Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 05:28, реферат
Общение, процесс коммуникации, - широкое и ёмкое понятие. Это осознанная и неосознанная, вербальная и невербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическое общение есть частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия так и специфические для образовательного процесса.
Содержание
Введение.
Общая характеристика общения.
Общение как форма взаимодействия.
Функции общения.
Список литературы.
Содержание
Введение
Профессия педагога – одна
из важнейших в современном мире. От его
усилий зависит будущее человеческой
цивилизации. Профессиональный педагог
- это единственный человек, который большую
часть своего времени занимается воспитанием
и обучением детей. Если процесс обучения
детей учителем прекратится, то неизбежно
наступит кризис. Новые поколения из-за
отсутствия конкретных знаний не смогут
поддерживать культурный, экономический
и социальный прогресс. Без сомнения, общество
не получит учителей, подготовленных морально
и профессионально.
Педагогическая профессия является
одновременно преобразующей и управляющей.
А для того, чтобы управлять процессом
развития личности, нужно быть компетентным.
Понятие профессиональной компетентности
педагога, поэтому выражает единство его
теоретической и практической готовности
в целостной структуре личности и характеризует
его профессионализм.
Содержание профессиональной
компетентности педагога той или иной
специальности определяется квалификационной
характеристикой. Она представляет собой
нормативную модель компетентности педагога,
отображая научно обоснованный состав
профессиональных знаний, умений и навыков.
Квалификационная характеристика - это,
по существу, свод обобщенных требований
к учителю на уровне его теоретического
и практического опыта.
В настоящее время в современной
школе все больше и больше проявляются
разногласия и трения между учителем и
учениками, особенно в старших классах.
Все больше и больше происходит столкновение
интересов поколений. Но, а то, как стиль
педагогического общения влияет на это,
учителя не видят и некоторые не хотят
видеть. Заняв одну позицию, они стараются
ее придерживаться, не смотря на последствия.
Но если бы мы могли иметь более четкое
представление о том, какому стилю педагогического
общения соответствует то или иное поведение
в конфликтной ситуации, тогда можно избежать
многих, если не всех конфликтов возникающих
в школе. От выбора стиля педагогического
общения вообще зависит весь процесс обучения.
Общая характеристика общения.
Общение, процесс коммуникации,
- широкое и ёмкое понятие. Это осознанная
и неосознанная, вербальная и невербальная
связь, передача и приём информации, что
наблюдается повсюду и всегда. Общение
многолико: оно имеет много форм, видов.
Педагогическое общение есть частный
вид общения людей. Ему присущи как общие
черты этой формы взаимодействия так и
специфические для образовательного процесса.
Рассмотрим общие характеристики
общения с тем, что бы с этих позиций охарактеризовать
в дальнейшем педагогическое общение
обучающего и обучающихся. А.А. Леонтьев
выделяет следующие его характеристики:
контактность, ориентированность, направленность,
психологическую динамику процесса. В
последней редакции они определены как
специализация и степень опосредованности,
ориентация общения и психологическая
динамика. Содержание специализации общения
подчёркивает важность объединения всех
средств – вербальных и невербальных
для повышения эффективности речевого
воздействия, контактность рассматривается
по степени сближения во времени и пространстве
произносимого общения и его восприятия.
Важной характеристикой общения
является его психологическая динамика,
определяемая особенностями воздействия
словесной информации.
Добавим ещё две характеристики
общения: реперезентативность полиинформативность.
Первой обозначается субъектная представленность
говорящего в тексте, второй – многоплановость
речевого общения, где реализуется одновременно
все его характеристики (содержательность,
выразительность, воздейственность), отражаются
разные уровни (предметный, смысловой
и т.д.).
Репрезентативное общение предполагает,
что всякое общение отражает индивидуально-личностные
особенности общающихся, их культурный
уровень, возраст, пол, интересы и т.д. Особое
значение приобретает анализ речевого
общения-текста, который позволяет вскрывать
и те социально-общественные отношения,
в которые включены реализующие это общение
люди, их личностные особенности.
Не менее важной характеристикой
речевого общения является полиинформативность.
Она заключается в том, что передаваемое
в процессе вербального общения речевое
сообщение имеет сложное коммуникативно-предметное
содержание, представляющее собой единство
собственно содержательного, выразительного
и побудительного планов высказывания.
