Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:21, реферат
СВЕНТИЦКАЯ - Мария Хрисанфовна (1855-1932), педагог, деятельница дошкольного воспитания и начального обучения. Содержала в Москве (1907- 1918) частную гимназию с совместным обучением и платный детский сад при ней (с 1910). Преподавала на курсах при Народном Университете им. А.Л. Шанявского и др. Для воспитателей дошкольных учреждений подготовила курс "Рассказывание" (1916), указатель литературы для художественного чтения и рассказывания. Выпустила несколько сборников сказок, рассказов, стихотворений для начального чтения.
СВЕНТИЦКАЯ
- Мария Хрисанфовна (1855-1932), педагог,
деятельница дошкольного воспитания и
начального обучения. Содержала в Москве
(1907- 1918) частную гимназию с совместным
обучением и платный детский сад при ней
(с 1910). Преподавала на курсах при Народном
Университете им. А.Л. Шанявского и др.
Для воспитателей дошкольных учреждений
подготовила курс "Рассказывание"
(1916), указатель литературы для художественного
чтения и рассказывания. Выпустила несколько
сборников сказок, рассказов, стихотворений
для начального чтения.
Свентицкая
Мария Хрисанфовна [13(25)3.1855, Нижний Новгород,
- 20.4.1932, Москва], педагог, деятельница дошк.
воспитания и нач. обучения. Окончила пед.
класс при Нижегородской жен. гимназии
(1871), Моск. высш. женские курсы (1881). С 1873
работала учительницей. В 1907-18 содержала
в Москве частную гимназию с совместным
обучением мальчиков и девочек и платный
дет. сад при ней (с 1910). Пред, комиссии по
дошк. воспитанию Моск. кружка совместного
воспитания и образования детей (1913-17).
Преподавала методику рассказывания на
курсах по дошк. воспитанию при Ун-те Шанявского
(1914-15), позднее на центр, курсах Наркомпроса
(1918-19). В 1919-24 зав. дошк. отделом Дет. городка
им. III Интернационала при Наркомпросе
РСФСР.
В уч.-воспитат.
заведениях С. была выработана единая
пед. система для школы и дет. сада, основанная
на т. н. методе разумного свободного воспитания
- сочетании естеств. развития ребёнка
с систематич. последовательным воспитанием
и обучением. Ведущую роль С. отводила
творчеству педагога, умеющего подойти
к ребёнку индивидуально. Дет. сад С. рассматривала
как переходную ступень к школе. Выдвинула
ряд метод, и организац. принципов деятельности
дет. сада: строгий режим дня, чередование
занятий и игр (свободных и организованных),
кол-во детей в группе (не более 15 чел.,
с постоянной воспитательницей, к-рая
по желанию могла продолжать работу с
детьми и в нач. школе), тесное взаимодействие
с семьёй. Широко применяла рассказы и
свободные беседы по картинкам, предпочитая
их чтению; важную роль отводила нар. сказке.
Подготовила соответствующий курс для
воспитателей "Рассказывание" (М.,
1916), указатель лит-ры для худ. чтения и
рассказывания в каждой возрастной группе.
Выпустила неск. сборников сказок, рассказов,
стихотворений для нач. чтения.
Образовательный комплекс М. Х. Свентицкой
Так в полной мере можно назвать уникальное образовательное учреждение, первым в России соединившее под одной крышей детский сад и начальную школу. Тогда все было необычным: и единая программа развития, и особый подход к образованию маленьких детей. В детском саду их, конечно, не учили читать и писать. Главное внимание уделялось всестороннему развитию личности детей. Самым широким образом применялись занятия, которые развивали сенсорику и моторику. Дети ежедневно вырезали и выпиливали, занимались плетением, работали с картоном, выкладывали мозаичные панно.
Другой
стороной являлось развитие творчества.
В детском саду воспитанников
постоянно вовлекали в
Третьим китом выступала деятельность по оздоровлению детей, гигиене. Специально продуманные упражнения способствовали закаливанию. Много места занимали трудовые упражнения.
На этой основе продолжалось развитие детей в начальной школе, чему благоприятствовало то, что в комплексе осуществлялось единое управление. Руководители «модулей» были самостоятельны в определении тактики решения задач, но общие цели и подходы они разрабатывали вместе с М.Х. Свентицкой. Также регулярно проходили и совместные педсоветы воспитателей детского сада и учителей школы. Более того, «изюминкой» являлось то, что педагог брал детей в младшей группе детского сада и выпускал их из начальной школы. Благодаря этому в процессе воспитания наиболее полно учитывалась индивидуальность ребенка и обеспечивалась преемственность между ступенями образования.
