Обучение детей пересказу

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

В основе занятий лежит алгоритм структуры логопедического занятия по обучению пересказу с опорой на графические схемы.

Работа содержит 1 файл

Обучение детей пересказу.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Обучение  детей пересказу 

 
При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили многим современным детям  живое общение. Они не желают читать, речевой опыт у них ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна. 
Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи. Это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (В.П. Глухов, А.М. Бородич, Т.Б. Филичева, Л.П. Федоренко, Е.И. Тихеева и др.). Пересказ - это наиболее простой вид монологического высказывания, поскольку детям дается готовый текст. Значительная часть школьной программы основана именно на нем. Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста. Подобную работу можно начинать уже с детьми 4-летнего возраста. 
Коллектив нашего ДОУ разработал систему коррекционных занятий по обучению детей пересказу с опорой на природоведческие произведения. Художественная литература и устное народное творчество, в том числе малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки) являются важнейшими стимулами развития выразительности речи. Высокохудожественные тексты о природе пробуждают познавательный интерес и позволяют решать широкий спектр коррекционных, образовательных и воспитательных задач. 
Система охватывает 27 занятий по трем возрастным группам (средней, старшей и подготовительной): 9 - на группу, по 3 - на каждый период обучения. На занятиях используются нетрадиционные пособия, изготовленные нашими логопедами. Большое внимание уделяется подбору авторов: в основном используются произведения К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Л. Толстого, 
И. Соколова-Микитова, Ю. Коваля, Г. Снегирева и др. 
Важно учитывать объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец, понятное и интересное содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь). Поэтому рассказы специально адаптируются для детей. На начальном этапе работы используются небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивается. 
В основе занятий лежит алгоритм структуры логопедического занятия по обучению пересказу с опорой на графические схемы. 
1. Подготовка. 
2. Организационный момент. 
3. Подготовка к восприятию текста. 
4. Чтение текста. 
5. Содержательный и языковой разбор текста. 
6. Лексико-грамматические упражнения по тексту. 
7. Повторное чтение с установкой на пересказ. 
8. Моделирование рассказа с помощью графических схем. 
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. 
10. Подведение итогов занятия. 
11. Задания воспитателям. 
Для увеличения эффективности данной работы требовалось повысить образовательный уровень специалистов ДОУ. С этой целью были проведены: выставка-рекомендация «Методическая литература и специальные пособия по развитию связной речи детей дошкольного возраста», семинар «Обучение детей связной речи». Силами коллектива учреждения и родителей в методическом кабинете, в каждой группе, а также в «Комнате сказок» (речевой площадке для занятий) были созданы библиотеки педагогической и детской природоведческой литературы. Дважды в год логопеды проводят открытые занятия, на которые приглашаются специалисты детского сада и родители. 
Опыт нашей работы был представлен на открытом окружном семинаре-практикуме «Внедрение системы эффективных приемов по обучению детей пересказу на основе использования произведений природоведческой литературы». Диагностика, проводимая специалистами ДОУ, показала хорошую динамику детей в обучении пересказу и перспективность данного вида работы. 
Конспекты занятий 
по развитию связной речи 
Средняя группа 
Пересказ рассказа «Уточки» 
(по К. Ушинскому) 
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ 
сказа текста с опорой на графические схемы. 
Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста. 
Формирование навыков планирования развернутого высказывания. 
Активизация и обогащение словаря. 
ОБОРУДОВАНИЕ 
1. Предметные картинки с изображениями домашних птиц. 
2. Два набора графических схем для пересказа и развития просодики речи. 
3. Пальчиковые бассейны. 
4. Игрушечные утята по количеству детей, свежая трава. 
5. Панно «Уточки», панорама «Птичий двор». 
6. Аудиозаписи рассказа, голосов домашних птиц, CD-диск, плеер. 
ПОДГОТОВКА 
1. Изучение лексической темы «Домашние птицы» (с логопедом и воспитателями). 
2. Чтение природоведческой литературы (с воспитателями и родителями). 
3. Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме (с логопедом и воспитателями). 
4. Лепка уточки (с воспитателями). 
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 
* * * 
Организационный момент 
Дети вместе с логопедом рассматривают предметные картинки с изображениями домашних птиц. 
Подготовка к восприятию текста 
Логопед. Кого вы видите на картинках? 
Дети. Домашних птиц. 
Логопед. Одна из птиц приготовила для вас звуковое письмо. 
Кто это, ребятки? 
В перепонках лапки, 
Широким носиком клюет, 
Червячка на завтрак ждет. 
Ныряет, плавает в пруду… 
Но кто же это? Не пойму. 
Дети. Это уточка. 
Логопед. Какие слова помогли вам догадаться, что это уточка? 
Дети отвечают, потом находят у уточки звуковое письмо - CD-диск. На нем - аудиозапись детского голоса. 
Чтение текста 
Логопед. Присядем и послушаем. (Включает плеер.) 