Обобщая выше изложенное, можно
сказать, что речевое (вербальное) общение
описывается, по меньшей мере, семью характеристиками:
контактностью, ориентированностью, направленностью,
семиотической специализацией, динамикой,
репрезентативностью, полиинформативностью.
Общение как форма взаимодействия.
Определяя общение как
«взаимодействие людей, содержанием
которого является взаимное познание
и обмен информацией с помощью
различных отношений, благоприятных
для процесса совместной деятельности»,
В.Н. Панорёв выделил в общении четыре
момента: связь, взаимодействие, познание,
взаимоотношение соответственно и четыре
подхода к изучению общения: коммуникативный,
информационный, познавательный и регулятивный.
Б.Ф. Ломов описал три стороны
(функции) общения: информационно-коммуникативную;
регуляционно-коммуникативную; аффективно-коммуникативную,
подчёркивая обязательность собственно
коммуникативного компонента как приёма
и передачи сообщения, регуляции поведения
и наличие отношения, переживания, т.е.
аффектного компонента.
Педагогическое общение – это
профессиональное общение преподавателя
с учащимися на уроке и вне его (в процессе
обучения и воспитания) имеющее определённые
педагогические функции и направленное
(если оно полноценное и оптимальное) на
создание благоприятного психологического
климата, а так же на другого рода психологическую
оптимизацию учебной деятельности и отношений
между педагогом и учащимися внутри ученического
коллектива.
Педагогическое общение направлено
не только на само взаимодействие, и на
обучающихся в целях их личностного развития,
но и на то, что является основным для самой
педагогической системы – на организацию
освоения учебных знаний и формирование
на этой основе умений.
Педагогическое общение – есть
форма учебного взаимодейсвия, сотрудничества
учителя и учеников. Это - личностно и социально
ориентированное взаимодействие. Педагогическое
общение одновременно реализует коммуникативную,
перцептивную и интерактивную функции,
используя при этом всю совокупность вербальных,
изобразительных, символических средств.
Функционально – это контактное,
информационное, побудительное, координационное
взаимодействие, устанавливающее отношения
всех субъектов образовательного процесса.
Оно характеризуется полнообъектной направленностью,
полуинформативностью, высокой степенью
репрезентативности.
Добавим, что педагогическое
общение как форма учебного сотрудничества
есть условие оптимизации обучения и развития
личности самих учащихся. Оно определяется
тройной ориентированностью: личностной,
социальной, предметной. Учитель, работая
с одним обучающимся над освоением какого-либо
учебного материала, всегда ориентирует
его результат на всех присутствующих
в классе, и наоборот, работая с классом,
т.е. фронтально, воздействует на каждого
обучающего. Поэтому можно считать, что
своеобразие педагогического общения,
являясь всей совокупностью названных
характеристик, выражается в органическом
сочетании элементов личностно-ориентированного,
социально-ориентированного и предметно-ориентированного
общения. При этом педагогическое общение,
включающее все перечисленные элементы,
имеет принципиально новое качество.
Функции общения.
Принято различать три функции общения: информационную, аффективную и регулятивную. Информационная функция связана с передачей партнерами общения информации друг другу, аффективная — с взаимообменом (по механизму заражения) эмоциями. Под регулятивной функцией имеется в виду такое психологическое воздействие одного партнера общения — индуктора — на другого — реципиента, которое должно вызывать у последнего изменение либо его поведения (когда руководитель, например, дает распоряжение подчиненному), либо его эмоционального состояния, либо свойств его личности (при воспитательных воздействиях).
Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:
оказание помощи другому человеку;
получение помощи;
поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);
поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);
приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
изменение мнения, намерения, поведения другого человека. Объектные цели связаны с выбором партнера по общению (см. раздел 1.8). Как показано О. А. Тырновой (1996а, б), ведущими мотивами общения являются: у девушек — желание поделиться различными мыслями и переживаниями, а также любопытство; у юношей — общность интересов и дел.
В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции общения:
информационную (передачаприем информации, знаний и умений);
экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);
регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);
социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций);
социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).
Именно в процессе взаимной регуляции
формируются и проявляются
Б. Ф. Ломов выделяет и другие функции общения: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений. Мне, однако, представляется, что это не функции, а цели общения. М. И. Лисина считает, что основной функцией общения является организация совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования.