Ориентировка в пространстве у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося”.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.

Работа содержит 1 файл

Курс рабWord.docx

— 47.91 Кб (Скачать)

Рассматривая  с детьми любые картинки, иллюстрации  в книге, необходимо учить их осмысливать  положение каждого предмета и  его взаимоотношения с другими  предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие  предметы между собой.

Ориентировка  на плоскости. В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться  на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать  предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева  направо или справа налево. Большое  внимание уделяют последовательному  выделению, описанию и воспроизведению  взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний  и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3--4 занятий. На первом занятии педагог  демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов  по отношению к листу. Дети описывают  и воспроизводят образец. Позднее  их учат действовать по указанию, а  образец показывают уже после  того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько  каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала  повторить задание, а затем выполнить  его.

Дети должны употреблять точные слова для  обозначения положения предметов  по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

Заключение

Пространственные  представления -- представления, в которых  находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень  обобщенности и схематизации пространственного  образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая  реализуется индивидом и в  которой используются общественно  выработанные средства пространственного  анализа (рисунки, схемы, карты).

Представления о пространстве складываются у ребенка  постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое  начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним  пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми. В книге  замечательного отечественного психолога  Л.С. Выготского «Мышление и речь»  сказано, что «понятие образуется, когда  сформируются ощущения.

Между тремя  и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т.е. формируется и созревает  телесная схема. Завершается процесс  формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Чтобы  понять, сформировались ли у дошкольника  представления о правом и левом, определить уверенно ли он воспринимает схему собственного тела, нужно попросить  показать, где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз и остальные части тела (ухо, щека, локоть, колено, плечо и т. д.). Нечетко  сформированные представления от правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма).

Формирование  пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в  восприятии пространства у дошкольника  наблюдаются с появлением в его  словаре слов, обозначающих место, направление  и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре  дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно  более высокий уровень - расширяются  и углубляются пространственные представления.

Список  использованной литературы:

1) М.К. Сай,  Е.И. Удальцова “Математика в  детском саду” /Минск “Народная  Асвета” 2000.

2) О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева “Чего на свете  не бывает?” /Москва “Просвещение”  2001.

3) З.А. Михайлова  “Игровые занимательные задачи  для дошкольников” /Москва “Просвещение”  1995.

4) А.С. Метлина  “Математика в детском саду”  /Москва “Просвещение” 1994.

5) А.А. Смоленцева  “Сюжетно - дидактические игры с  математическим содержанием” /Москва  “Просвещение” 2001.

6) Г.Н. Годинай,  Э.Г. Пилюгиной “Воспитание и  обучение детей младшего дошкольного  возраста” /Москва “Просвещение”  1998.

7) Журнал “Дошкольное  воспитание“ №8 1998.

8) В.В. Данилова  “ Математическая подготовка  детей в дошкольных учреждениях  ” /Москва “Просвещение” 1997.

9) А.А. Столяр  ”Формирование элементарных математических  представлений у дошкольников”  /Москва “Просвещение” 2000.

10) Л.А. Леушина  ”Формирование элементарных математических  представлений у детей дошкольного  возраста” /Москва “Просвещение”  2002.

11) Е.В. Сербина  “Математика для малышей” /Москва  “Просвещение” 2000. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

1. Формирование  ориентировки в пространстве  в дошкольном возрасте.

2. Виды игр,  формирующих ориентировку в пространстве.

3. Игры по  формированию ориентировки в  пространстве.

Вывод:

Использованная  литература:

Введение

Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность. Слежение за движением предмета в  пространстве у малыша развивается  постепенно. Вначале он следит за горизонтально  движущимся предметом, затем вертикально  и, наконец, за предметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости. Затем начинает осваивать глубину  пространства. Вертикальное положение  при ходьбе позволяет быстрее  всего освоить направления вверх - вниз. При этом ребенок осваивает  систему координат по сторонам собственного тела. Он сам является как бы центром  системы координат. Различая горизонтальные оси вперед - назад, налево - направо, ребенок постепенно разбивает пространство на координатные углы: переднюю левостороннюю  и другие зоны. Разница между ними исчезает, когда ребенок осваивает  глубину пространства. Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Ребенок использует систему  с фиксированной точкой отсчета (на себе) и переходит к использованию  системы со свободно перемещаемой точкой отсчета (на другие объекты). Этапы пространственной ориентации - на себе, от себя, от объекта - не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Позднее ребенок  ориентируется на листе бумаги, тетради, книги, на листе бумаги в клеточку.

1. Сущность ориентировки  в пространстве  в дошкольном возрасте

Источником познания дошкольника является чувственный  опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет  суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного  и т.д.), влияющих на восприятие и  мышление.

Не менее существенна  и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения  и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами  «Величина», «Геометрические фигуры»  и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок  ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически  соотносит объекты с частями  тела: вверху - где голова, внизу - где  ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета.

Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему прибавляется словесная система  отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа.

Объем программного содержания раздела «Ориентировка  в пространстве» от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и  постепенность в рассмотрении различных  вопросов на разных возрастных ступенях.

II младшая группа. Ориентировка в пространстве  помогает ориентироваться в расположении  частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и  в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди - сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево). Различать правую и левую руки.

Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает  умение определять пространственные направления  от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение  предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки).

Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Старшая группа. Совершенствуется умение ориентироваться  в окружающем пространстве: слева - справа, вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), между, рядом с, двигаться  в заданном направлении, меняя его  по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления  движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).

Ориентировка  в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между  Олей и Таней, за Машей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а  слева от куклы стоит лошадка, сзади - мишка, а впереди - машина». Ориентировка на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу).

Подготовительная  группа. Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать  предметы и их изображения в указанном  направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом  верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Знакомство с  планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию  пространственных отношений между  объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление  движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления  движения (знаки и символы).

2. Виды игр, формирующих  ориентировку в  пространстве

В целях результативности обучения детей по программе формирования элементарных математических представлений  особое внимание следует уделять  организации в дошкольном образовательном  учреждении интерактивной предметно - развивающей среды. Она позволяет  воспитателю вовлечь детей в  близкие им виды деятельности и манипулятивные игры с предметами ближайшего окружения, создать благоприятную обстановку для рассмотрения различных математических фактов и зависимостей на специальных  занятиях, организовать активную самостоятельную  поисковую деятельность каждого  ребенка в повседневной жизни.

Особая роль в создании образовательно - развивающей  среды отводится дидактическим  играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить.

Особое значение имеют выбор дидактического материала  в соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного  содержания. Обучающее воздействие  обеспечивает лишь такой материал, в котором четко выделен рассматриваемый  признак (величина, форма, пространственное расположение). Кроме того дидактический  материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным.

Целесообразность  дидактического материала на занятии  определяется тем, как восприятие и  действия с ним способствуют овладению  детьми знаниями, ради которых и  используются средства наглядности.

II младшая группа. Математические представления лучше  усваиваются маленькими детьми, если преподносятся им в игровой  форме. 

Младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Этому  учат детей в повседневной жизни.

На занятиях эти знания уточняются в дидактических  играх: «Купание куклы", «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так воспитатель предлагает ребенку  помыть кукле голову, лицо, а затем  показать и назвать, где у него самого лицо, голова и т.д.

Информация о работе Ориентировка в пространстве у дошкольников