Образовательные системы античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

1. Опишите авторитарные и гуманистические тенденции в образовательных системах античности и средневековья.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 17.77 Кб (Скачать)

1. Опишите авторитарные и гуманистические тенденции в образовательных системах античности и средневековья.

Общие тенденции  дидактики в эпоху Античности

Эпоха Античности представляет собой особый исторический период, когда происходило формирование основ европейской культуры, в  том числе и связанной со сферой образования. Чисто географически  Древняя Греция и Рим занимали небольшую территорию, тем не менее они были очень разнородны, в том числе и по складывающимся культурным традициям. Поэтому необходимо рассмотреть те основные тенденции целенаправленной организации процесса воспитания и обучения подрастающего поколения, которые были наиболее характерны для данных географических территорий и формировались в рамках становления определенных политических структур — полисов, республик и других государственных объединений.Образование в эпоху Античности в полисах Древней Греции и Древнем Риме занимало особое место в обществе и рассматривалось как неотъемлемая обязанность каждого свободного достойного гражданина. Запрет на его получение являлся одной из форм наказания для человека. Именно посредством образовательной системы происходило закрепление и поддержание существующих культурных, социальных и родовых традиций. Школы как основной тип учебного заведения и локальной образовательной среды имели свою полисную специфику и значительно отличались друг от друга особенностями организации учебного процесса. Однако форма и специфика организации самой образовательной работы были практически идентичными во всех учебных заведений данного исторического периода. В истории Древней Греции наиболее значимыми были два государства-полиса — Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. В каждом из этих городов сложились своеобразные воспитательно-образовательные системы, особенности которых во многом определили дальнейшее развитие педагогической культуры Западной цивилизации. Рассмотрим сходство и различия в организации учебного процесса в школах данных греческих полисов и Древнего Рима.

В целом можно  сделать вывод, что в Спарте обучение велось в условиях полного подчинения учителю, взрослому, политическим и  военным деятелям, государству и  отсутствия у учеников собственного взгляда на окружающий мир и общество. Практически во многом повторялись  особенности восточного образования, связанного с культом подчинения и повиновения, поэтому дидактические  правила и принципы были достаточно консервативны, ритуалистичны и ориентированы лишь на элемент точного повторения за наставником тех знаний, умений и навыков, которыми владели сами педагоги, освоения лишь того образца, который давался учителем. Именно данные особенности организации системы спартанского образования позволяют говорить о том, что этот греческий полис дал мировой педагогике особый образец военизированной концепции подготовки подрастающего поколения, которая, согласно версии А. Н.Джуринского, «на древе человеческой цивилизации... оказалась малоплодотворной ветвью». Тем не менее спартанская система военно-физического образования стала уникальным образцом для последующих дидактических разработок.

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что в Афинах обучение строилось на основе точного и  последовательного освоения программы  обучения, включавшей грамматику, диалектику, риторику, арифметику, музыку, гимнастику и т.д., с учетом усовершенствованной  дидактической системы, связанной  с использованием архаических методов  группового и индивидуального обучения при полном подчинении учеников учителю  и отсутствии их самостоятельности  и активности при освоении предлагаемого  учебного материала. Именно в афинских школах произошло своеобразное разделение изучаемого материала на отдельные предметы в зависимости от специальности учителя — кифариста, грамматиста, гимнаста или философа. Однако дифференциация предметов была еще не закончена и приобрела свою специфику в сочетании тривиума и квадриума (семь свободных искусств) только в римской образовательной системе. Кроме этого, уже в эпоху Античности в афинской образовательной системе произошла трансформация основного принципа традиционной культуры — «калькированного» образования, направленного на сохранение и упрочение социальных традиций и ритуалов. Одновременно школа стала рассматриваться как своеобразное буферное пространство между личностью и культурой, в котором происходит активное освоение существующих норм и правил поведения в наиболее приемлемых для детей вариантах и формах взаимодействия учителя и учеников.

В целом воспитательно-образовательная система Древнего Рима полностью соответствовала политическому устройству империи и отвечала социальному заказу общества с разраставшейся бюрократической государственной сферой. По своей дидактической направленности она во многом была сориентирована на имевшиеся образцы греческого обучения и лишь усовершенствовала их, обращаясь в первую очередь к социальной значимости получаемых знаний, умений и навыков. Поэтому необходимо было преподавать учебные дисциплины исходя из их практической жизненной ценности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в эпоху Античности дидактические  традиции были очень несовершенны и  связаны с «калькированным» повторением  того материала, который предлагался  собственно учителями. Особой самостоятельности  и активности ученики практически  не проявляли, отсутствовала сама направленность на развитие этих качеств у учащихся. Считалось, что процесс обучения закладывает лишь основы развития личности, которые затем могут быть реализованы  в деятельности уже взрослого  человека.

Информация о работе Образовательные системы античности