Образовательная среда как условие формирования толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:50, доклад

Описание работы

Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь дошкольного и школьного, должна заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности.

Работа содержит 1 файл

Статья.docx

— 20.62 Кб (Скачать)

     Дергачёва Лидия Сергеевна

     Образовательная среда как условие  формирования толерантности.

     (г.Алматы)

     Студентка 1 курса 

     Института магистратуры и

       докторантуры PHD

     Специальность:

     Дошкольное  обучение и воспитание

     Секция: актуальные проблемы

     современной социологии

     Тел.: 87770198119

     Формирование  толерантного сознания происходит в  течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим  институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система  образования, в первую очередь дошкольного  и школьного, должна заложить мировоззренческие  основы будущей толерантной личности.

     В образовательных учреждениях Казахстана немало делается для того, чтобы  сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма. Вместе с тем по ряду причин система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Дети мигрантов и представителей этнических меньшинств порой сталкиваются с враждебностью со стороны сверстников, что ведет к тяжелым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции.

     Приходиться признать, что проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности. Но важно отметить, что именно сфера образования имеет самое непосредственное отношение к таким важнейшим мировоззренческим категориям, как менталитет и толерантность. Более того, именно сфера образования способна активно и целенаправленно формировать соответствующие ментальные качества и человека, и социума. Формировать менталитет толерантности. В связи с этим можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности – важнейшая стратегическая задача образования в XXI в. Выполнение этого требования немыслимо без коренных преобразований в сфере образования.

     В современных условиях необходим  поиск того главного, работоспособного, доведенного до уровня реальной технологичности  направления, вокруг которого могли  бы концентрироваться усилия по упреждению и преодолению деструктивных  процессов в мире. По своим технологическим  возможностям стратегически наиболее важна и работоспособна в этом отношении, несомненно, сфера образования. От результативности обучения, воспитания и развития подрастающих поколений, от их интеллектуальных, духовных, нравственных качеств зависит будущее любой  страны, а значит, и цивилизации  в целом [1].

     Но  образование существует и функционирует  не в вакууме. Своими собственно педагогическими  методами столь глобальную проблему, как воспитание толерантности в  человеческих отношениях, сфера образования  решить не сможет. И тем не менее, будучи ориентированной на практическое решение этой задачи, именно сфера образования может и должна инициировать интерес к проблеме толерантности во внешней среде – в собственном обществе и в международном сообществе в целом. Такую функцию сферы образования можно с полным основанием назвать набатной, поскольку невнимание к системному решению проблем толерантности чревато самыми пагубными последствиями для будущей человеческой цивилизации, для ее нравственного и физического выживания и прогресса.

     Но  говоря о формировании толерантности, мы должны определиться - какая же толерантность  нам нужна? Основываясь на исследованиях Л.М.Дробижевой, Г.У.Солдатовой была разработана типология толерантных отношений в системе индивид-группа [2]:

     1) активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);

     2)  пассивная толерантность (нерегулярность  межэтнических контактов, склонность  общаться с представителями своей  национальности при сохранении  позитивного отношения к представителям  иноэтничных групп);

     3) толерантность избирательная (межэтнические  контакты носят ограниченный  характер по какому-либо признаку  – языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);

     4) толерантность вынужденная (межэтнические  контакты возникают под давлением  обстоятельств и носят сугубо  деловой характер, например, по служебной  линии);

     5) интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).

     И в настоящий момент встает вопрос о том, как же достигнуть активной толерантности, позитивной идентичности индивида с окружающими людьми.

     В работах ряда авторов структурные  составляющие толерантности выделяются на основе различных видов взаимодействия между людьми: диалога, сотрудничества и опеки, которые характеризуются  обоюдной заинтересованностью сторон и  взаимной выгодой. Все три типа взаимодействия возможны только при условии терпимого и уважительного отношения его участников друг к другу. Только в этом случае оно будет позитивным и плодотворным. Своеобразными критериями толерантности будут являться: устойчивость личности, эмпатия, дивергентность и мобильность поведения, социальная активность. Как мы уже отмечали, формирование толерантной личности  зависит от характера окружающей человека социальной среды, от обстановки, в которой он живет и развивается. Социальным институтом, роль которого в процессе формирования толерантного общества сейчас очень сильно возросла, является образование, которое в лице школ, колледжей и Вузов принимает самое непосредственное участие в формировании личности ребенка. Именно в учебных заведениях, наравне с семьёй, где ребёнок является частью коллектива, формируются многие качества, присущие толерантной личности [3].

     Создание  толерантной среды в образовательном  учреждении включает в себя следующие  составляющие этого процесса:

     - формирование толерантности и  ее развитие у учащихся;

     - формирование толерантности и  ее развитие у учителей;

     - формирование толерантности и  ее развитие у родителей. 

     В основе современных концепций общеобразовательное  учреждение  представляется как  открытая гуманная система. Например, В.Г.Бочарова пишет: «Система «среда – личность» - двуединый процесс, включающий не только совершенствование окружающей микросреды как необходимого условия становления и успешного развития личности, но и второй компонент системы – самой личности, взаимодействующей со средой». Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, микросреды формируются система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует постепенно социальную позицию.

     Важная  задача состоит в том, чтобы изменить сознание и установки подрастающей личности, структуру ее потребностей, максимально развить творческое начало. Особо подчеркивается необходимость  подготовки детей к будущему на основе развития общечеловеческих качеств, которые  всегда и в любой ситуации создают  основу для решения всех жизненных  проблем и конфликтов. В качестве главной цели концепция «открытой  школы» предусматривает воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной, толерантной и позитивно настроенной личности [4].

     Таким образом, сегодня сама жизнь ставит перед образованием задачи: чтобы выжить и быть успешными в гражданском обществе, нашим ученикам сегодня необходимо научиться понимать разных людей, разные точки зрения и позиции, важно научиться выражать свое мнение, различать факты и их интерпретацию, признавать и учитывать права других, важно уметь строить диалог и уметь сотрудничать. Очень важно в рамках образовательного пространства найти место этим инновационным педагогическим технологиям, которые включают в себя активные формы обучения, такие, как работа в малых группах, создание дебат-клубов, проведение круглых столов, организация форумов, работа над проектами. Все эти технологии способствуют созданию толерантной образовательной среды. Очень важно сегодня учителю сломать стереотипы: умный ученик – глупый, свой – чужой, способный – неспособный, «учитель всегда прав» и многие другие. 

     Литература:

     1. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых проиоритетов образования // Педагогика, №7, 2002.

     2.Солдатова Г.У., ШайгероваЛ.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой идругими: Тренинг толерантности для подростков. 2-е изд., стер. М.,2001.

     3.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М., 2001.

     4.Мудрик А.В.Введение в социальную педагогику. - М.,1997. 
 

Информация о работе Образовательная среда как условие формирования толерантности