Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:54, контрольная работа
Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.
1. ВВЕДЕНИЕ.
2.СООТНОШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
3.РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАСООТНОШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
4.СКРОМНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ СТУДЕНТКИ ВОВК В.А. ПО ВЫШЕОЗНАЧЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ.
ПЛАН.
1.
ВВЕДЕНИЕ.
2.СООТНОШЕНИЕ
ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
3.РАЗЛИЧНЫЕ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАСООТНОШЕНИЕ
ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
4.СКРОМНАЯ
ТОЧКА ЗРЕНИЯ СТУДЕНТКИ
ВОВК В.А. ПО
ВЫШЕОЗНАЧЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ.
1.Обучение и развитие.
Обучение
и развитие не совпадают
непосредственно, а
представляют собой
два процесса, находящиеся
в сложном взаимоотношении.
Обучение
только тогда эффективно,
когда оно идет
впереди развития.
Тогда оно пробуждает
и вызывает к жизни
целый ряд функций,
находящихся в
стадии созревания,
лежащих в зоне ближайшего
развития. В этом и заключается
главнейшая роль обучения
в развитии. Обучение
оказывается наиболее
плодотворным только
тогда, когда оно совершается
в пределах периода,
определяемого зоной
ближайшего развития
ребёнка.
Когда
мы наблюдаем за ходом
развития ребенка
в дошкольном возрасте
и за ходом его
обучения, мы действительно
видим, что всякий
предмет обучения
требует от ребенка
больше, чем он может
дать на сегодняшний
день, т. е. ребенок
осуществляет деятельность,
которая заставляет
его подыматься выше
самого себя. Это, конечно,
относится к здоровому
обучению.
2.Правильное решение
вопроса о соотношении
развития и обучения
имеет центральное значение
не только для психологии,
но н для педагогики.
Каждая концепция обучения,
которой руководствуется
педагог, включает в
себя (сознает он это
или нет) определенную
концепцию развития.
Точно так же каждая
концепция психического
развития, которой придерживается
психолог (сознает он
это или нет), заключает
в себе и определенную
теорию обучения.
Ребенок
развивается, воспитываясь
и обучаясь. Это
значит:
воспитание
и обучение включается
в самый процесс
развития ребенка, а
не надстраиваются над
ним. Задача воспитания
и обучения не в
том, чтобы приспосабливать
педагогический процесс
к будто бы независимой
от него природе ребенка,
а в том, чтобы формировать
развитие. Личностные
психические свойства
ребенка, его способности,
черты характера и т.
д., а также различные
на разных ступенях
развития и у разных
индивидов особенности
психических процессов (восприятия,
памяти и т. д.) не только
проявляются, но и формируются
в ходе собственной
деятельности ребенка,
посредством которой
он под руководством
учителя активно включается
в жизнь коллектива,
осваивая правила и
овладевая знаниями,
добытыми в ходе исторического
развития познавательной
деятельности человечества.
Педагогический
процесс как деятельность
учителя-воспитателя
формирует развивающуюся
личность ребенка
в меру того, как
учитель руководит
деятельностью ребенка,
а не подменяет ее.
Всякая попытка воспитателя-учителя <внести>
в ребенка познание
и нравственные нормы,
минуя собственную деятельность
ребенка по овладению
ими, подрывает самые
основы здорового умственного
и нравственного развития
ребенка.
Формирующиеся
в ходе развития,
на основе задатков
как предпосылок развития
личностные свойства
ребенка, его способности
и характерологические
особенности являются
не только предпосылкой,
но и результатом его
деятельности; их развитие
в холе ее не только
проявляется, но и совершается.
Если школьник понимает, на доступном ему уровне, основания тех операций, которыми он овладевает, то их изучение вносит определенный вклад в фонд его развития. Если же путем немало кратных упражнений ребенок научается производить те или иные операции, не осознавая их логики, это не продвигает его в общем развитии.
Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки . Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. С.Л. Рубинштейн писал, что "правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения" (Рубинштейн С.Л., 1946. С. 156).
Изучением проблемы обучения и развития в той или иной мере занимались почти все выдающиеся психологи прошлого и настоящего.
Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др.
На различных исторических этапах ее решение менялось. Это обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок в понимании сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом процессе. Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин.
Первая состоит в том, что образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений.
Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми образовательные учреждения не успевают, поскольку нельзя постоянно увеличивать сроки общего и профессионального обучения. Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования.
Третья причина обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Если это было действительно так, то никакое обучение не в состоянии было бы преодолеть ограниченные природой возможности того или иного возраста. Выявление соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности
Четвертая причина связана:
с признанием приоритета принципа развивающего образования;
развитием теории личности, позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза (В.Д. Шадриковым введено понятие "онтогенез личности");
осмыслением факторов, обуловливающих личностный рост и личностные изменения;
созданием концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.
Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.
Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под яруководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития - следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, - это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной и зарубежной психологии проводятся исследования с целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить ЗБР.
3. К началу 30-х гг. ХХ в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития. Они и были описаны Л.С. Выготским (Выготский Л.С., 1996, аннотация)
1) Первая теория: между обучением и развитием отсутствует связь
Согласно первой точке зрения, высказанной известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемой его школой, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае "идет в хвосте развития", оно как бы надстраивается над созреванием .
Таким образом, первая теория имеет своим основным положением идею о независимости детского развития от процессов обучения. По этой теории, "развитие должно совершить определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению определенным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Уже благодаря этому наперед исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу" (Выготский Л.С., 1991. С. 376).
Согласно этой
теории, развитие
ребенка есть следствие
внутреннего, спонтанного
самоизменения, на
которое обучение
не оказывает никакого
влияния. По мнению Ж.
Пиаже, мышление ребенка
с необходимостью проходит
через все известные
фазы и стадии независимо
от процесса обучения.
Более того, обучение
обусловлено уровнем
развития человека. "Развитие
создает возможности -
обучение их реализует", -
писал В. Штерн. Обучение -
это лишь внешние условия
созревания, детского
развития. Оно рассматривается
как "чисто внешний
процесс, который должен
быть так или иначе согласован
с ходом детского развития,
но сам по себе не участвующий
активно в детском развитии,
ничего в нем не меняющий
и скорее использующий
достижения развития,
чем подвигающий ход
и изменяющий его направление" .
Естественно, что эта
точка зрения не признает
самой идеи развивающего
обучения. Этой точки
зрения придерживались
А. Гезелл. Некоторая
часть современных отечественных
и зарубежных детских
психологов и педагогов
придерживаются позиций
данной теории, которые
так ярко и однозначно
описал Л.С. Выготский.
Многие полагают, что
за такими позициями
стоит сама педагогическая
жизнь, многолетняя
устоявшаяся практика
образования, ведь этой
психологический теории
соответствует знаменитый
дидактический принцип -
принцип доступности (согласно
ему, как известно, ребенка
можно и нужно учить
лишь тому, что он "может
понять", для чего
у него уже созрели определенные
познавательные способности).
Первая теория, естественно,
не признает развивающего
обучения, - это теоретическое
обоснование практики
образования в принципе
исключает какие-либо
возможности проявления
такого обучения
2) Вторая теория: обучение и развитие - тождественные процессы