Автор: e************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 12:42, контрольная работа
Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усыпляющийся деятельности малыша и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления: они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок отражает посредствам языка. Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада. Пересказ - первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.
1. Значение пересказа в развитии ребенка.
2. Построение занятия
3. Приемы обучения пересказу
4. Вывод
Литература
Обязательное
требование к языку произведения
- выразительность, наличие богатых
и точных определений, свежесть языка;
желательно также включение несложных
форм прямой речи, что способствует формированию
выразительности речи детей.
Произведения
для пересказа берутся в книге
“Программное воспитание и обучение
в детском саду” по возрастным
группам. Для старшей группы можно
взять из книги А.М. Диментьевой
“Обучение пересказыванию в старших
группах детского сада”.
Программой детского
сада предусмотрена система занятий
по обучению рассказыванию. Обучая ребёнка
то есть самостоятельному связному и
последовательному изложению
При этом выполнение
дошкольником задания по рассказыванию
интенсифицирует процесс овладения языковыми
средствами. Ведь ребёнок, чьи рассказы
с интересом и вниманием выслушивают окружающие,
испытывает потребность высказываться
точнее, понятнее; прилагает усилия для
того, чтобы его речь звучала чётко, ясно
и достаточно громко.
“Программа
воспитания в детском саду” ставит
перед педагогом такую задачу:
учить детей связно рассказывать
об увиденном и услышанном, правильно
отражать в речи воспринятое, рассказывать
последовательно, с достаточной полнотой
и законченностью, не отвлекавшись от
темы, приучать дошкольников рассказывать
не торопясь: помогать или находить нужные
слова, выраженные, поощрять использование
точных названий предметов, действий,
качеств: развивать образную речь, учить
рассказывать живо, выразительно.
Занятия по пересказу
включаются со средней группы детского
сада.
Большое внимание
в программе уделено развитию
устной речи детей. Для каждой возрастной
группы определён уровень речевого
развития детей, дана последовательность
работы по овладению звуковой системы
языка, лексикой, грамматическим строем.
Подготовка детей к овладению устной речью
начинается с первой группы раннего возраста,
а уже во второй группе раннего возраста
детей учат использовать в устной речи
распространенные предложения.
В средней группе
дети должны овладевать правильным произношением
всех звуков родной речи, совершенствуется
их логическая речь, формируются навыки
пересказывания и составных рассказов.
В старшей группе
совершенствуется развитие связной
речи.
В подготовительной
группе воспитатель развивает
Большое значение
для развития речи детей всех возрастных
групп имеет ознакомление с художественной
литературой. Дети учатся отвечать на
вопросы по содержанию прочитанных текстов,
пересказывать прочитанное воспитателем,
выразительно читать стихотворения. К
7 годам ребёнок должен овладеть диалогической
и монологической речью.
Во 2-ой младшей
группе воспитатель учит детей следить
за развитием действия в сказке, рассказе,
сочувствовать положительным героям и
постепенно подводить их к воспроизведению
текста.
Со средней
группы включаются занятия по пересказу.
Обучение пересказыванию вводиться
с декабря- января, но если у всех детей
грамотная речь развита хорошо, занятия
можно начинать хорошо.
Задачи обучения
пересказыванию в старшей группе:
учить детей связно, последовательно
и выразительно рассказывать небольшие
литературные произведения без помощи
вопросов воспитателя: передавать диалогическую
речь, меняя интонации в соответствующих
с переживанием действующих лиц; излагать
содержание близко к тексту, использовать
авторские слова и выражения.
В подготовительной
группе на занятиях по пересказу закрепляют
и совершенствуют речевые умения и
навыки, неизученные детали в старшей
группе.
Дети продолжают
учиться излагать тексты связно, последовательно,
полно, без искажения, пропусков
и повторений. Совершенствуется умение
детей эмоционально, с различными
интонациями передавать диалоги действующих
лиц, использовать в пересказах смысловые
ударения, паузы, определенные художественные
средства, характерные для сказок. Повышается
самостоятельность детей: они учатся пересказывать
сказки и рассказы без помощи вопросов
воспитателя.
