Образовательное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Правообязанной стороной в образовательном отношении всегда является образовательная организация, созданная в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, основным направлением деятельности которой является осуществление образовательного процесса (процесса обучения и воспитания), и имеющая лицензию на право ведения образовательной деятельности. Эта сторона может быть представлена несколькими лицами. Обязательным участником образовательного правоотношения на этой стороне является педагог.

Содержание

1. Сформулируйте понятие образовательной правоспособности и образовательной дееспособности. В чем сходство и различие с гражданско-правовой правоспособностью и дееспособностью.
2. Расписание учебных занятий для студентов вуза предполагало проведение пары учебных занятий продолжительностью 100 минут. Студенты первого курса тяжело воспринимали преподаваемый материал и обратились за помощью к ректору. Ректор своим приказом установил 5 минутный перерыв для студентов первого курса после каждого академического часа (50 минут).
Законен ли такой режим проведения занятий? Какая максимальная нагрузка устанавливается для студентов вузов?Где это закреплено?

Работа содержит 1 файл

обр пр.docx

— 30.20 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки  Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

  «Российский государственный профессионально-педагогический  университет»

Институт социологии и права

 

Кафедра образовательного права


 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «Образовательное право»

ВАРИАНТ  3

 

 

                                                         Исполнитель: студент (ка) гр.

Марусенкова Татьяна Александровна                                                    

                                                              Преподаватель: к.ю.н., доцент

                   М.В. Ожиганова

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

  1. Сформулируйте понятие образовательной правоспособности и образовательной дееспособности. В чем сходство и различие с гражданско-правовой правоспособностью и дееспособностью.

 

 

  1. Расписание учебных занятий для студентов вуза предполагало проведение пары учебных занятий продолжительностью 100 минут. Студенты первого курса тяжело воспринимали преподаваемый материал и обратились за помощью к ректору. Ректор своим приказом установил 5 минутный перерыв для студентов первого курса после каждого академического часа (50 минут).

Законен ли такой режим проведения занятий? Какая максимальная нагрузка устанавливается для студентов  вузов?Где это закреплено? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сформулируйте понятие образовательной правоспособности и образовательной дееспособности. В чем сходство и различие с гражданско-правовой правоспособностью и дееспособностью.

 

 

 

Правообязанной стороной в образовательном отношении всегда является образовательная организация, созданная в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, основным направлением деятельности которой является осуществление образовательного процесса (процесса обучения и воспитания), и имеющая лицензию на право ведения образовательной деятельности. Эта сторона может быть представлена несколькими лицами. Обязательным участником образовательного правоотношения на этой стороне является педагог.

Таким образом, участниками образовательного правоотношения являются субъекты права  — физические и юридические лица, за которыми государство признает способность  быть носителями субъективных прав и  юридических обязанностей, наделяя  их правоспособностью и дееспособностью  в сфере образования.

Правоспособность и дееспособность, понимаемые соответственно как юридическая  возможность обладания правами  и обязанностями и возможность  их самостоятельного осуществле-ния1, составляют в своем единстве правосубъектность, которая является обязательной юридической предпосылкой правоотношения. Однако категория правосубъектности применима только для тех отраслей права или отражает только те ситуации, для которых характерно одновременное наступление право- и дееспо-собности,т. е. эти два понятия органически сливаются воедино. В сфере образования, несмотря на то, что право на образование имеет непередаваемый характер, а также требует личного участия при его осуществлении, образовательные право- и дееспособность разграничиваются, что особым образом характеризует условия вступления в образовательные правоотношения всех их участников (не только граждан, являющихся носителями права на образование, но и представителей правообязанной стороны).

Особенности право- и дееспособности граждан в сфере образования  обусловлены спецификой самого права  на образование и образовательной  деятельности, в том числе возможными способами присвоения/представления или потребления этого социального блага. С одной стороны, право на образование является неотъемлемым правом, а потому принадлежит человеку с рождения, т. е. человек с момента рождения является правоспособным в сфере образования. С другой стороны, равенство правоспособности всех лиц не означает, что в одно и то же время объем субъективных прав у всех граждан одинаков. Очевидно, что в раннем возрасте дети пользуются правом на образование только в той мере, в какой их родители исполняют свою обязанность быть первыми педагогами, т. е. закладывать «основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (п. 1 ст. 18 Закона). При наличии общего права возможность обладать теми или иными конкретными правами зависит от ряда условий.

Особенность образовательной правоспособности граждан заключается в том, что  возможность вступать в образовательные  правоотношения и соответственно приобретать  определенные права и обязанности  в зависимости от осваиваемой  образовательной программы отраслевое законодательство связывает с двумя  обстоятельствами: наступлением определенного  возраста и/или наличием образовательного ценза (приобретением образования  определенного уровня), — т. е. образовательная  правоспособность объединяет в себе черты отраслевой и специальной  правоспособности.

