Образовательный комплекс М. Х. Свентицкой

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:21, реферат

Описание работы

СВЕНТИЦКАЯ - Мария Хрисанфовна (1855-1932), педагог, деятельница дошкольного воспитания и начального обучения. Содержала в Москве (1907- 1918) частную гимназию с совместным обучением и платный детский сад при ней (с 1910). Преподавала на курсах при Народном Университете им. А.Л. Шанявского и др. Для воспитателей дошкольных учреждений подготовила курс "Рассказывание" (1916), указатель литературы для художественного чтения и рассказывания. Выпустила несколько сборников сказок, рассказов, стихотворений для начального чтения.

Работа содержит 1 файл

Свенцицкая.docx

— 20.36 Кб (Скачать)

СВЕНТИЦКАЯ - Мария Хрисанфовна (1855-1932), педагог, деятельница дошкольного воспитания и начального обучения. Содержала в Москве (1907- 1918) частную гимназию с совместным обучением и платный детский сад при ней (с 1910). Преподавала на курсах при Народном Университете им. А.Л. Шанявского и др. Для воспитателей дошкольных учреждений подготовила курс "Рассказывание" (1916), указатель литературы для художественного чтения и рассказывания. Выпустила несколько сборников сказок, рассказов, стихотворений для начального чтения. 

Свентицкая Мария Хрисанфовна [13(25)3.1855, Нижний Новгород, - 20.4.1932, Москва], педагог, деятельница дошк. воспитания и нач. обучения. Окончила пед. класс при Нижегородской жен. гимназии (1871), Моск. высш. женские курсы (1881). С 1873 работала учительницей. В 1907-18 содержала в Москве частную гимназию с совместным обучением мальчиков и девочек и платный дет. сад при ней (с 1910). Пред, комиссии по дошк. воспитанию Моск. кружка совместного воспитания и образования детей (1913-17). Преподавала методику рассказывания на курсах по дошк. воспитанию при Ун-те Шанявского (1914-15), позднее на центр, курсах Наркомпроса (1918-19). В 1919-24 зав. дошк. отделом Дет. городка им. III Интернационала при Наркомпросе РСФСР.  

В уч.-воспитат. заведениях С. была выработана единая пед. система для школы и дет. сада, основанная на т. н. методе разумного свободного воспитания - сочетании естеств. развития ребёнка с систематич. последовательным воспитанием и обучением. Ведущую роль С. отводила творчеству педагога, умеющего подойти к ребёнку индивидуально. Дет. сад С. рассматривала как переходную ступень к школе. Выдвинула ряд метод, и организац. принципов деятельности дет. сада: строгий режим дня, чередование занятий и игр (свободных и организованных), кол-во детей в группе (не более 15 чел., с постоянной воспитательницей, к-рая по желанию могла продолжать работу с детьми и в нач. школе), тесное взаимодействие с семьёй. Широко применяла рассказы и свободные беседы по картинкам, предпочитая их чтению; важную роль отводила нар. сказке. Подготовила соответствующий курс для воспитателей "Рассказывание" (М., 1916), указатель лит-ры для худ. чтения и рассказывания в каждой возрастной группе. Выпустила неск. сборников сказок, рассказов, стихотворений для нач. чтения. 

 

Образовательный комплекс М. Х. Свентицкой

     Так в полной мере можно назвать уникальное образовательное учреждение, первым в России соединившее под одной  крышей детский сад и начальную  школу. Тогда все было необычным: и единая программа развития, и  особый подход к образованию маленьких  детей. В детском саду их, конечно, не учили читать и писать. Главное  внимание уделялось всестороннему  развитию личности детей. Самым широким  образом применялись занятия, которые  развивали сенсорику и моторику. Дети ежедневно вырезали и выпиливали, занимались плетением, работали с картоном, выкладывали мозаичные панно.

     Другой  стороной являлось развитие творчества. В детском саду воспитанников  постоянно вовлекали в подготовку спектаклей, музыкальных и литературных праздников. Значительное место занимало художественное творчество.

     Третьим китом выступала деятельность по оздоровлению детей, гигиене. Специально продуманные упражнения способствовали закаливанию. Много места занимали трудовые упражнения.

     На  этой основе продолжалось развитие детей  в начальной школе, чему благоприятствовало то, что в комплексе осуществлялось единое управление. Руководители «модулей»  были самостоятельны в определении  тактики решения задач, но общие  цели и подходы они разрабатывали  вместе с М.Х. Свентицкой. Также регулярно проходили и совместные педсоветы воспитателей детского сада и учителей школы. Более того, «изюминкой» являлось то, что педагог брал детей в младшей группе детского сада и выпускал их из начальной школы. Благодаря этому в процессе воспитания наиболее полно учитывалась индивидуальность ребенка и обеспечивалась преемственность между ступенями образования.

