Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:36, реферат
В нашем исследовании мы использовали как вербальные, так и графические методы диагностики, основываясь на том, что в вербальных методиках может быть снижен уровень достоверности результатов, так как велико желание подростка приукрасить действительность и показаться лучше, чем он есть на самом деле. В качестве вербальных методик мы использовали личностные опросники.
ГЛАВА II. Описание методик исследования и его организация
2.1. Описание диагностических методик
В нашем исследовании мы использовали
как вербальные, так и графические
методы диагностики, основываясь на
том, что в вербальных методиках
может быть снижен уровень достоверности
результатов, так как велико желание
подростка приукрасить
Под личностным опросником мы понимаем совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т.д. Личностные опросники позволяют получить информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных установок. Такие опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгрупированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др.). Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графика. Основным недостатком личностных опросников является то, что испытуемые, в большей или меньшей степени, понимая показательную ценность ответов, могут отвечать на вопросы с учетом требований ситуации опроса и ожиданий, приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, т.е. вольно или невольно искажать сообщаемые о себе сведения.
2.1.1. Диагностика тревожности у подростков
Тревожность - склонность индивида к переживанию тревог, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как взаимодействия личности и ее окружения.
Для выявления уровня тревожности
у подростков нами была использована
методика "Шкала тревожности",
разработанная по принципу "Шкалы
социально-ситуативной
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет использовать ее в групповых опросах.
Методика включает ситуации трех типов:
1) Ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2) Ситуации, актуализирующие представление о себе;
3) Ситуации общения.
Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл.1.
Таблица 1
Распределение пунктов шкалы тревожности
Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30
Самооценочная 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29
Межличностная 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26
Подсчитывается общая
сумма баллов отдельно по каждому
разделу шкалы и по шкале в
целом. Полученные результаты интерпретируются
в качестве показателей уровней
соответствующих видов
В табл.2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности у школьников 8 классов. Экспериментальным путем были выделены следующие уровни тревожности:
Таблица 2
Стандартные данные по уровням тревожности
Уровень тревожности Группа учащихся Уровень различных видов тревожности (в баллах)
кл. пол
1.Норма 8 ж/м 62-54/74 19-17/11-4 21-18/75 20\17
2.Несколько повышенный 8 ж/м 78/73 20-18/25-23 22-19/26-25 21-18/27-24
3.Высокий 8 ж/м 94/91 26-24/31-30 27-26/31-32 28-25/33-30
4.Оченьвысокий 8 ж/м >94/>91 более 31 более 30 более 31
5."Чрезмерное спокойствие" 8 ж/м менее30 менее 17 менее 7 менее 4
Недостаток этой шкалы
заключается в том, что результаты
исследования будут целиком и
полностью зависеть от желания школьника
отвечать, от его доверия к
2.1.2. Диагностика состояния агрессии у подростков
Под агрессивностью можно
понимать свойство личности, характеризующееся
наличием деструктивных тенденций,
в основном в области субъектно-субъектных
отношений. Вероятно, деструктивный
компонент человеческой активности
является необходимым в созидательной
деятельности, так как потребности
индивидуального развития с неизбежностью
формируют в людях способность
к устранению и разрушению препятствий,
преодолению того, что противодействует
этому процессу. Агрессивность имеет
качественную и количественную характеристики.
Как и всякое свойство, она имеет
различную степень
Исходя из этого, можно
разделить агрессивные
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятие агрессии и враждебности и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные
чувства и негативные оценки людей и событий." Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия - использование
физической силы против
2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная
манера в поведении от
5. Обида - зависть и ненависть
к окружающим за
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины - выражает
возможное убеждение субъекта
в том, что он является плохим
человеком, что поступает зло,
а также ощущаемые им
Вопросник состоит из 75 утверждений, на который испытуемый отвечает "да" или "нет".
При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы сформулированы
таким образом, чтобы в
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
"да"=1, "нет"=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и
"нет"=1, да"=0 - 9 и7 утверждения.
2. Косвенная:
"да"=1, "нет"=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и
"нет"=1, "да"=0 - 26 и 49.
3. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и
"нет"=1, "да"=0 - 11, 35, 69.
4. Негативизм:
"да"=1, "нет"=0: 4, 12, 20, 28 и
"нет"=1, "да"=0 - 36.
5. Обида:
"да"=1, "нет"=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
6. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и
"нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.
7. Вербальная агрессия:
"да"=1, "нет"=0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и
"нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
"да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54 61 67.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21+4, а враждебности 6, 5-7+3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Используя данную методику,
следует помнить о том, что
агрессивность, как свойство личности,
и агрессия, как акт поведения,
могут быть поняты в контексте
психологического анализа мотивационно-
Информация о работе Описание методик исследования и его организация