Общая характеристика процесса воспитания его виды и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса: оно осуществляется в процессе обучения, во внеаудиторной работе, в семье. Воспитывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. Целенаправленное воспитывающее влияние учебно-воспитательного учреждения переплетается с воздействиями, идущими от социальной среды, от людей, с которыми сталкивается студент в жизни. Если общественные отношения, условия жизни в нашем обществе представляют собой объективные факторы, оказывающие влияние на формирование человека, то система организованных воздействий, исходящих от учебных заведений, преподавателей, — это субъективные факторы.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика процесса воспитания его виды и методы.docx

— 28.33 Кб (Скачать)

Общая характеристика процесса воспитания

     Теория воспитания изучает задачи, содержание, методы и формы воспитания, а также рассматривает деятельность студенческого коллектива, семьи по вопросам воспитания молодежи.

     Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического руководства развитием личности в соответствии с целями воспитания. Однако воспитание по сравнению с обучением является более широким процессом.

     Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса: оно осуществляется в процессе обучения, во внеаудиторной работе, в семье. Воспитывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. Целенаправленное воспитывающее влияние учебно-воспитательного учреждения переплетается с воздействиями, идущими от социальной среды, от людей, с которыми сталкивается студент в жизни. Если общественные отношения, условия жизни в нашем обществе представляют собой объективные факторы, оказывающие влияние на формирование человека, то система организованных воздействий, исходящих от учебных заведений, преподавателей, — это субъективные факторы. Воздействие их тем более эффективны, чем больше учитываются потребности общества, его интересы, а также закономерности развития человека.

     Термин «управление» пришел в педагогику из кибернетики. В настоящее время им часто пользуются, имея в виду целенаправленный, организуемый, управляемый характер воспитания. В то же время на процесс воспитания оказывают влияние стихийные факторы, которые обычно непредвиденны, случайны и возникают в различных условиях. Природа процесса воспитания двойственна, и этим определяется его специфика как объекта управления. Управление в сфере воспитания — эта целая система организаций, несущих ответственность за подготовку подрастающего поколения к труду и жизни. К воспитанию должна быть привлечена широкая общественность.

     Управление воспитанием возможно при условии:

     знания объекта воспитания, исходного уровня его воспитанности, подготовленности, возрастных и индивидуальных особенностей;

     наличия четкой цели, программы, плана и координации воспитательной деятельности каждого под разделения;

     обоснованного отбора средств и методов воспитательного воздействия с учетом элементов самоорганизации, самоуправления;

     систематической информации о результатах воспитательной деятельности, проявляющихся в изменении сознания и поведения студентов.

     В юношеском возрасте повышается роль сознания, успешнее формируются понятия, взгляды, убеждения. Юноши и девушки по-разному реагирует на различные воспитательные воздействия. Поэтому преподаватель должен учитывать их индивидуальные особенности, искать индивидуальные пути воздействия. Поиск эффективных путей воспитательного воздействия во многом зависит от знания преподавателем своих студентов. Это позволяет видеть реальные результаты педагогического воздействия, своевременно обнаруживать пробелы и недостатки в работе, оперативно вносить необходимые коррективы.

     Уровень воспитанности не может быть определен по одному какому-то качеству, а характеризуется их комплексом, в целом отражающим отношение к Родине, к ТРУДУ, к учению, к людям и к себе. Воспитанность выступает как средство, обеспечивающее возможность управления воспитательным процессом.

      Воспитание — процесс противоречивый. Многие противоречия в воспитательном процессе возникают вследствие того, что идеальный образец поведения не всегда соответствует окружающей студента реальной действительности. Информация о тех или иных нравственных ценностях, поступающая от преподавателя к студенту, неадекватно воспринимается последним. Новые требования преподавателя и коллектива приходят в противоречие со старыми, утвердившимися взглядами и привычками личности. Возможные противоречия требуют вдумчивого подхода к делу воспитания, большого мастерства преподавателя, обоснованного выбора разнообразных средств и методов.