     В начальной школе, где уже происходило  систематическое обучение, так же акцент делался на стимулирование творческих способностей детей. Совместно с  родителями организовывались спектакли, различные праздники. 

После Октябрьской революции детское  учреждение М.Х. Свентицкой существовало в составе «Городка им. III Интернационала», где до середины 20-х годов еще удавалось реализовывать гуманистические педагогические идеи. 

 

ЧАСТНАЯ ГИМНАЗИЯ М.Х. СВЕНТИЦКОЙ

     Не  менее известен был и платный  детский сад при частной гимназии Марии Хрисанфовны Свентицкой. Первый раз М.X. Свентицкая получила свидетельство на открытие детского сада в 1900 г. по адресу: Б. Власьевский пер., д. 7, кв. 10. Открыв в 1907 году частную гимназию, в апреле 1909 г. она получила разрешение на детский сад для 30 детей.

     Опыт  работы детского сада был обобщен  в книге «Наш детский сад», опубликованной в 1913 году. После революции М.X. Свентицкая по своей инициативе передала детский сад в ведение Наркомпроса. Детский сад территориально вошел в опытно-показательную станцию, которая объединила 6 детских домов Фрунзенского района и имела свою школу (по адресу: Денежный пер., д. 7).

     Свою  систему Мария Хрисанфовна называла системой «разумного свободного воспитания», противопоставляя ее анархическому направлению. Под свободой ребенка подразумевалось освобождение ребенка от насилия над детской природой, его самостоятельность и активность.

     В системе воспитательной работы большое  место отводилось руководящей роли воспитателя. Были сформулированы основные принципы воспитания: учет возрастных особенностей и индивидуальный подход к ребенку, предоставление детям  возможности для проявления инициативы и самостоятельности, установление определенных норм нормального поведения, повседневное изучение детей.

     В детском саду обращалось большое  внимание на воспитание ценных навыков, привычек и умений, навыков личной гигиены, развитие ловкости, быстроты движений. Детей приучали прекращать игру с началом организованных занятий, внимательно слушать объяснения воспитательницы, не прерывать речь товарища, вежливо отвечать на вопросы, здороваться, прощаться, благодарить, подчиняться правилам игр, аккуратно  убирать свои вещи, самостоятельно одеваться, вежливо, ласково обращаться с взрослыми и товарищами, не драться, не произносить грубых слов, хорошо обращаться с животными. Эти навыки вырабатывались постепенно организованным проведением занятий и воздействием воспитательницы на детей, в общении с ними в играх и во всей жизни детского сада.

     М.X. Свентицкая считала, что в детском саду ребенок должен чувствовать себя как дома — просто, легко, свободно и весело. А для этого необходимо внимательное и заботливое отношение к каждому ребенку, индивидуализация приемов воспитания, отсутствие насилия над ребенком, но последовательность и твердость в исполнении раз поставленных требований, достаточное количество интересных для ребенка игр и занятий, общая атмосфера спокойствия и ласки.

     В детском саду был выработан четкий режим: в 10 часов начинались групповые  занятия по предложению воспитателей; с 11 до 12 — свободные игры и занятия  детей во дворе или в помещении; в 12 часов — завтрак; с 12.30 до 13.30 —  подвижные игры под музыку, пение; с 13.30 до 14 — второе занятие, после  которого дети расходились по домам.

     Содержание  занятий в детском саду включало:

— наклеивание  разноцветных бумажек и составление  из них фигур (мозаика);

— раскрашивание  картинок; вышивание цветными нитками;

— сгибание бумаги, вырезывание;

— постройка  из кубиков, кирпичиков, песка, работы из деревянных спичек;

— рисование  и лепка;

— пение  под аккомпанемент рояля и  без него;

— подвижные  игры;

— беседы по картинам;

— разучивание  стихов, песен;

— групповые  работы с песком.

     Сама  М.Х. Свентицкая была талантливым рассказчиком и свой опыт обобщила в книге «Рассказывание», опубликованной в 1916 году. Она составила прекрасный сборник «Русские народные сказки» для маленьких детей.

     М.Х. Свентицкая вместе с коллективом разработала детальную схему отчета и учета работы. Схема требовала конкретной постановки воспитательных задач, определения «условий, способов и приемов для достижения целей».

     В саду работала «Гигиеническая комиссия», выбранная из среды родителей, способствовавшая гигиенизации жизни ребенка в семье. Во всем чувствовалась методическая работа: проводились еженедельные собрания руководительниц, на которых анализировалась проведенная работа, намечались задачи, проходило взаимное обучение на почве практического дела. Работа детского сада М.Х. Свентицкой была известна далеко за пределами Москвы.


Информация о работе Образовательный комплекс М. Х. Свентицкой