Описание методик исследования и его организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:36, реферат

Описание работы

В нашем исследовании мы использовали как вербальные, так и графические методы диагностики, основываясь на том, что в вербальных методиках может быть снижен уровень достоверности результатов, так как велико желание подростка приукрасить действительность и показаться лучше, чем он есть на самом деле. В качестве вербальных методик мы использовали личностные опросники.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 18.55 Кб (Скачать)

ГЛАВА II. Описание методик  исследования и его организация

 

2.1. Описание диагностических  методик 

 

В нашем исследовании мы использовали как вербальные, так и графические  методы диагностики, основываясь на том, что в вербальных методиках  может быть снижен уровень достоверности  результатов, так как велико желание  подростка приукрасить действительность и показаться лучше, чем он есть на самом деле. В качестве вербальных методик мы использовали личностные опросники.

Под личностным опросником мы понимаем совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т.д. Личностные опросники позволяют получить информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных установок. Такие опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгрупированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др.). Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графика. Основным недостатком личностных опросников является то, что испытуемые, в большей или меньшей степени, понимая показательную ценность ответов, могут отвечать на вопросы с учетом требований ситуации опроса и ожиданий, приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, т.е. вольно или невольно искажать сообщаемые о себе сведения. 

 

2.1.1. Диагностика тревожности  у подростков 

 

Тревожность - склонность индивида к переживанию тревог, характеризующаяся  низким порогом возникновения реакции  тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность  обычно повышена при нервно-психических  и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как взаимодействия личности и ее окружения.

Для выявления уровня тревожности  у подростков нами была использована методика "Шкала тревожности", разработанная по принципу "Шкалы  социально-ситуативной тревожности" Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются от особенностей развития у учащихся интроспекции (самонаблюдения).

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет использовать ее в групповых опросах. 

Методика включает ситуации трех типов:

1) Ситуации, связанные со  школой, общением с учителями; 

2) Ситуации, актуализирующие  представление о себе;

3) Ситуации общения. 

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл.1.

 

Таблица 1

Распределение пунктов шкалы  тревожности 

Вид тревожности Номер  пункта шкалы 

Школьная  1 4 6 9 10 13 16 20 25 30

Самооценочная 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29

Межличностная 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26

Подсчитывается общая  сумма баллов отдельно по каждому  разделу шкалы и по шкале в  целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней  соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - общего уровня тревожности.

 

В табл.2 представлены стандартные  данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности у школьников 8 классов. Экспериментальным путем  были выделены следующие уровни тревожности:

 

Таблица 2

Стандартные данные по уровням  тревожности 

Уровень тревожности Группа учащихся Уровень различных видов  тревожности (в баллах)

 кл. пол                                      Общая         Школьная        Самооцен.     Межличн.

1.Норма 8 ж/м                           62-54/74      19-17/11-4       21-18/75          20\17

2.Несколько повышенный 8 ж/м 78/73       20-18/25-23      22-19/26-25    21-18/27-24

3.Высокий 8 ж/м                            94/91       26-24/31-30       27-26/31-32    28-25/33-30

4.Оченьвысокий 8 ж/м             >94/>91         более 31            более 30         более 31

5."Чрезмерное спокойствие" 8 ж/м менее30 менее 17           менее 7           менее 4

Недостаток этой шкалы  заключается в том, что результаты исследования будут целиком и  полностью зависеть от желания школьника  отвечать, от его доверия к экспериментатору. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым заявить  об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревожность, о которой  учащийся по разным причинам не хочет  сообщать окружающим. Поэтому для  достоверности результатов мы использовали эту методику в совокупности с  графическими методами диагностики.

 

2.1.2. Диагностика состояния  агрессии у подростков 

 

Под агрессивностью можно  понимать свойство личности, характеризующееся  наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный  компонент человеческой активности является необходимым в созидательной  деятельности, так как потребности  индивидуального развития с неизбежностью  формируют в людях способность  к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Агрессивность имеет  качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет  различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет  к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно  разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная  агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность). В практике психологов более интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса- Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил  понятие агрессии  и враждебности и определил последнюю как: "...реакцию,  развивающую негативные

чувства и  негативные оценки  людей и событий." Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности,  А.Басс   и А.Дарки   выделили  следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование  физической силы против другого  лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным  путем направленная на другое  лицо или ни на кого не  направленная.

3. Раздражение - готовность  к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов. 

5. Обида - зависть и ненависть  к окружающим за действительные  и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне  от недоверия и осторожности  по отношению к людям до  убеждения в том, что другие  люди планируют и приносят  вред.

7. Вербальная агрессия - выражение  негативных чувств как через  форму (крик, визг), так и через  содержание словесных ответов  (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло,  а также ощущаемые им угрызения  совести. 

Вопросник состоит из 75 утверждений, на который испытуемый отвечает "да" или "нет". 

При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться  только к одной форме агрессии.

2. Вопросы сформулированы  таким образом, чтобы в наибольшей  степени ослабить влияние общественного  одобрения ответа на вопрос.

 

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

"да"=1, "нет"=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и 

"нет"=1, да"=0 - 9 и7 утверждения.

2. Косвенная: 

"да"=1, "нет"=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и 

"нет"=1, "да"=0 - 26 и  49.

3. Раздражение: 

"да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и 

"нет"=1, "да"=0 - 11, 35, 69.

4. Негативизм:

"да"=1, "нет"=0: 4, 12, 20, 28 и 

"нет"=1, "да"=0 - 36.

5. Обида: 

"да"=1, "нет"=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и 

"нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия:

"да"=1, "нет"=0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и 

"нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

"да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54 61 67.

 

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности  является величина ее индекса, равная 21+4, а враждебности 6, 5-7+3. При этом обращается внимание на возможность  достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Используя данную методику, следует помнить о том, что  агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте  психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому данный опросник мы использовали в своей работе в совокупности с проективными методиками/


Информация о работе Описание методик исследования и его организация