Обучение детей пересказу

Автор: e************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усыпляющийся деятельности малыша и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления: они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок отражает посредствам языка. Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада. Пересказ - первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

Содержание

1. Значение пересказа в развитии ребенка.
2. Построение занятия
3. Приемы обучения пересказу
4. Вывод
Литература

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УР.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Обязательное  требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых  и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных  форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. 

Произведения  для пересказа берутся в книге  “Программное воспитание и обучение в детском саду” по возрастным группам. Для старшей группы можно  взять из книги А.М. Диментьевой  “Обучение пересказыванию в старших группах детского сада”. 

Программой детского сада предусмотрена система занятий  по обучению рассказыванию. Обучая ребёнка  то есть самостоятельному связному и  последовательному изложению своих  мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово- произношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка - лексическую, грамматическую, фонетическую. 

При этом выполнение дошкольником задания по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребёнок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала чётко, ясно и достаточно громко. 

“Программа  воспитания в детском саду” ставит перед педагогом такую задачу: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно  отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь: помогать или находить нужные слова, выраженные, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно. 

Занятия по пересказу  включаются со средней группы детского сада. 

Большое внимание в программе уделено развитию устной речи детей. Для каждой возрастной группы определён уровень речевого развития детей, дана последовательность работы по овладению звуковой системы языка, лексикой, грамматическим строем. Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста, а уже во второй группе раннего возраста детей учат использовать в устной речи распространенные предложения. 

В средней группе дети должны овладевать правильным произношением  всех звуков родной речи, совершенствуется их логическая речь, формируются навыки пересказывания и составных рассказов. 

В старшей группе совершенствуется развитие связной  речи. 

В подготовительной группе воспитатель развивает отношение  к устной речи как языковой действительности: он подводит их к звуковому анализу  слов. 

Большое значение для развития речи детей всех возрастных групп имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное воспитателем, выразительно читать стихотворения. К 7 годам ребёнок должен овладеть диалогической и монологической речью. 

Во 2-ой младшей  группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводить их к воспроизведению текста. 

Со средней  группы включаются занятия по пересказу. Обучение пересказыванию вводиться  с декабря- января, но если у всех детей грамотная речь развита хорошо, занятия можно начинать хорошо. 

Задачи обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей связно, последовательно  и выразительно рассказывать небольшие  литературные произведения без помощи вопросов воспитателя: передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, использовать авторские слова и выражения. 

В подготовительной группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, неизученные детали в старшей группе. 

Дети продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков  и повторений. Совершенствуется умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя. 

Сравнительный анализ “ Программы воспитания и  обучения в детском саду ”, программы  “Детство” и программы “Радуга”. 

В программе  “Детство”, также как и в “Программе”  чётко ставятся задачи развития связной  речи, хотя в “Детстве” задачи немного  усложнены, я считаю, что не все именно в этом возрасте освоят значение, которые требует программа “Детство”. В программе “Детство” очень хорошо видно значение речи и книги для развития ребёнка, почти в каждом разделе большое значение выделяют развитию словаря, а именно речи. 

В программе  “Радуга” в отличие от других программ, она не расписана по возрастам  групп детского сада и всё то чему ребёнок должен научиться. 

Я считаю, что  эта программа более сложная  из всех перечисленных программ. Во-первых, ей тяжело пользоваться, а во вторых, там более сложные задачи ставят перед детьми. На мой взгляд “Программа воспитания в детском саду” Васильевой наиболее подходящая для наших условий. Ей легко пользоваться и детям несложно освоить объем знаний и умений, который им предлагают в данной программе, там учтены все задачи для детей, в зависимости от возраста, группы и индивидуальных особенностей ребёнка. 

3.Приемы обучения  пересказу 

Связная речь - смысловое  развёрнутое высказывание (ряд логически  сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. 

Развитие связной  речи детей - одна из главных задач  детского сада. 

Дети успешно  передают пространственную и временную  последовательность событий, которые  определяет объединение отдельных  фраз в целостное высказывание. 

В средней, старшей  и подготовительной группе на занятиях используются различные предметы, игрушки  и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными  видами моно - логической речи.

Необходимо постоянно  закреплять приобретаемые детьми речевые умения на навыки, совершенствовать их. 

Дети очень  нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах  и указаниях. Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие  именно трудности возникают у  детей, при рассказе, на что обращать внимание ребёнка. Задача воспитателя - научить ребёнка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. 

В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ  ребёнка был понятен слушателям, то есть, чтобы все его части были взаимообусловлены. Важным условием для условия связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, так как характерные недостатки детских рассказов - однообразно используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей, предложений и даже целых фраз и т.д. 

Работа над  предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые  распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением. Очень важно чтобы дети сами использовали доступные или образные средства родного языка. 

Обучение будет  эффективнее лишь в том случае, если дети внимательно слушают объяснения и указания воспитателя, активно  выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес. 

Занятия по пересказу  занимают знаменательное место в  системе работы по формированию связной  речи. Когда ребёнок не только слушает  рассказы, сказки, но и сам воспроизводит  их в собственной речи, воздействие  художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются. Прежде всего, воспитатель выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После чтения проводиться беседа, основное значение которой - выяснить, правильно ли дети содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога. 

В процессе беседы подготавливающей детей к пересказу, они активно оперируют в литературном материале. 

В 5-6 лет пересказывают  более свободно не принуждено. 

Подготовительная  группа. Ребёнок 6-7 лет может более  точно соотнести свой пересказ с текстом, отменить пропуски, перестановку материала: возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища. 

Методы и приёмы воспитателя различные: выразительное  двух и трёх кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения заданий, оценка и т.д. 

4. Вывод 

Пересказ - это  творческое воспроизведение литературного  текста. 

На занятиях по пересказу дети приобщаются к  подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают его речевые умения. 

Пересказ способствует всестороннему развитию речи, накапливается  и закрепляется словарь, происходит усвоение грамматического строя  речи, развивается память. 

 Литература  

1. Сохин Ф.А., «Развитие речи дошкольников»; 

2. Бородич А.М., «Развитие речи детей»; 

3. Попов И.  «Развитие речи»; 

4. Иванова Т.В.  «Развитие связной речи дошкольников. Старшая группа».

Информация о работе Обучение детей пересказу