Уточка. Здравствуйте, ребята. Я - уточка. Кря-кря. Послушайте рассказ, который называется «Уточки». Написал его Константин Ушинский. 
Сидит Вася на берегу. Смотрит он, как уточки в пруду плавают. Носики широкие, лапки желтые с перепонками. Траву щиплют, червяков глотают. Сказали Васе уточек стеречь. А они на воду ушли. Как их теперь домой загнать? Стал Вася уточек кликать: «Ути, ути, уточки, пора вам домой идти». Уточки Васю послушали, на берег вышли, домой пошли. 
Содержательный и языковой разбор текста 
Логопед. Что вы прослушали? 
Дети. Рассказ. 
Логопед. Как называется рассказ? 
Дети. «Уточки». 
Логопед. Кто его написал? 
Дети. Константин Ушинский. 
Логопед. А хотите увидеть Васю и уточек? (Открывает панно «Уточки».) Где сидит Вася? 
Дети. Вася сидит на берегу. 
Логопед. Куда смотрит Вася? 
Дети. Смотрит Вася, как уточки в пруду плавают. 
Логопед. Какие у уток носики, какие лапки? Что едят утки? Как едят? 
Дети отвечают. 
Что сказали Васе? 
Дети. Васе сказали уточек стеречь. 
Логопед. А куда ушли утки? Как их домой загнать? Что придумал Вася? 
Дети отвечают. 
Как он их стал звать, кликать? 
Дети. Ути, ути, уточки, пора вам домой идти. 
Логопед. Что сделали уточки? 
Дети. Уточки Васю послушали, на берег вышли, домой пошли. 
Логопед. А где живут утки? 
Дети. На птичьем дворе. 
Логопед. Отправимся и мы на птичий двор. 
Лексико-грамматические 
упражнения по тексту 
Развитие мелкой моторики рук 
Детям предлагается панорама «Птичий двор». Звучат голоса домашних птиц. 
Логопед. Кто живет на птичьем дворе? 
Дети. Утка с утятами, курица с цыплятами, гусыня с гусятами. 
Логопед. Надо птиц покормить. В коробках найдите вот таких червяков. (Показывает червяка, сделанного из бумажной ленты.) 
Дети из пальчикового бассейна выбирают червячков. 
А затем отщипните молодой, сочной травки. (Показывает действие.) 
Дети выполняют. 
Формирование навыков связного последовательного пере Развитие речевого дыхания 
Упражнение направлено на увеличение длины ротового выдоха. 
Логопед. Угощение готово. Позовем птиц. 
Дети (делают глубокий вдох. На выдохе проговаривают плавно, спокойно, не снижая голоса, так, чтобы в легких все время был запас воздуха). Ути-ути-ути, цып-цып-цып, тега-тега-тега. 
Логопед. Услышали нас птицы, поспешили к еде. 
Дети ставят птиц рядом с блюдцами. 
Как едят птицы? 
Дети. Червяков глотают, траву щиплют. 
Развитие просодики 
Упражнение направлено на развитие силы голоса, мелодико-интонационной, темпоритмической сторон речи. 
Логопед. Птицы поели и говорят нам: «Спасибо». А теперь разделитесь на две команды. (Показывает схемы.) 
Развитие эмпатии 
Звучат голоса уток. 
Логопед. Давайте я буду Вася, а вы уточки. Сяду на бережок. Плавают уточки в пруду. Широкие носики в воду прячут, желтые лапки с перепонками на солнышке сушат. Травку щиплют, червяков глотают. Сказали мне вас стеречь. А вы на воду ушли. Как вас теперь домой загнать? Надо вас покликать: «Ути, ути, уточки, пора вам домой идти». Уточки меня послушались, на берег вышли и домой пошли. 
Дети перешагивают через веревочку. 
Были утята, а стали ребята. Присядьте на стульчики. 
Повторное чтение 
Логопед. Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам схемы. 
По мере чтения рассказа дети выстраивают графическую мнемодорожку. 
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем 
Логопед. Кто хочет рассказать про Васю и уточек? 
Дети по очереди, опираясь на графические схемы, составляют пересказ. 
Как называется этот рассказ? Кто его написал? 
Дети отвечают на вопросы. 
Подведение итогов занятия 
Логопед. Посмотрите на Васю. Кажется, он нам что-то хочет сказать. 
Все подходят к панно. 
Вася сказал, что ему понравились рассказы. Он дарит вам этих утят. (Раздает детям сувениры.) 
Задания воспитателям 
1. Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа. 
2. Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно). 
Старшая группа 
Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В. Бирюкову) 
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ 
Обучение последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем. 
Формирование активного слухового и зрительного контроля за составлением пересказа. 
Развитие навыков диалогической формы речи, умения передавать диалог действующих лиц. 
Активизация и обогащение словаря по темам «Насекомые», «Цветы». 
Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с произведением. 
Активизация познавательных процессов (восприятия, памяти, логического мышления). 
ОБОРУДОВАНИЕ 
1. Графические схемы, картина. 
2. Предметные картинки с изображением колокольчиков 
(6 шт). 
3. Магнитная доска, магниты. 
4. Предметные картинки с изображением цветов, сюжетная картина. 
5. Игрушки (жук, корова, лошадь). 
6. Магнитофонная запись, мяч. 
ПОДГОТОВКА 
1. Изучение лексических тем «Насекомые», «Цветы» (с логопедом и воспитателями). 
2. Посещение парка или леса и наблюдение за насекомыми, цветами (с родителями и воспитателями). 
3. Закрепление умения составлять сложные распространенные предложения (с логопедом). 
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 
* * * 
Организационный момент 
На поляне (магнитная доска) лежат игрушечные корова, жук, лошадь. 
Логопед. Отгадайте загадку: 
Черен, да не ворон. 
Рогат, да не бык. 
Шесть ног без копыт. 
Отгадку вы найдете среди предметов, расположенных на поляне. 
Дети. В загадке говорится о жуке. 
Подготовка к восприятию текста 
Логопед включает магнитофон, ставит кассету с записью жужжания жука. 
Ребенок 
Под листочком жук проснулся, 
