Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:05, курсовая работа
В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося”.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.
Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой.
Ориентировка на плоскости. В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.
Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3--4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.
Дети должны
употреблять точные слова для
обозначения положения
Заключение
Пространственные
представления -- представления, в которых
находят отражение
Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми. В книге замечательного отечественного психолога Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения.
Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т.е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Чтобы понять, сформировались ли у дошкольника представления о правом и левом, определить уверенно ли он воспринимает схему собственного тела, нужно попросить показать, где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз и остальные части тела (ухо, щека, локоть, колено, плечо и т. д.). Нечетко сформированные представления от правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма).
Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.
Список использованной литературы:
1) М.К. Сай,
Е.И. Удальцова “Математика в
детском саду” /Минск “
2) О.М. Дьяченко,
Е.Л. Агаева “Чего на свете
не бывает?” /Москва “
3) З.А. Михайлова
“Игровые занимательные задачи
для дошкольников” /Москва “
4) А.С. Метлина “Математика в детском саду” /Москва “Просвещение” 1994.
5) А.А. Смоленцева “Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием” /Москва “Просвещение” 2001.
6) Г.Н. Годинай,
Э.Г. Пилюгиной “Воспитание и
обучение детей младшего
7) Журнал “Дошкольное воспитание“ №8 1998.
8) В.В. Данилова
“ Математическая подготовка
детей в дошкольных
9) А.А. Столяр
”Формирование элементарных
10) Л.А. Леушина
”Формирование элементарных
11) Е.В. Сербина
“Математика для малышей” /Москва
“Просвещение” 2000.
Введение:
1. Формирование ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте.
2. Виды игр,
формирующих ориентировку в
3. Игры по формированию ориентировки в пространстве.
Вывод:
Использованная литература:
Введение
Ребенок воспринимает
пространство как нерасчлененную непрерывность.
Слежение за движением предмета в
пространстве у малыша развивается
постепенно. Вначале он следит за горизонтально
движущимся предметом, затем вертикально
и, наконец, за предметом, движущимся по
кругу и в вертикальной плоскости.
Затем начинает осваивать глубину
пространства. Вертикальное положение
при ходьбе позволяет быстрее
всего освоить направления
1. Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте
Источником познания
дошкольника является чувственный
опыт. Диапазон его зависит от того,
насколько тонко ребенок
Не менее существенна
и пространственная ориентировка детей,
так как в это понятие входит
оценка величины предметов, их форма, взаимоположения
и положения относительно субъекта.
Поэтому ориентировка в пространстве
непосредственно связана с
Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему прибавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа.
Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве» от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.
II младшая группа.
Ориентировка в пространстве
помогает ориентироваться в
Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки).
Начинается знакомство
с пространственными
Старшая группа. Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева - справа, вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).
Ориентировка
в пространстве помогает определять
свое местонахождение среди
Подготовительная группа. Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).
2. Виды игр, формирующих ориентировку в пространстве
В целях результативности
обучения детей по программе формирования
элементарных математических представлений
особое внимание следует уделять
организации в дошкольном образовательном
учреждении интерактивной предметно
- развивающей среды. Она позволяет
воспитателю вовлечь детей в
близкие им виды деятельности и манипулятивные
игры с предметами ближайшего окружения,
создать благоприятную
Особая роль в создании образовательно - развивающей среды отводится дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить.
Особое значение
имеют выбор дидактического материала
в соответствии с задачами обучения,
наличие в нем познавательного
содержания. Обучающее воздействие
обеспечивает лишь такой материал,
в котором четко выделен
Целесообразность дидактического материала на занятии определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаниями, ради которых и используются средства наглядности.
II младшая группа.
Математические представления
Младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Этому учат детей в повседневной жизни.
На занятиях эти знания уточняются в дидактических играх: «Купание куклы", «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо, а затем показать и назвать, где у него самого лицо, голова и т.д.
Информация о работе Ориентировка в пространстве у дошкольников