Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:50, доклад
Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь дошкольного и школьного, должна заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности.
Дергачёва Лидия Сергеевна
Образовательная среда как условие формирования толерантности.
(г.Алматы)
Студентка 1 курса
Института магистратуры и
докторантуры PHD
Специальность:
Дошкольное обучение и воспитание
Секция: актуальные проблемы
современной социологии
Тел.: 87770198119
Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь дошкольного и школьного, должна заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности.
В
образовательных учреждениях
Приходиться признать, что проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности. Но важно отметить, что именно сфера образования имеет самое непосредственное отношение к таким важнейшим мировоззренческим категориям, как менталитет и толерантность. Более того, именно сфера образования способна активно и целенаправленно формировать соответствующие ментальные качества и человека, и социума. Формировать менталитет толерантности. В связи с этим можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности – важнейшая стратегическая задача образования в XXI в. Выполнение этого требования немыслимо без коренных преобразований в сфере образования.
В современных условиях необходим поиск того главного, работоспособного, доведенного до уровня реальной технологичности направления, вокруг которого могли бы концентрироваться усилия по упреждению и преодолению деструктивных процессов в мире. По своим технологическим возможностям стратегически наиболее важна и работоспособна в этом отношении, несомненно, сфера образования. От результативности обучения, воспитания и развития подрастающих поколений, от их интеллектуальных, духовных, нравственных качеств зависит будущее любой страны, а значит, и цивилизации в целом [1].
Но образование существует и функционирует не в вакууме. Своими собственно педагогическими методами столь глобальную проблему, как воспитание толерантности в человеческих отношениях, сфера образования решить не сможет. И тем не менее, будучи ориентированной на практическое решение этой задачи, именно сфера образования может и должна инициировать интерес к проблеме толерантности во внешней среде – в собственном обществе и в международном сообществе в целом. Такую функцию сферы образования можно с полным основанием назвать набатной, поскольку невнимание к системному решению проблем толерантности чревато самыми пагубными последствиями для будущей человеческой цивилизации, для ее нравственного и физического выживания и прогресса.
Но говоря о формировании толерантности, мы должны определиться - какая же толерантность нам нужна? Основываясь на исследованиях Л.М.Дробижевой, Г.У.Солдатовой была разработана типология толерантных отношений в системе индивид-группа [2]:
1)
активная толерантность (
2)
пассивная толерантность (
3)
толерантность избирательная (
4)
толерантность вынужденная (
5) интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).
И в настоящий момент встает вопрос о том, как же достигнуть активной толерантности, позитивной идентичности индивида с окружающими людьми.
В работах ряда авторов структурные составляющие толерантности выделяются на основе различных видов взаимодействия между людьми: диалога, сотрудничества и опеки, которые характеризуются обоюдной заинтересованностью сторон и взаимной выгодой. Все три типа взаимодействия возможны только при условии терпимого и уважительного отношения его участников друг к другу. Только в этом случае оно будет позитивным и плодотворным. Своеобразными критериями толерантности будут являться: устойчивость личности, эмпатия, дивергентность и мобильность поведения, социальная активность. Как мы уже отмечали, формирование толерантной личности зависит от характера окружающей человека социальной среды, от обстановки, в которой он живет и развивается. Социальным институтом, роль которого в процессе формирования толерантного общества сейчас очень сильно возросла, является образование, которое в лице школ, колледжей и Вузов принимает самое непосредственное участие в формировании личности ребенка. Именно в учебных заведениях, наравне с семьёй, где ребёнок является частью коллектива, формируются многие качества, присущие толерантной личности [3].
Создание
толерантной среды в
- формирование толерантности и ее развитие у учащихся;
- формирование толерантности и ее развитие у учителей;
- формирование толерантности и ее развитие у родителей.
В
основе современных концепций
Важная
задача состоит в том, чтобы изменить
сознание и установки подрастающей
личности, структуру ее потребностей,
максимально развить творческое
начало. Особо подчеркивается необходимость
подготовки детей к будущему на основе
развития общечеловеческих качеств, которые
всегда и в любой ситуации создают
основу для решения всех жизненных
проблем и конфликтов. В качестве
главной цели концепция «открытой
школы» предусматривает воспитание
в духе широкой социальной коммуникабельности,
интеллигентного и
Таким
образом, сегодня сама жизнь ставит перед
образованием задачи: чтобы выжить и быть
успешными в гражданском обществе, нашим
ученикам сегодня необходимо научиться
понимать разных людей, разные точки зрения
и позиции, важно научиться выражать свое
мнение, различать факты и их интерпретацию,
признавать и учитывать права других,
важно уметь строить диалог и уметь сотрудничать.
Очень важно в рамках образовательного
пространства найти место этим инновационным
педагогическим технологиям, которые
включают в себя активные формы обучения,
такие, как работа в малых группах, создание
дебат-клубов, проведение круглых столов,
организация форумов, работа над проектами.
Все эти технологии способствуют созданию
толерантной образовательной среды. Очень
важно сегодня учителю сломать стереотипы:
умный ученик – глупый, свой – чужой, способный
– неспособный, «учитель всегда прав»
и многие другие.
Литература:
1. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых проиоритетов образования // Педагогика, №7, 2002.
2.Солдатова Г.У., ШайгероваЛ.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой идругими: Тренинг толерантности для подростков. 2-е изд., стер. М.,2001.
3.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М., 2001.
4.Мудрик
А.В.Введение в социальную педагогику.
- М.,1997.
Информация о работе Образовательная среда как условие формирования толерантности