Сравнительный
анализ “ Программы воспитания и
обучения в детском саду ”, программы
“Детство” и программы “Радуга”
В программе
“Детство”, также как и в “Программе”
чётко ставятся задачи развития связной
речи, хотя в “Детстве” задачи немного
усложнены, я считаю, что не все именно
в этом возрасте освоят значение, которые
требует программа “Детство”. В программе
“Детство” очень хорошо видно значение
речи и книги для развития ребёнка, почти
в каждом разделе большое значение выделяют
развитию словаря, а именно речи.
В программе
“Радуга” в отличие от других программ,
она не расписана по возрастам
групп детского сада и всё то чему
ребёнок должен научиться.
Я считаю, что
эта программа более сложная
из всех перечисленных программ. Во-первых,
ей тяжело пользоваться, а во вторых, там
более сложные задачи ставят перед детьми.
На мой взгляд “Программа воспитания
в детском саду” Васильевой наиболее
подходящая для наших условий. Ей легко
пользоваться и детям несложно освоить
объем знаний и умений, который им предлагают
в данной программе, там учтены все задачи
для детей, в зависимости от возраста,
группы и индивидуальных особенностей
ребёнка.
3.Приемы обучения
пересказу
Связная речь - смысловое
развёрнутое высказывание (ряд логически
сочетающихся предложений), обеспечивающее
общение и взаимопонимание людей.
Развитие связной
речи детей - одна из главных задач
детского сада.
Дети успешно
передают пространственную и временную
последовательность событий, которые
определяет объединение отдельных
фраз в целостное высказывание.
В средней, старшей и подготовительной группе на занятиях используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами моно - логической речи.
Необходимо постоянно
закреплять приобретаемые детьми речевые
умения на навыки, совершенствовать их.
Дети очень
нуждаются в своевременной
В процессе обучения
следует добиваться, чтобы рассказ
ребёнка был понятен
Работа над
предложением включает следующие задачи:
развитие умения составлять простые
распространенные предложения, пользоваться
предложениями с однородными членами
с сочинением и подчинением. Очень важно
чтобы дети сами использовали доступные
или образные средства родного языка.
Обучение будет
эффективнее лишь в том случае,
если дети внимательно слушают объяснения
и указания воспитателя, активно
выполняют учебные задания, проявляют
к ним интерес.
Занятия по пересказу
занимают знаменательное место в
системе работы по формированию связной
речи. Когда ребёнок не только слушает
рассказы, сказки, но и сам воспроизводит
их в собственной речи, воздействие
художественных произведений на его личность,
на его речевые развития усиливаются.
Прежде всего, воспитатель выразительно
прочитать рассказ, который детям предстоит
пересказать. После чтения проводиться
беседа, основное значение которой - выяснить,
правильно ли дети содержание и смысл
произведения. Беседа должна проходить
живо, с широким привлечением образной
художественной речи, чтобы не ослабить
эмоционального впечатления от прослушанной
сказки или рассказа. Главным методическим
признаком в беседе выступают вопросы
педагога.
В процессе беседы
подготавливающей детей к пересказу,
они активно оперируют в
В 5-6 лет пересказывают
более свободно не принуждено.
Подготовительная
группа. Ребёнок 6-7 лет может более
точно соотнести свой пересказ с
текстом, отменить пропуски, перестановку
материала: возрастает его самостоятельность
при разборе ответа товарища.
Методы и приёмы
воспитателя различные: выразительное
двух и трёх кратное чтение текста,
беседа о прочитанном, показ иллюстраций,
речевые упражнения, указания относительно
способов и качества выполнения заданий,
оценка и т.д.
4. Вывод
Пересказ - это
творческое воспроизведение литературного
текста.
На занятиях
по пересказу дети приобщаются к
подлинно художественной речи, запоминают
эмоциональные, образные слова и словосочетания,
учатся владеть живым родным языком. Высокая
художественность произведений, предлагаемых
для пересказа, цельность формы композиции
и языка учат ребенка четко и последовательно
строить рассказ, не увлекаясь деталями
и не упуская главного, т.е. развивают его
речевые умения.
Пересказ способствует
всестороннему развитию речи, накапливается
и закрепляется словарь, происходит
усвоение грамматического строя
речи, развивается память.
Литература
1. Сохин Ф.А.,
«Развитие речи дошкольников»;
2. Бородич А.М.,
«Развитие речи детей»;
3. Попов И.
«Развитие речи»;
4. Иванова Т.В.
«Развитие связной речи