В
начальной школе, где уже происходило
систематическое обучение, так же
акцент делался на стимулирование творческих
способностей детей. Совместно с
родителями организовывались спектакли,
различные праздники.
После
Октябрьской революции детское
учреждение М.Х. Свентицкой существовало
в составе «Городка им. III Интернационала»,
где до середины 20-х годов еще удавалось
реализовывать гуманистические педагогические
идеи.
ЧАСТНАЯ ГИМНАЗИЯ М.Х. СВЕНТИЦКОЙ
Не
менее известен был и платный
детский сад при частной
Опыт работы детского сада был обобщен в книге «Наш детский сад», опубликованной в 1913 году. После революции М.X. Свентицкая по своей инициативе передала детский сад в ведение Наркомпроса. Детский сад территориально вошел в опытно-показательную станцию, которая объединила 6 детских домов Фрунзенского района и имела свою школу (по адресу: Денежный пер., д. 7).
Свою систему Мария Хрисанфовна называла системой «разумного свободного воспитания», противопоставляя ее анархическому направлению. Под свободой ребенка подразумевалось освобождение ребенка от насилия над детской природой, его самостоятельность и активность.
В системе воспитательной работы большое место отводилось руководящей роли воспитателя. Были сформулированы основные принципы воспитания: учет возрастных особенностей и индивидуальный подход к ребенку, предоставление детям возможности для проявления инициативы и самостоятельности, установление определенных норм нормального поведения, повседневное изучение детей.
В детском саду обращалось большое внимание на воспитание ценных навыков, привычек и умений, навыков личной гигиены, развитие ловкости, быстроты движений. Детей приучали прекращать игру с началом организованных занятий, внимательно слушать объяснения воспитательницы, не прерывать речь товарища, вежливо отвечать на вопросы, здороваться, прощаться, благодарить, подчиняться правилам игр, аккуратно убирать свои вещи, самостоятельно одеваться, вежливо, ласково обращаться с взрослыми и товарищами, не драться, не произносить грубых слов, хорошо обращаться с животными. Эти навыки вырабатывались постепенно организованным проведением занятий и воздействием воспитательницы на детей, в общении с ними в играх и во всей жизни детского сада.
М.X. Свентицкая считала, что в детском саду ребенок должен чувствовать себя как дома — просто, легко, свободно и весело. А для этого необходимо внимательное и заботливое отношение к каждому ребенку, индивидуализация приемов воспитания, отсутствие насилия над ребенком, но последовательность и твердость в исполнении раз поставленных требований, достаточное количество интересных для ребенка игр и занятий, общая атмосфера спокойствия и ласки.
В детском саду был выработан четкий режим: в 10 часов начинались групповые занятия по предложению воспитателей; с 11 до 12 — свободные игры и занятия детей во дворе или в помещении; в 12 часов — завтрак; с 12.30 до 13.30 — подвижные игры под музыку, пение; с 13.30 до 14 — второе занятие, после которого дети расходились по домам.
Содержание занятий в детском саду включало:
— наклеивание разноцветных бумажек и составление из них фигур (мозаика);
— раскрашивание картинок; вышивание цветными нитками;
— сгибание бумаги, вырезывание;
— постройка из кубиков, кирпичиков, песка, работы из деревянных спичек;
— рисование и лепка;
— пение под аккомпанемент рояля и без него;
— подвижные игры;
— беседы по картинам;
— разучивание стихов, песен;
— групповые работы с песком.
Сама М.Х. Свентицкая была талантливым рассказчиком и свой опыт обобщила в книге «Рассказывание», опубликованной в 1916 году. Она составила прекрасный сборник «Русские народные сказки» для маленьких детей.
М.Х. Свентицкая вместе с коллективом разработала детальную схему отчета и учета работы. Схема требовала конкретной постановки воспитательных задач, определения «условий, способов и приемов для достижения целей».
В саду работала «Гигиеническая комиссия», выбранная из среды родителей, способствовавшая гигиенизации жизни ребенка в семье. Во всем чувствовалась методическая работа: проводились еженедельные собрания руководительниц, на которых анализировалась проведенная работа, намечались задачи, проходило взаимное обучение на почве практического дела. Работа детского сада М.Х. Свентицкой была известна далеко за пределами Москвы.
Информация о работе Образовательный комплекс М. Х. Свентицкой