Потянулся и встряхнулся. 
Брюшко, нос, глаза, усы 
Вымыл капелькой росы. 
Загудел и полетел, 
У него немало дел. 
Чтение текста 
Чтение проводится без установки на запоминание и пересказ, оно направлено на развитие речевого слуха, внимания, восприятия. 
Логопед. Я прочитаю вам рассказ «Поющий букет». Его написал Василий Бирюков. 
Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась: 
- Ой, какой хороший! Сорву его. - Набрала разных цветов и домой принесла. Поставила в банку с водой, смотрит и радуется. 
И вдруг раздалось жужжание: 
- Жжуть, жжуть. Куда я попал? Тут люди жживут. 
- Букет жужжит, - удивилась Наташа. - Букет поет. 
Осмотрела весь букет, ничего не нашла. 
- Чудно. Никого нет, а поет. 
Еще раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит. 
- Вот почему букет пел! 
Взяла жучка и выпустила на волю. 
Содержательный и языковой разбор текста 
Дети учатся вести диалог по содержанию рассказа. 
Логопед. Где шла Наташа? 
Дети. Наташа шла по лугу. 
Логопед. Что она собирала на лугу? 
Дети. На лугу она собирала букет. 
Логопед. Какой цветок ей понравился? 
Дети. Ей понравился колокольчик. 
Логопед. Что набрала Наташа на лугу? 
Дети. Наташа набрала на лугу разных цветов. 
Логопед. Куда она поставила букет? 
Дети. Букет она поставила в банку с водой. 
Логопед. Что удивило Наташу? 
Дети. Наташу удивило жужжание. 
Логопед. О чем жужжал букет? 
Дети. Букет жужжал о том, что здесь люди живут. 
Логопед. Почему букет пел? 
Дети. Потому что в колокольчике сидел жук. 
Логопед. Что девочка сделала с жучком? 
Дети. Девочка выпустила жучка на волю. 
Лексико-грамматические 
упражнения по тексту 
Подбор признаков, образование относительных прилагательных 
Проводится в форме игры с мячом. Логопед задает детям вопрос и бросает им поочередно мяч. Те отвечают и бросают мяч обратно логопеду. 
Логопед. Жук какой? 
Дети. Большой, рогатый, блестящий, черный, жужжащий, быстрый, добрый, усатый. 
Логопед. Цветы какие? 
Дети. Яркие, пестрые, красивые, душистые, высокие, низкие, садовые, полевые. 
Игра «Куда 
спрятались насекомые?» 
Это игра на составление предложно-падежных конструкций, формирование навыка придумывания сложных предложений с предлогом под. На магнитной доске помещена картинка с изображением поляны. 
Логопед. Ожидается сильный ливень, все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их. 
Дети (по очереди подходят к картине, показывают указкой сюжет). Гусеница ползет под сочным душистым яблоком. Яркая бабочка укрылась под крупной ромашкой. Зеленый кузнечик примостился под пушистой елкой. Усатый жук заполз под куст клубники и т.д. 
Игра «Найди цветы» 
Это игра на образование относительных прилагательных. 
Логопед. Найдите цветы, растущие в поле, в лесу, на лугу, в комнате, в саду. 
Дети (отбирают цветы). Василек растет в поле, это полевой цветок и т.д. 
Повторное чтение 
Повторное чтение проводится с установкой на запоминание, без пересказа. 
Логопед. Послушайте внимательно рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить. 
Моделирование рассказа 
с помощью графических схем 
На столе разложены беспорядочно графические схемы. 
Логопед. Эти схемы помогут вам пересказать рассказ. С чего он начинается? 
Совместно с детьми логопед составляет план рассказа с наглядной опорой. 
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем 
Игра «Расскажи по цепочке» 
Дети берут предметные картинки (колокольчики) и определяют очередность пересказа: с обратной стороны колокольчика написаны цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ. 
Подведение итогов занятия 
Логопед. Как назывался рассказ, который пересказывали? О ком говорилось в рассказе? 
Дети отвечают на вопросы. 
Задание воспитателям 
1. Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа. 
2. Повторить рассказ с опорой на графический план. 
3. Повторить упражнение «Найди цветы». 
Подготовительная 
к школе группа 
Пересказ рассказа «Стожок» 
(по Ю. Ковалю) 
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ 
Обучение связному
§ последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 
Формирование целенаправленного
§ восприятия и анализа текста. 
Развитие навыков планирования пересказа (с
§ опорой на наглядность). 
Закрепление навыков грамматически правильного
§ оформления высказываний. 
Активизация и обогащение словаря (определения,
§ глаголы, родственные слова). 
Использование для пересказа метода языковой
§ трансформации. 
Работа над интонационной выразительностью
§ речи. 
ОБОРУДОВАНИЕ 
1. Карточки-подсказки. 
2. Графические схемы. 
3. Карточки с родственными и похожими словами к слову медведь. 
4. Разрезная картинка (медведь). 
5. Панорама к рассказу, мольберты, магниты, аудиокассета, шапка, жилетка. 
ПОДГОТОВКА 
1. Чтение рассказов и сказок (с воспитателями): И. Соколов-Микитов «В берлоге», «Медвежья семья»; Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Медвежья горка»; В. Бианки «Купание медвежат»; Ю. Коваль «Стожок»; «Медведь» (по сюжету Б. Сергункова) и др. 
2. Изучение лексической темы «Дикие животные». 
3. Работа с графическими схемами. 
4. Подбор признаков и действий к предмету, образование родственных слов. 
5. Рисование медведя (организация выставки работ). 
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 
* * * 
Организационный момент 
Логопед. Сейчас, ребята, мы поиграем в следопытов. Каждый из вас должен найти конверт с помощью моей подсказки. (Раздает детям подсказки.) 
