)

  1. Методика  работы   с  детьми  старшего дошкольного  возраста  в  технике  оригами.

 

    В основу педагогической работы по моделированию поделок способом оригами с целью совершенствования мелкой моторики рук у детей, были положены следующие принципы обучения: принцип последовательности и систематичности, принцип посильности складывания материала, принцип развивающего обучения, принцип индивидуального подхода в обучении.

   Во время обучения детей оригами  используют  следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.

  Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей среднего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В среднем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности. Педагогическая система включает в себя разнообразные формы работы по моделированию поделок способом оригами, рекомендуется знакомить детей с различными видами бумаги, как основного материала в создании поделок, с различными приемами складывания на основе базовых форм более сложной техники, чем в диагностике. Рекомендуется использование поделок оригами в игровой, театрально оформительской деятельности детей.

  Предполагается, что в процессе обучения детей складыванию поделок воспитатель создает комфортные  условия и теплую творческую атмосферу, которая будет способствовать устойчивому интересу каждого ребенка к выполнению работы. Для создания мотивации используют  игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяют художественное слово.

  Т.С. Комарова предлагает следующие методы и приемы для обучения детей конструированию из бумаги:

  Обучая детей конструированию из бумаги воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети. Если на занятии используется новый способ действия, воспитатель подробно показывает и объясняет как сам способ, так и последовательность его выполнения. Однако, если в поделке используются уже знакомые способы действия, роль воспитателя ограничивается обследованием образца, частичным показом, или же он задает вопросы, цель которых- активизировать знания детей. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Показывая эти игрушки, воспитатель обращает внимание детей на то, из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между собой. Иногда воспитатель использует индивидуальный показ нового приема, способа действия. На занятиях, воспитатель прежде всего говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку и обязательно использует поделку по назначению (в игре, как подарок малышам, близким и так далее) .

  Соколова С.В. дает такие рекомендации педагогам:

    Материал по оригами можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и экологии, а сложенные детали игрушек применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом.

   Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складированием классических моделей.

     Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определенного цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши.

   Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складирование фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

   При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки. Перед  потешками, которые начинаются со счета, можно прочесть  стишок:

     Много могут пальчики-

     озорные мальчики: 

      Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,

      Могут пальчики лепить,

      Из бумаги птиц сложить

      И машину, и зверей.

      Приготовьтесь поскорей!

      Вы готовы? Начинаем,

      Но сначала посчитаем!

    Складывание следует сопровождать пояснением, точно ориентирующим действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами.

   Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, но еще больше она похожа на мороженное - сахарную трубочку, поэтому и имеет второе название - «мороженное», наиболее любимое и легче запоминаемое детьми. Сахарную трубочку нетрудно превратить в вафельный стаканчик, поднять к белой части нижний угол. Само же мороженное можно «слизнуть», немного опустив уголок.

    Для того чтобы получить базовую форму «блинчик» (другие названия, заготовки «конверт», «письмо») следует представить, что плоскость квадрата - блин, в серединку которого положили начинку, и поэтому края нужно аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей и начинка не вытекла.

     Для этого следует подвести (опустить) к центру квадрата все четыре угла, отчего вершины углов должны встретиться в центре квадрата - «поздороваться», а не заходить один за другой - «не наступать друг другу на ноги», иначе утолки «поссорятся» и фигурка не получится.

    При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам-сгибам.

    При освоении приема «раскрыть карман» можно использовать сказку про мышку, роль которой сыграет указательный палец:

  - B норке поселилась мышка (поместить пальчик в «карман», расслаивая      бумагу),

  - Давайте прогоним мышку, сломаем норку (надавить на сгиб сверху).

  - Мышка убежала (убрать пальчик, прогладить сгибы).

 

   Вывод:

    Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С.Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю.

    Развивать мелкою моторику рук у детей очень важно, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.  В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.

    Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

   Для развития мелкой моторики рук можно использовать множество упражнений: рисовать в воздухе, разминать пальцами глину, шить, вязать и многое другое, но нельзя забывать про оригами. Оригами стимулирует развитие памяти, так как , чтобы сделать поделку ребенок должен запомнить последовательность её изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и так далее). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

  Занятия оригами имеет большое значение для гармоничного развития детей. Они способствуют  творческому развитию,  пробуждают фантазию и  активизируют наблюдательность, внимание, воображение. Складывание фигурок оригами  воспитывают усидчивость, терпение,  волю, развивают  чувство формы, глазомер и цветоощущения.

   В процессе овладения умением выполнять из бумаги различные поделки развивается чувство цвета. «Чувство же цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще» - писал К. Маркс.

  Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса.

  Оригами - прекрасное средство  оформления наглядных пособий, творчески работающие воспитатели их широко используют в учебном процессе. Правильное изменение наглядности повышает эффективность усвоения детьми нового материала, создает условия для поиска новых приемов и методов работы.

   В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками:

- развивается умение анализировать  предметы окружающей действительности;

- формируются обобщенные  представления о создаваемых  объектах;

- развиваются самостоятельность  мышления, творчество, художественный  вкус;

- формируются ценные качества  личности : актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т.п.

Все это позволяет рассматривать  конструирование (оригами), как эффективное  средство подготовки детей к обучению в школе.

     Необходимо содействовать тому, чтобы в сюжетные игры детей включались конструирование из бумаги, других материалов. По совету воспитателя  для игры в пароход, дети могут сделать  много дополнительных предметов: рупор, часы, бинокль, сумочку для врача, спасательные круги, якорь и тому подобное. При этом воспитатель должен быть не только советчиком, но и активным помощником (подсказывать конструктивные решения, делать наиболее трудоемкие поделки и так далее).

    Следовательно, формы, методы и приемы обучения старшего дошкольного возраста в технике оригами имеют огромное значение для гармоничного развития детей, для совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Литература:

1. Афонькин С.Ю. , Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. С.-П., «Литера»1997

2. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Методика обучения ИЗО деятельности и конструирования,М., «Просвещение» 1991

3. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М. Айрис Пресс Рольф 2002

4.  Соколова СВ. Оригами для дошкольников. - Санкт-Петербург, 2001

5.  Соколова С.В. Школа оригами. - М. 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            ГБОУ  СПО  Краснодарский педагогический

                                  колледж № 3 Краснодарского края

                                         ЗАОЧНОЕ  ОТДЕЛЕНИЕ

Информация о работе Оригами – искусство складывания бумаги