     Воспитание прежде всего осуществляется в процессе полезной деятельности, где развиваются отношения между студентами и накапливается ценный опыт поведения. Однако, чтобы деятельность имела воспитывающее значение, необходимо формировать у людей общественно ценные мотивы участия в этой деятельности. Любым поступком движут мотивы. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект.

     В процессе воспитания велика роль педагогического руководства. При этом необходимо установление правильных взаимоотношений между преподавателями и студентами. Нельзя допускать, чтобы при воспитательной работе подавлялась активность и инициатива студентов, однако нельзя ослаблять контроль за их поведением, снижать требовательность к ним.

     Воспитание требует понимания каждым преподавателем общественно обусловленных целей воспитания; умения конкретизировать эти цели применительно к возрасту и уровню воспитанности студентов; умения определять на каждом этапе содержание воспитания и выбирать наиболее рациональные методы решения воспитательных задач; постоянно анализировать результаты своей воспитательной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы  воспитания

     В педагогике, в частности в теории воспитания, существуют понятия средств, методов и приемов воспитания, а также форм организации воспитательного процесса.

     Под средствами воспитания понимают виды деятельности, развивающие личность. К ним относятся: труд, познание, общение, игра, спорт. В процессе деятельности человек достигает заранее намеченной цели, учится практически преодолевать трудности, приобретает положительный опыт поведения и т. д. В процессе деятельности создаются благоприятные предпосылки для формирования моральных и волевых качеств личности. Однако в любом случае деятельность должна удовлетворять педагогическим требованиям.

     Методы нравственного воспитания — это такие способы воспитательного воздействия на личность, которые применяются преподавателем и коллективом с целью развития нравственных убеждений, чувств и поведения.

     При правильном выборе методов нравственного воспитания ответные действия студентов помогают преподавателю решить воспитательные задачи. Выбор этих методов зависит от задач и содержания воспитательной деятельности, индивидуальных особенностей студента и степени педагогического мастерства преподавателя.

     Формы организации воспитательной работы по содержанию очень близки к методам воспитания. Выделяются такие формы организации воспитательной работы, как массовая (праздники, соревнования), групповая (кружки, факультативы), индивидуальная.

     Наиболее устоявшаяся традиционная классификация методов воспитания включает четыре группы методов:

     Методы убеждения.

     Методы организации положительной деятельности воспитанников, или методы упражнения и приучения.

     Методы поощрения.

     Методы наказания.

     При помощи этих методов решаются две основные задачи: приобретение студентами положительного опыта поведения и развитие их сознания.

     Методы, направленные на формирование нравственного сознания, нравственных понятий и чувств, обычно называют методами убеждения. Эти методы рассчитаны на нравственные нормы и правила поведения, на обучение студента умению оценивать свое собственное поведение и поведение товарищей. Знания и понятия лежат в основе убеждений, когда они подкрепляются примером и закрепляются в практике поведения.

     Убеждение имеет разнообразные формы: 1) теоретические семинары и конференции; 2) этические беседы (групповые и индивидуальные) — предполагают живое обсуждение вопросов этики поведения, являются средством углубления, уточнения нравственных понятий, знаний, закрепления новых знаний, формирования системы нравственных взглядов, убеждений; 3) разъяснение, совет, внушение; 4) диспуты — живые, горячие споры на этические и эстетические темы способствуют развитию самостоятельного мышления, умению вести спор, отстаивать свои убеждения; 5) встречи с интересными людьми; 6) читательские конференции; 7) лекции, доклады на нравственные темы; 8) тематические собрания.

     Общее направление всех методов убеждения — сформировать нравственные понятия, научить противостоять плохому, разбираться в сущности нравственных норм, в том, что хорошо, что плохо, не уходить от острых вопросов, проявлять стойкость и принципиальность при их обсуждении. Методы убеждения не только знакомят студентов с нравственными принципами, но и помогают превратить нравственные занятия в мотивы их поведения.