Звучит тихая музыка. Дети ищут конверты с фрагментами разрезной картинки. Каждая подсказка содержит графическое изображение предлога и предметную картинку: например предлог под и картинку с изображением стула. Значит конверт следует искать под стулом. (За ширмой, на столе, в коробке, под книгой и т.д.) Когда все конверты найдены, дети собирают на мольберте разрезную картинку с изображением медведя. 
Подготовка к восприятию текста 
Логопед. Сегодня мы с вами вспомним интересную историю про медведя, которую поведал нам в рассказе «Стожок» Юрий Коваль. А какие еще произведения про медведей вы можете вспомнить? 
Дети. «В берлоге», «Купание медвежат», «Как медведь сам себя напугал», «Медвежья семья» и т.д. 
Чтение текста 
Чтение отрывка проводится без установки на запоминание и пересказ. 
Логопед (выставляет на мольберт графические схемы, соответствующие содержанию, и читает по книге). Послушайте начало рассказа. 
У излучины реки в старой баньке жил дядя Зуй со своею внучкой Нюркой. Еще летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена: поставил стог не на землю, а на сани, чтобы легче было зимой сено из лесу вывезти. А когда наступила зима, внучка напомнила деду про сено. 
А вот что произошло дальше. 
Привез дядя Зуй сено из лесу. Стал лошадь распрягать. 
- Ты чего, Зуюшка, привез? - кричит ему соседка Пантелеевна. 
- Сено, Пантелеевна, чего же еще? - отвечает Зуй. 
- А на возу у тебя кто? 
Глянул дядя Зуй на стог и как стоял, так и сел в снег. Страшная какая-то, кривая да мохнатая морда выставилась с воза - медведь! «Рру - у!» 
Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал. Рявкнул медведь и пропал в елочках. 
Стал народ собираться. Толпятся люди, разглядывают медвежьи следы, говорят: «Вот какую берлогу себе медведь придумал - Зуев стожок». 
Содержательный 
и языковой разбор текста 
На все вопросы дети дают полные, развернутые ответы. 
Логопед. Кто привез сено из леса? 
Дети. Сено из леса привез дядя Зуй. 
Логопед. Кто встретил дядю Зуя в деревне? 
Дети. Дядю Зуя встретила Пантелеевна. 
Логопед. Что она сказала дяде Зую? 
Дети. Ты чего, Зуюшка, привез? 
Логопед. Что ответил Зуй? 
Дети. Сено, Пантелеевна, чего же еще? 
Логопед. Кого Пантелеевна увидела на возу? 
Дети. На возу Пантелеевна увидела медведя. 
Логопед. Как медведь соскочил с телеги? 
Дети. Медведь зашевелился, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал. 
Логопед. Кто стал собираться около саней? 
Дети. Около саней стал собираться народ. 
Логопед. О чем говорили люди? 
Дети. Люди удивлялись тому, что медведь себе берлогу в стожке сделал. 
Логопед. Где медведь сделал себе берлогу? 
Дети. Медведь сделал себе берлогу в стогу сена. 
Лексико-грамматические 
упражнения по тексту 
Дидактическая игра 
«Родственные слова» 
Это игра на закрепление навыков словообразования, подбор родственных слов к слову медведь. 
На столе располагаются карточки с лексическим материалом. Дети должны отобрать карточки с родственными словами, прочитать их и поместить на мольберт, рядом с картиной, на которой изображен медведь. Остальные карточки располагают отдельно. 
Лексический материал: медвежонок, медленно, медведица, медуза, медвежий, мед, медвежатина, медицина, медведушка, медаль, медведище, медвежатник, медный. 
Игра «Кто лучше запомнил?» 
Это игра на активизацию глагольной лексики и словаря признаков. Также проводится работа над грамматическим строем речи. 
Логопед. Теперь давайте с вами вспомним, каким был медведь, когда он проснулся. (Раздает детям карточки.) Что делал медведь на возу? Какая была морда у медведя? Что сделал медведь, оказавшись на снегу? 
Дети отвечают на вопросы. 
Дидактическая игра 
«Используй нужный знак» 
Это игра на развитие интонационной выразительности речи. Карточку с изображением восклицательного или вопросительного знака логопед предлагает детям, стоящим в кругу. Вначале логопед сам приводит пример восклицательного или вопросительного предложения в соответствии с содержанием текста. Дети передают друг другу карточку, называя свое предложение. 
Дети. Какой страшный этот медведь! Какой опасный медведь! Ах, как я боюсь медведя! Не буди спящего медведя! Какой зубастый (лохматый, злобный, могучий) этот медведь! Что привез дядя Зуй из леса? 
Следующий по очереди ребенок отвечает на вопрос и говорит свое предложение. 
Кто встретил его в деревне? Что сделал медведь, проснувшись? Куда он побежал? Ты боишься медведя? Чем опасен медведь? У медведя острые зубы? 
Повторное чтение 
Повторное чтение проводится с установкой на запоминание и пересказ. 
Логопед. Я прочитаю рассказ еще раз, постарайтесь его запомнить. 
Моделирование рассказа 
с помощью графических схем 
и пересказ с опорой на них 
Работа проводится индивидуально или с группой из двух детей. Используется метод языковой трансформации. Один из детей пересказывает отрывок из рассказа от первого лица, надев меховую жилетку и шапку. 
Подведение итогов занятия 
Логопед знакомит детей с панорамой, на которой изображен сюжет рассказа. Дети рассматривают и комментируют ее. Логопед оценивает высказывания детей и вручает им подарки от медведя. 
Задания воспитателям 
1. Закрепить глагольную лексику и словарь признаков из рассказа Ю. Коваля «Стожок». С этой целью провести дидактические игры «Подбери действие», «Подбери признак». 
2. Закрепить навык словообразования путем подбора родственных слов к словам медведь, лес, зима. 
3. Формировать логическую цельность речи, раскладывая графические схемы в соответствии с сюжетом рассказа. 
4. Закрепить навык пересказа текста с опорой на графические схемы.



