Организация работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:12, статья

Описание работы

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания, по мнению А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой, служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Работа содержит 1 файл

Зензерова О.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

 

Зензерова О.В. старший  воспитатель

МБДОУ г.Иркутска детский  сад №10

 

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

 

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.                                   

(Е.А. Мухачёва)

Изменения, происходящие сегодня в  сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение  его качества приказ №2151 от 20 июля 2011г. « Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовании». Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Как отмечают исследователи Давыдова О.И., Богославец Л.Г., положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания, по мнению А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой, служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные программы образования  дошкольников, такие как «Радуга», «Развитие»,  «Детство»  строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, современных достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка  и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и  условием создания ЕОП становятся выработка  общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Проанализировав исследования по вопросам работы ДОУ с семьей можно отметить, что в советский период основной целью сотрудничества с семьёй было создание единого идеологического пространства, хотя семью изучали, не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием, которого нужно бороться, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Позднее стало уделяться внимание сочетанию общественного и семейного воспитания. На этой основе были конкретизированны содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и выработали ценные рекомендации для педагогов. И только в 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

Многие формы и методы работы с семьёй мы используем сегодня, но в настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.

Опираясь на вышеизложенное, мы определили цель и задачи работы с семьей в нашем ДОУ.

Цель работы: вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • Активизация и обогащение воспитательных  и образовательных умений родителей.
  • Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Предполагаемый результат:

    • Создание положительного эмоционального микроклимата   взаимодействия с родителями;
    • Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
    • Повышение профессиональной компетентности педагогов;
    • Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей  и педагогов;
    • Продуктивное творческое взаимодействие  педагогов и родителей.

Опыт взаимодействия с семьёй показал, что работу необходимо строить по четырем направлениям:

  • Информационно-аналитическое направление (сбор информации о семьях детей, выявление активности родителей с помощью анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи», родительских собраний, мероприятий проводимых совместно с детьми «Дни открытых дверей»)
  • Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. (Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, старший воспитатель,   инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
  • Наглядно-информационное направление (родительские уголки; семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»; фотомонтажи «Из жизни группы»,  «В кругу семьи»; фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»; картотека Добрых дел. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
  • Досуговое направление в работе с родителями является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В нашем детском саду проводятся ежегодные турниры по хоккею с мячом, а так же турниры по игре в баскетбол «Крошка.ру» с участием родителей. Организованы «Родительские гостиные» где дети участвуют вместе с родителями. А также сезонные праздники, где родители являются зрителями.

Работа, проведенная, по данным направлениям позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Хотелось бы сказать об одном  важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко, и в современном мире это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое в группах нашего детского сада  сделано руками пап и мам детей. Они помогли изготовить  пособия для занятий по обучению грамоте и математике (папы вырезали из дерева буквы и цифры, а так же счетный материал), помогли оформить уголоки дежурств (мамы сшили красивые фартуки), уголоки природы (родители принесли цветы, пересадили вместе с детьми  их в одинаковые горшки, изготовили календарь погоды), театральные уголоки (папы сделали ширму, а мамы изготовили кукол из папье-маше), и т.д.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций детей, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых  технологий и рецептов. Её успех  определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

 

Список использованной литературы:

  1. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
  2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

 


Информация о работе Организация работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства в ДОУ