     Сильным средством нравственного убеждения является пример — воздействие конкретных поступков и действий на студентов. В практике средних медицинских учебных заведений широко применяются методы организации положительной деятельности студентов, или методы упражнения и приучения (участие в актах милосердия, например). Чрезвычайно важно не только вести разъяснительную работу, но и организовать положительный опыт, способствующий выработке твердых убеждений, гражданской зрелости, развитию таких качеств, как милосердие, доброта. Это возможно в общественной работе, на практике, в организации отдыха в коллективе. С целью воспитания необходимо использовать только такую деятельность, которая выполняется общими усилиями и результат которой нужен людям. Причем важным условием эффективной деятельности является самостоятельный выбор студентами ее содержания и целей. Этим обеспечивается ее привлекательность, стимулируется чувство ответственности за ее выполнение и активное стремление к достижению результата.

     Практика общения и взаимоотношений с медицинскими работниками практического здравоохранения при надлежащем педагогическом руководстве способствует накоплению положительного нравственного опыта (взаимопомощь, поддержка товарища, предъявление требований к товарищу, борьба с отрицательными явлениями и пр.). Создаваемые в процессе коллективных отношений различные педагогические ситуации приводят к определенным поступкам, принятию нравственных решений, выбору той или иной линии поведения. При этом имеют значение не только содержание и результаты поступков, но и сложный и противоречивый процесс осмысления и переживания поступков.

     В создаваемом нравственном опыте синтезируется не вся практика поведения, а те нравственные действия, которые приобретают для человека определенную значимость и порождают интеллектуальную и эмоциональную активность. Поэтому необходимо не только знать, учитывать и использовать, но и целенаправленно создавать в процессе воспитания такие условия, в которых студенты смогли бы заниматься значимой для них деятельностью.

     Методы организации положительной деятельности тесно связаны с методами упражнения, приучения.

     Упражнение — планомерно и систематически организуемое выполнение студентами различных действий с целью приучения их к соблюдению норм и правил, выработки необходимых навыков, умений и привычек. Приучение — более узкое понятие, чем упражнение, и является как бы его начальным этапом.

     Упражнения в деятельности направлены на воспитание привычек к труду, к общественным поручениям и взаимоотношениям в коллективе. Специальные упражнения вырабатывают и закрепляют навыки культурного поведения, привычки к соблюдению правил внешней культуры.

     При использовании методов упражнения, приучения необходимо показать студенту образец поведения, создать у него положительное отношение к воспитываемой норме поведения; необходимо предупреждать возможные нарушения, контролировать характер выполнения действий, предъявлять последовательные и единые требования к поведению студентов.

     В следующую группу методов входят методы, которые оказывают влияние на поведение студентов, непосредственно воздействуя на их эмоции и мотивы. К таким методам относятся поощрения и наказания.

     Методы поощрения применяются при положительной оценке действий студентов. Поощрения укрепляют веру в свои силы, стимулируют положительные поступки, повышают ответственность. При использовании этого метода необходимо соблюдать следующие требования:

     Поощрение должно соответствовать действительным заслугам студента перед коллективом.

     При поощрении необходимо учитывать индивидуальные особенности, положение студента в коллективе. Во всех случаях поощрение не должно быть слишком частым. Неумеренная похвала, противопоставление коллективу — может привести к эгоцентризму, к ложному самоутверждению.

     При поощрении необходимо учитывать мнение коллектива и принимать во внимание не только успеваемость студента, но и его общественное лицо, отношение к общественным поручениям, к коллективу.

     Важно учитывать характер отношения студента, коллектива к взрослому, старшему. Даже незначительное поощрение со стороны уважаемого, любимого преподавателя может оказать большее эмоциональное воз действие, чем награда, полученная от нелюбимого и неуважаемого преподавателя.

     Методы наказания выражают отрицательную оценку поступков и действий студента. Наказание может предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед коллективом. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Наказание со стороны человека, мнение которого уважается, заставляет студента переосмыслить свое поведение, изменить точку зрения. Методы наказания могут быть разнообразны: замечание, осуждение, выговор, разбор поступков, разбор поступков в коллективе, отстранение от занятий, предание поступка гласности и пр.

Информация о работе Общая характеристика процесса воспитания его виды и методы