http://www.twirpx.com/files/pedagogics/logopaedics/continuous_speech

От  издателя
  Данное пособие  содержит теоретические и практические материалы, помогающие формировать  связную речь детей подготовительной группы детского сада не только на специальных  занятиях, но и в бытовых ситуациях, на прогулке, на занятиях по художественной литературе, музыкальных праздниках.  
Автором представлены конспекты занятий, разнообразные словесные приемы, способствующие повышению уровня речевого развития ребенка, совершенствованию культуры общения.  
Особое внимание в работе уделено правильному произнесению звуков, освоению основных форм системы языка, лексической стороны речи.  
 
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям.
 
 
      От  издателя
        Данное пособие  содержит теоретические и практические материалы, помогающие формировать связную речь детей подготовительной группы детского сада не только на специальных занятиях, но и в бытовых ситуациях, на прогулке, на занятиях по художественной литературе, музыкальных праздниках.  
      Автором представлены конспекты занятий, разнообразные словесные приемы, способствующие повышению уровня речевого развития ребенка, совершенствованию культуры общения.  
      Особое внимание в работе уделено правильному произнесению звуков, освоению основных форм системы языка, лексической стороны речи.  
       
      Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям.
       
        Данное пособие  содержит теоретические и практические материалы, помогающие формировать  связную речь детей подготовительной группы детского сада не только на специальных занятиях, но и в бытовых ситуациях, на прогулке, на занятиях по художественной литературе, музыкальных праздниках.  
      Автором представлены конспекты занятий, разнообразные словесные приемы, способствующие повышению уровня речевого развития ребенка, совершенствованию культуры общения.  
      Особое внимание в работе уделено правильному произнесению звуков, освоению основных форм системы языка, лексической стороны речи.  
       
      Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям.
       

      данном издании  предлагается авторская программа  развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего дошкольного возраста). Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций

       Семинар                           

       «Технология  речевого развития»                                                              

       Подготовила  и провела:                                                             

      Старший воспитатель                                                               

      Серовец М.А.    

      I.Актуальность проблемы речевого развития.  

      Речь –  удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.                                                                                            

       Г.Гегель   

      Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой.                                                                   

       Аристотель   

      Речь –  великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.                                                                                

       Р.Эмерсон   

      Речь –  способность говорить, говорение; разновидность  или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа; публичное выступление.                                                                    

       Толковый  словарь русского языка      

           

       Говорить  умеют почти все, но говорить  правильно, лишь единицы из  нас. Разговаривая с другими,  мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.    

       Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Рассмотрим на примере трёх городов.  

       Москва  Ростов на Дону  Волгодонск
       Из 30 обследуемых  детей подготовительной к школе  групп 5 человек смогли составить  описательный рассказ (по исследованиям  А.Г.Арушановой)  Из 100 обследуемых  18 детей с нормальным речевым  развитием, 50 детей с уровнем четырёхлетних детей (Л.А. Колунова)  На начало  учебного года из обследованных  детей подготовительных групп  50% имеют низкий и средний уровень  речевого развития (из заключения  аттестационной комиссии МО Ростовской  области)
             
       
       

       По данным  департамента образования обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.      

       Процесс  обучения в школе во многом  зависит  от уровня развития устной  речи.      

       Высокий  уровень речевого развития у  детей подготовительной к школе группы, если   дети:        

      1.     Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуется лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.