Например, поступить в образовательное  учреждение (организацию) для освоения программы начального общего образования  ребенок может по достижении так  называемого «школьного возраста», определяемого как 6 лет и 6 месяцев  при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже  достижения им возраста восьми лет.Это означает, что именно в этом возрасте ребенок приобретает право на поступление в школу для обучения по программе начального общего образования, право стать участником соответствующего образовательного отношения в качестве обучающегося и нести корреспондирующие права и обязанности. Примечательно, что эта граница не является жесткой. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте (п. 2 ст. 19 Закона). Эта норма устанавливает возможность более раннего доступа к начальному общему образованию одаренных детей, проявивших выдающиеся способности к обучению. Сегодня известно довольно много случаев получения среднего (полного) общего образования 12-летними детьми, высшего профессионального образования — 18-летними.

 

Правоспособность — способность лица иметь юридические права и обязанности. Правоспособность — это общая или абстрактная возможность каждого быть носителем прав и обязанностей. Правоспособностью наделяются все без исключения, она есть неотъемлемый элемент правового статуса человека. Правоспособность с этой точки зрения является общественно-правовым (естественным) качеством субъекта, имеющим абсолютный, универсальный характер. Первоначально понятие правоспособности получило закрепление в Гражданском кодексе Франции 1804 г. (Кодексе Наполеона), в последующем — в германском Гражданском уложении 1804 г., а также находит отражение в цивильном праве Англии того времени. В современном российском праве понятие правоспособности является легальным, оно сформулировано в ГК (ст. 19).

Как предпосылка всякого субъективного  права правоспособность не содержит в себе указания на приобретение реального  блага. Поэтому ее следует отличать от субъективного права. В понятии  правоспособности существо заключается  не в «праве», а в «способности», которым государственная власть наделяет своих граждан, точнее сказать, признает за ними (О. А. Красавчиков). Правоспособность не сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и  постоянное гражданское состояние  личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию4. Правоспособность существует там, где есть вообще правовое регулирование, где есть правовая среда. Это качество неизменно, его нельзя сделать больше или меньше. Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может и должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и национальными правовыми системами (права на жизнь, свободу и т.д.). Эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена, аннулирована. Она признается априори как безусловная и бесспорная аксиома — нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин знает, что он может стать носителем соответствующих прав и свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Расписание учебных занятий для студентов вуза предполагало проведение пары учебных занятий продолжительностью 100 минут. Студенты первого курса тяжело воспринимали преподаваемый материал и обратились за помощью к ректору. Ректор своим приказом установил 5 минутный перерыв для студентов первого курса после каждого академического часа (50 минут).

Законен ли такой режим проведения занятий? Какая максимальная нагрузка устанавливается для студентов  вузов?Где это закреплено?

 

 

 

 

Для всех видов аудиторных учебных  занятий академический час устанавливается  уставом высшего учебного заведения  в пределах 45-50 минут.5

Максимальный объем учебной  нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в  неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной  программы и факультативных дисциплин.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при  освоении основной образовательной  программы в очной форме устанавливается  федеральным государственным образовательным  стандартом по конкретному направлению  подготовки (специальности) высшего  профессионального образования.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при  освоении основной образовательной  программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при  освоении основной образовательной  программы в заочной форме  не может составлять более 200 академических  часов.

Исходя из правил внутреннего распорядка обучающихся Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Правила разработаны в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, Типовым положением о высшем учебном заведении, Уставом и другими локальными нормативными актами университета и имеют целью способствовать воспитанию у обучающихся сознательного отношения к обучению, укреплению учебной дисциплины, рациональному использованию учебного времени, полной реализации главных задач образовательной и научной деятельности университета.

 Изменения и дополнения в  Правила производятся решением  ректора Университета совместно  или по согласованию с профсоюзным  комитетом студентов.  
В колледже и филиалах университета при необходимости могут быть приняты собственные правила внутреннего распорядка обучающихся с учетом имеющихся особенностей организации учебного процесса, при этом они утверждаются директорами соответствующего подразделения по согласованию с ректором университета и с учетом мнения выборного профсоюзного органа обучающихся данного подразделения.

 Правила доводятся до всех  обучающихся университета при  поступлении в вуз, а также  размещаются на официальном сайте  и информационных стендах учебных  корпусов и общежитий университета.

Список использованных источников

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ

  1. Закон РФ « об образовании»  от 10 июля 1992 года ( в ред. от 12.11.2012 N 185-ФЗ)

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета Педагогика и психология девиантного поведения  Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. N 2062 

  1. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) утвержденного правительством РФ  от  14 февраля 2008 г. N 71 г. Москва
  2. Санитарно-эпидемиологические правила. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002// Российская газета», №234, 11.12.2002
  3. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 146
  4. Витрук В. Н. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 91
  5. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 398

 

 

 

 

1 Алексеев С. С. Общая теория права. В 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 146

2 Витрук В. Н. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 91

3 Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам (Санитарно-эпидемиологические правила. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002// Российская газета», №234, 11.12.2002) возраст шесть лет и шесть месяцев определяется как минимальный возраст, с которого ребенок имеет право приступить к обучению в образовательном учреждении общего начального уровня. В то же время в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона по заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

4 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 398

Информация о работе Образовательное право