Общая характеристика педагогической технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:35, доклад

Описание работы

В настоящее время понятие педагогической технологии часто используется педагогами и учителями. Однако, в его понимании и употреблении существуют большие различия. Рассмотрим некоторые из определений.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве. [26, с.14]
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Работа содержит 1 файл

Sem3b.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Общая характеристика педагогической технологии

 

В настоящее время  понятие педагогической технологии часто используется педагогами и  учителями. Однако, в его понимании  и употреблении существуют большие  различия. Рассмотрим некоторые из определений.

 

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве. [26, с.14]

Педагогическая  технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая  технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая  технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

Технология  обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая  технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая  технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая  технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

 

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

 

Понятие «педагогическая  технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

 

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

 

 

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

    • Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально - педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
    • Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
    • Управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
    • Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
    • Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

 

Понятие «педагогическая  технология» в образовательной  практике употребляется на трех уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический)  уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный)  уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно - воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Технология тесно связана  с учебным процессом - деятельностью  учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому  в структуру педагогической технологии входят:

  1. концептуальная основа;

 

  1. содержательная часть обучения:
      • цели обучения - общие и конкретные;
      • содержание учебного материала;
  1. процессуальная часть - технологический процесс:
      • организация учебного процесса;
      • методы и формы учебной деятельности школьников;
      • методы и формы работы учителя;
      • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
      • диагностика учебного процесса.

 

Любая научная концепция для того, чтобы она “работала” в педагогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Причем каждой из них может соответствовать несколько технологий. Отсюда следует, что педагогических технологий может быть значительно больше, чем научных концепций. Они разрабатываются как учеными, так и учителями. Поэтому в практике существует достаточное их количество, другое дело, что не все их можно назвать технологиями, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогических технологий.

Признаками существования педагогической технологии являются:

  • цели (во имя чего необходимо учителю ее применять);
  • наличие диагностических средств;
  • закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;
  • система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;
  • средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

Структура описания:

  • Название технологии (авторы)
  • Основное концептуальное положение
  • Основная цель обучения
  • Основные особенности содержания
  • Основные особенности процессуальных характеристик
    • Наличие и краткая характеристика программного обеспечения (по возможности продемонстрировать учебники, дидактические материалы и т.п.)

 

Рассмотрим пример

 

В процессе обучения можно выделить как минимум 4 стороны:

  • содержательную (чему учить),
  • процессуальную (как обучать),
  • мотивационную (как активизировать деятельность учащихся)
  • и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся)

 Каждой  из этих сторон соответствует  ряд концепций. 

 

Так, содержательной стороне соответствуют концепции

  • содержательного обобщения,
  • генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов,
  • укрупнения дидактических единиц и др.

 

Процессуальной стороне –

  • концепции программированного,
  • проблемного,
  • интерактивного обучения и др.

 

Мотивационной –

  • концепции мотивационного обеспечения учебного процесса,
  • формирования познавательных интересов и пр.

 

Организационной –

  • идеи гуманистической педагогики,
  • концепции педагогики сотрудничества,
  • “погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин),
  • концентрированного обучения и др.

Кратко рассмотрим основные положения концепции и технологии концентрированного обучения,

цель которого заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений при формировании знаний, раздробленности процесса познания и создания такого процесса обучения, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадцати предметов в течение учебной недели) изучается от одного до трех предметов.

Идея концентрированного обучения не нова, ее впервые высказал Я.А. Коменский; потом эту идею поддерживали многие ученые (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.В. Розанов, П.П. Блонский); ее реализовали на практике отдельные педагоги (Г. Тоблер, Б.Ф. Райский, М.П. Щетинин), она была распространена в ряде стран (США, Швеция, Германия и др., в России эта идея нашла применение в высшей школе).

В 80-е годы вновь обратились к  реализации концепции концентрированного обучения и стали разрабатывать на ее основе соответствующие технологии

Технология концентрированного обучения - это такая организация  учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается  на изучении одного-двух предметов за счет сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин, концентрации изучения учебного материала на определенных повторяющихся отрезках времени.

В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная  неделя) может быть несколько разновидностей таких технологий (Г. Г. Ибрагимов):

  1. Существует технология концентрированного изучения одного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов. В этом случае общее годовое количество часов делится примерно поровну на четыре части. Далее по 4-6 уроков в день изучается только этот предмет в течение времени, отводимого учебным планом на изучение этой части. Получается, что в течение учебного года происходит четыре погружения в один предмет.
  2. Другая разновидность технологии предполагает укрупнение второй организационной единицы - учебного дня. Количество учебных предметов в течение недели не меняется и соответствует учебному плану, но их изучение концентрируется во времени: в течение учебного дня изучается два-три предмета.
  3. Третья разновидность предполагает укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на год, не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели: в течение учебной недели изучается не более двух-трех дисциплин.

Достоинства технологии концентрированного обучения:

    • устранение многопредметности и разбросанности расписания снимает нервное напряжение учащихся и учителей, благотворно сказывается на физическом состоянии и здоровье детей;
    • укрупнение организационных форм процесса обучения способствует целостности (по крайней мере, снимает раздробленность) в развитии мотивационной сферы (нет постоянной смены мотивов учения), интеллектуальной (концентрируется внимание на относительно завершенном блоке учебного материала, успешно формируются способы умственных действий, плодотворно развиваются познавательные и учебные умения, системно и основательно усваиваются знания) и других сфер;
    • концентрация обучения дает значительную экономию учебного времени.

Использование данной технологии не требует специального программного  обеспечения 


Информация о работе Общая характеристика педагогической технологии