      2.     Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.

      3.     Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.

      4.     Умеют читать.   

      Причины низкого  уровня развития (приложение № 1)                  

                              

       II. Условия для успешного развития речи

      1.  Интересно организовать жизнь детей

      2.     Постоянно побуждать ребёнка говорить.

      3.     Создавать соответствующую обстановку, среду.

      У хорошо говорящих  родителей не всегда говорят дети.

      4.     Не забывать про одарённых детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.

      5.    Дать детям одинаковые стартовые возможности.             

       Речевое  развитие ребёнка в дошкольном  учреждении (приложение № 2)                             

       III. Диагностика речевого общения                                              

      (Приложение  № 3)  

       Выделяют 3 уровня речевого развития в  развитии речи детей дошкольного  возраста.                                      

       IV. Развитие речи в ДОУ  

      Функции речи:

      1.     Речь как средство общения.

      а) Возникает  при совместной деятельности ребёнка  и взрослого:

      предметная  деятельность в младенческом возрасте – эмоционально-личностное общение;

      ситуативно-личностное общение;

      ситуативно-деловое (познавательное общение).

      б) Общение  со сверстниками.

      Отличие от общения со взрослыми:

      яркая эмоциональная  насыщенность (в 10 раз больше мимических проявлений);     

       нестандартность  детских высказываний – речевое  творчество, потому что ребёнок  не придерживается норм общения.     

       в) Преобладание  инициативных высказываний над  ответами – говорят о своём,  не слушая партнёра. Обогащение  речи – фантазируют, притворяются.

      2.     Познавательная функция речи.

      С помощью  языка ребёнок получает информацию об окружающем мире.

       Природа  
       
      Рукотвор-

      ный мир 

       
       
       Общество  
       
       
       
       Я 
        
       
       
       

      3.     Речь как регулятор поведения и деятельности.   

       Это руководство  при помощи слов действиями («Сейчас  будем кушать», «Принеси мне  игрушку» - это регуляция со стороны  взрослого). 

         Саморегуляция («Я принесу тебе воды») – стремление к самостоятельности.                                             

       Виды  речи  

      1.     Внутренняя.     

       То, что  мы произносим в мыслях, не  проговаривая вслух.

      2.     Внешняя:

      ·        Диалогическая. (Диалог – разговор двух или нескольких лиц)

      ·        Монологическая (Разговор одного лица)

      ·         Эгоцентрическая речь – разговор с самим собой, как с воображаемым партнёром – это и диалог, и монолог, внутренняя и внешняя речь.

      ·         Письменная – речь для собеседника (монологическая), передаваемая при помощи знаков при письме.    

       Основная  задача речевого развития ребёнка  дошкольного возраста – это  владение нормами и правилами  родного языка, определяемыми  для каждого возрастного этапа,  и развитие их коммуникативных способностей.     

       В ДОУ  развитие речи осуществляется  по следующим направлениям:

      1.     Развитие связной речи (диалогическая, монологическая).

      Монологическая  речь (описание, повествование, рассуждение).

      2.     Развитие словаря дошкольника.

      Обогащение, расширение и активизация словарного запаса – главная задача.

      Осуществляется  через работу:

      ·        с тематическим рядом или при помощи семантического поля. Здесь одно слово выступает как ядро, к которому «прирастают» слова: слово игла, как ядро – игла – дерево – ствол – зелёная – опадает – хвоя;

      ·        синонимический ряд;

      ·        антонимические пары;

      ·        многозначные слова.

      3.     Формирование грамматического строя речи.

      Это формирование навыков образования и употребления грамматических форм:

      морфология  – части речи и изменение слов по родам, числам и падежам;

      словообразование  – образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний;

      синтаксис –  соединение слов в словосочетания, предложения разных типов (простые, сложные) и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).

      4. Развитие  звуковой культуры.    

       Способность  слышать, распознавать фонологические  средства языка:    

       Знакомство  с линейными звуковыми единицами:      

       звук  – слог – слово – фраза – текст;     

       просодические  единицы: ударение, интонация (мелодика  речи, сила голоса, темп и тембр  речи). 

          Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.

      5.Развитие  образной речи.

      Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова.

      Под культурой  речи понимается соблюдение норм литературного  языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с  назначением и целью высказывания: содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. 

       Источники  развития выразительности детской  речи: 

       Художественная  литература; 

       Устное  народное творчество.             

       Речевое  развитие ребёнка в дошкольном  учреждении     

      1.     В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:   

       Сотрудники  побуждают детей обращать к  взрослым с вопросами,   суждениями, высказываниями; сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

      2.     Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь сотрудников чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

      в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

      3.     Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

      Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в  случае необходимости деликатно  поправляют их.

      4.     Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей:

      сотрудники  обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

      помогают  ребёнку овладеть названием предметов  и явлений, их свойств, рассказывать о них;

      обеспечивают  развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

      знакомят  детей с синонимами, антонимами, омонимами.

      5.     Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

      6.     Сотрудники развивают у детей связную речь с учётом их возрастных особенностей:

      поощряют  детей к рассказывания, развёрнутому изложению определённого содержания;

      организуют  диалоги между детьми и со взрослыми.

      7.     Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

      8.     Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

      стимулируют детей комментировать свою речь;

      упражняют в  умении планировать свою деятельность.

      9.     Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

      10.                       Сотрудники поощряют детское словотворчество.

      11.                       Создают в ДОУ условия для обучения иностранному языку.                        

       Причины  низкого уровня развития           

       

      1.    Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи.  

      2.    Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.  

      3.    Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.   

      4.    Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.  

      5.    При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.  

      6.    Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.  

      7.    Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В странах Африки до трёх лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, - комфортное пребывание способствует успешному развитию.                                 

        Диагностика речевого развития    

       Выделяют 3 уровня речевого развития в  развитии речи детей дошкольного  возраста.                                       

       Младший  возраст  

       Ребёнка  просят рассказать знакомую сказку и по его рассказу определяют уровень речевого развития.  

       Низкий  уровень: воспитатель начинает  сказку, а ребёнок добавляет одно  слово.  

       Средний  уровень: воспитатель говорит  слово, ребёнок фразу.  

       Высокий  уровень: сам рассказывает сказку.                                          

       Средний  возраст  

       Воспитатель  просит пересказать небольшой  рассказ с сюжетом.  

       Низкий  уровень: отдельные слова, повторы,  небольшие паузы.  

       Средний  уровень: воспитатель помогает  словом, ребёнок продолжает рассказ.   

       Высокий уровень: сам рассказывает рассказ.                                         

       Старший  возраст  

       Рассказ  о том, что увидел.  

       Низкий  уровень: всё время подсказывает  воспитатель.  

       Средний  уровень: небольшая подсказка.  

       Высокий  уровень: самостоятельный рассказ по плану.                              

       Практическая  часть семинара

      1.     Ответы на вопросы: 

      - Какую роль  играет семья в формировании  речи ребёнка?    

      (Варианты  ответов.)   

       С помощью  речи взрослые определяют и  направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен вести себя. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения. Речь взрослого является эталоном для ребёнка.

      - Что бы  вы порекомендовали родителям  по формированию речи ребёнка-дошкольника?      

      (Варианты  ответов.)  

      2.Разработка  рекомендаций для родителей по  формированию речи ребёнка.    

       Установлено,  что между речевой функцией  и общей двигательной системой  существует тесная связь. Совокупность  движений тела и речевых органов  способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов. Попробуем рассказать стихотворение А.Барто «Звериная зарядка» при помощи движений.    

       Раз –  присядка (показать 1 указательный палец  левой руки, присесть, руки на  пояс),  

       Два –  прыжок (2 пальца показать на левой  руке и выпрыгнуть вверх) –   

       Это заячья  зарядка (руки развести перед  собой в стороны, потом ладони  прижать к голове, изобразить уши зайца).   

       А лисята  как проснутся (рукой показываем  пышный лисий хвост, потом трём  руками глаза – просыпаемся),  

       Любят  долго потянуться (потягиваемся),  

       Обязательно  зевнуть (зеваем и прикрываем  ладонью рот),  

       Ну и  хвостиком вильнуть (покачиваем бедрами из стороны в сторону).  

       А волчата  – спинку выгнуть (оскал зубов  и прогибание спины)  

       И легонечко  подпрыгнуть (прыжки).  

       Ну, а  мишка косолапый (руки согнуты  в локтях, ноги расставить и  слегка присесть),  

       Широко  расставив лапы (переступание с ноги на ногу),  

       То одну, то обе вместе (поднимаем ногу  и приставляем к другой),  

       Долго  топчется на месте (переступаем  с одной ноги на другую). 

       А кому  зарядки мало (разводим руки в  стороны перед собой) –   

       Начинаем  всё сначала (руки на пояс)! 

        

      А сейчас разделимся на 2 группы и каждая группа попробует  пересказать при помощи движений другие стихи.                                        

       Утренние  стихи  

      Как это принято  –

      Проснуться

      И встать,

      И синее небо в окне увидать,

      И снова узнать,

      Что солнце и утро

      Прекраснее  сна.                                         

       И.Мазнин                                         

          Одуванчик   

      Уронило солнце

      Лучик золотой  –

      Вырос одуванчик

      Первый, молодой.

      У него чудесный

      Золотистый  цвет.

      Он – большого солнца

      Маленький привет.                         

            О.Высоцкая                      

       Факторы  успешного речевого развития                             

      (памятка  для родителей)   
       

      *Эмоциональное  общение с ребёнком с момента  рождения.   
       

      *Создавать условия для общения с другими детьми.    
       

      *Речь взрослого  – пример для подражания.   
       

      *Развивать  мелкую моторику руки, это ведёт  к развитию речи.  

      *Совместные  игры взрослого и ребёнка.   
       

      *Чтение художественной  литературы, разучивание стихов.   
       

      *Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».   
       

      *Совместные  выезды на природу, экскурсии,  посещения музеев.   
       

      *Рассказывание  стихов руками.                           
       

       Речевые  игры в группе и на прогулке     

       Одной  из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребёнком окружающего мира.  

       Воспитателю  детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, приучать детей пользоваться своими знаниями в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей, чтобы их знания не лежали мертвым грузом. «Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей  задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать».   

       Чтобы  приучить детей к умственному  труду, необходимо сделать этот  труд интересным, занимательным.  Занимательность же умственного  труда достигается разными методами, среди которых особое место занимают речевые игры                             

                       Перевёртыши   

       Произносится  всем известная фраза. Из каждого  слова, включая и предлоги, нужно  сделать совершенно противоположное  по смыслу.  

       Задача: назвать предложение для перевёртывания.   

       Примеры:  Ребята давайте жить дружно. (Девчонки, не надо умирать в ссоре).  

       Смело  товарищи в ногу. (Трусливо, господа,  вразнобой).  

       Без труда  не выловишь и рыбку из пруда. (С бездельем засунешь птичку в лужу).                           

       Животные  – предметы и явления  

       Задача: ассоциировать животное с предметом  или явлением.  

       Примеры:  Конь – гимнастический снаряд; кошки – приспособление для  лазания по столбам; бабочка  – галстук; мышь – компьютерное устройство; газель- машина.                                        

       Бесы  и бесята  

       Ищем  «бесов» в словах. Игроки по  очереди называют слова, в которых  содержится слог «бес».   

       Примеры:  Бессовестный, бессердечный, беспорядок, балбес, беседка, арабеска, небеса.                              
       
       

       Существительное  – прилагательное  

       Смысл  игры заключается в превращении  существительных в прилагательные  с добавлением своего существительного. Таким образом, получаются новые  словосочетания.  

       Примеры:  дорога, дорожная карта, карточный король, королевская рать, ратный подвиг.                                       

       Слова  – двойняшки  

       Эту игру  придумал Льюис Кэрролл, автор  сказки «Алиса в Стране чудес». Играть в слова – двойняшки  надо так: взять любое слово (желательно от трёх до пяти букв) и изменить в нём только одну букву. Должно получиться новое слово с точно таким же количеством букв, что и у первого.  

       Роса, коса, кожа, ложа, ложь.                                              

       Я знаю  пять…  

       Первый  игрок даёт задание назвать пять предметов (явлений, признаков и т.д.). Второй игрок отвечает и даёт задание следующему игроку.   

       Примеры:  назови пять предметов одежды.   

       Юбка, брюки,  сорочка, футболка, носки. Назови  пять ягод.  

       Черника,  малина, клубника, смородина, голубика. Назови пять стран.  

       Россия, Франция, Германия, Аргентина, Алжир…  и т.д.              

                                      Хорошо и плохо 

       Для этой  игры желательно не чётное  число участников. Первый игрок  говорит предложение, начинающееся со слова «хорошо», следующий за ним говорит предложение, начинающееся со слова «плохо».   

       Примеры:    

       Хорошо, что сегодня солнечный день.  

       Плохо,  что нужно рано вставать.  

       Хорошо, что мы завтра пойдём в кино.   

       Плохо,  что в речке купаться нельзя.                                       

       А у  нас в квартире газ, а у  вас?  

       Смысл  тот же, что и в стихотворении  «А что у вас?» С.Михалкова.  Игроки по очереди вставляют  реплику, прибавляя в ней фразу  «А у вас?».  

       Примеры: 

      А у нас  сегодня лето, а у вас?

      А у нас  цветет цветок, а у вас?

      А у нас  вода идёт, из трубы фонтаном бьет, а  у вас?                             

                         Пять определений   

       Участникам  задаётся слово (существительное). Первый участник дает первое  определение, следующий другое и т.д. Участник, давший пятое определение, задаёт новое слово-задание.  

       Примеры:

      Полотенце –  бумажное – махровое – цветастое  – кухонное – банное.

      Крокодил  – страшный – зелёный – зубастый и т.д.                   

       По мотивам  сказки «Алиса в Стране Чудес»   

       У Кэрролла  Алиса рассуждает: «От уксуса  куксются, от горчицы огорчаются, от сдобы добреют». Так и в  этой игре: один игрок называет  какой-то предмет, а следующий  называет фонетически сходное  по звучанию действие, означающее, что от названного предмета  бывает. В свою очередь этот игрок также называет предмет и так по цепочке.  

       Примеры:  От ПОМидора – ПОМогают, от  ХЛЕБа – ХЛЕБают, от КАРТошки  – рисуют КАРТины и т.д.                                     

       Чтобы  – нужно  

       В этой  игре присутствует логическая цепочка. Последняя часть предложения – задание для следующего игрока.  

       Примеры:

      Чтобы съесть конфетку, нужно вымыть руки.

      Чтобы вымыть руки, нужно открыть кран.

      Чтобы открыть  кран, нужно быть сильным.

      Чтобы быть сильным, нужно хорошо кушать и т.д.                                    

       Вопросом  на вопрос  

       Игровой  диалог. Каждый участник говорит  реплику, но она должна быть  вопросительной, никаких ответов.  

       Примеры:

      Вы согласны поиграть?

      А мы можем  отказаться?

      А кто может  ответить?

      Неужели все  промолчат?

      А молчание разве не знак согласия?                                               

       Три слова   

       Игровой  диалог. Все реплики должны состоять  из трёх слов,  

       Примеры:

      Люблю томатный сок.

      И ещё мороженое:

      От него простывают,

      Придётся  пить таблетки и т.д. В работе детский сад  реализует следующие программы:

             
       

Информация о работе Обучение детей пересказу