Образовательная экскурсия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Туризм является продуктом длительного хронологического развития и в настоящем тысячелетии прочно завоевывает свои позиции. Первые туристские организации, занявшиеся осуществлением экскурсий, поездок и путешествий, появились в Европе в середине 19 века. Практически через тысячелетие, в период формирования мирового хозяйства и международного рынка, роста международной торговли и появления новых средств транспорта начинает активно формироваться и рынок туристских услуг.

Содержание

Введение …………………………………………………...…………...… 3
Глава 1. Экскурсия ……………………………….…………………….... 7
Понятие и сущность экскурсии …………………...…...……….… 7
Признаки и функции экскурсии ………….................................... 13
Методы познания в экскурсии …………………………………... 20
Глава 2. Образовательная экскурсия ………………………………..… 32
Содержательная и организационная специфика образовательной экскурсии …………………………………………………………………….… 32
Организация и проведение образовательной экскурсии………………..................................................................................… 37
Заключение…………………………………………………………...…. 46
Список использованной литературы………………………………… 49

Работа содержит 1 файл

Образовательная экскурсия.docx

— 88.87 Кб (Скачать)

Москва 2011 

     Содержание

     Введение …………………………………………………...…………...…  3

     Глава 1. Экскурсия ……………………………….……………………....  7

  • Понятие и сущность экскурсии …………………...…...……….… 7
  • Признаки и функции экскурсии …………....................................  13
  • Методы познания в экскурсии …………………………………... 20
  • Глава 2. Образовательная экскурсия ………………………………..…  32
  • Содержательная и организационная специфика образовательной   экскурсии …………………………………………………………………….…  32
  • Организация и проведение образовательной экскурсии………………..................................................................................…  37
  • Заключение…………………………………………………………...….  46
  • Список использованной литературы…………………………………  49
  • Введение
  • Туризм является продуктом длительного хронологического развития и в настоящем тысячелетии прочно завоевывает свои позиции. Первые туристские организации, занявшиеся осуществлением экскурсий, поездок и путешествий, появились в Европе в середине 19 века. Практически через тысячелетие, в период формирования мирового хозяйства и международного рынка, роста международной торговли и появления новых средств транспорта начинает активно формироваться и рынок туристских услуг.
  •      Массовый характер и высокие темпы роста туризма способствовали созданию индустрии, занятой привлечением, размещением и обслуживанием туристов. Экскурсия (от латинского слова excursio – поездка) прочно занимает место в ней, экскурсия завоевывает неотъемлемую часть рынка туристских услуг с каждым годом [1].
  •      Постепенная сегментация туристических услуг приводит к формированию рынка экскурсионных услуг.
  • Современный туристский рынок требует новейшего подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою индивидуальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.
  •      Для потребителей туристских услуг экскурсия, предоставляющая в основном познавательную роль, становится также необходима, как, к примеру, сам процесс рекреации в ходе любого туристского путешествия (поездки, походы, путешествия и прочее). В тоже время для экскурсионных фирм, компаний, организаций и отдельных предпринимателей, оказывающих экскурсионные услуги – это сфера не только приложения капитала с последующим получением прибыли, но и направление деятельности по удовлетворению потребностей покупателей этого, своего рода, специфического товара, каким является экскурсия.
  •     
  •      В настоящее время ощущается острая потребность в нетрадиционном подходе к решению вопросов экскурсионного дела с позиций рыночной экономики, тенденций максимального удовлетворения потребностей потребителей. Необходимость обновления, с учетом накопленного десятилетиями богатого опыта экскурсионной деятельности, также систематизации подходов к экскурсионному делу, очевидна.
  •      Частично нерешённым остаётся вопрос о сущности и границах подбора и использования методик, целью которых является проведение экскурсий в отдельных сферах, таких, как образовательный сервис. Этим во многом и определяется актуальность настоящего исследования.
  •      Появление подобных исследований, раскрывающих практическую значимость использования знаний о роли и месте проведения экскурсий в образовательной сфере, сегодня особенно важно в связи с появлением, в том числе и благодаря современным достижениям науки, нового представления о её возможностях и уровне эффективности для пользы потребительского рынка [7].
  • В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методам подготовки экскурсий и технике  проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время недостаточно внимания уделялось экскурсионной теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых - экскурсионистов. В числе назревших проблем, многие авторы называют разработку экскурсионной пропаганды, психолого-педагогических основ, терминологии экскурсионного дела, методов и приемов подготовки и проведения экскурсий, критериев оценки качества экскурсий.
  •     
  •      Проблема данного исследования сводится к наличию противоречия между доказанной высокой эффективностью экскурсионной деятельности в решении проблем выбора методик и проведения экскурсии и отсутствием широкого практического опыта использования возможностей в образовательной сфере.
  • Объектом данного исследования является экскурсия.
  • Предметом исследования выступают методы донесения до экскурсантов сути экскурсии.
  • Цель курсовой работы заключается в исследовании экскурсии, как средства деятельности по оказанию туристских услуг клиентам.
  • Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
    • Рассмотреть понятие и сущность экскурсии;
    • Исследовать признаки и функции экскурсии;
    • Проанализировать методы познания в экскурсии;
    • Ознакомиться с содержательной и организационной спецификой образовательной экскурсии;
  • 5.Провести исследование, направленное на изучение особенностей организации и проведения образовательной экскурсии.
  • Структура работы.
  •     Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении определена актуальность темы, объект и предмет исследования, цель, задачи и структура работы.
  • Первая глава посвящена теоретическим и методологическим аспектам экскурсии, как вида в системе образовательного сервиса, т.е. рассмотрены понятие и сущность экскурсии, исследован признаки и функции экскурсии, выявлены феномены методики познания в экскурсии.
  • Вторая глава посвящена практическим аспектам специфике содержания и организации образовательной, т.е. определена роль и значение экскурсии, а также проведено исследование, направленное на изучение особенностей  организации проведения образовательной экскурсии.
  • Общий объем курсовой работы составил 50 страниц.
  • Наименование и расположение глав обусловлены логикой и результатом исследования.
  • Глава 1.Экскурсия
  • 1.1 Понятие и сущность экскурсии
  •          Экскурсия – это целенаправленный, наглядный процесс познания окружающей среды. Этот процесс происходит с использованием заранее отобранных объектов, находящихся обязательно в естественных условиях, и проходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода; согласно заранее определенной тематике.
  • Понятие «экскурсия» произошло от латинского слова excursio – поездка. В это понятие в разные времена вкладывались различные формы содержания.
  •        Современное толкование понятия «экскурсия» можно найти в работах Ф.Л. Курлат и Ю.Е. Соколовского:
  •       «Экскурсия можно определить как совместную деятельность экскурсовода и экскурсантов, направленную на изучение в процессе продвижения по определенному маршруту памятников природы, истории и культуры, наблюдаемых в естественных условиях или хранилищах коллекций, и имеющее целью воспитание» [11,12].
  •        Наиболее полное определение понятия «экскурсия» дал классик экскурсоведения Борис Васильевич Емельянов:
  •        «Экскурсия представляет собой целенаправленный процесс познания окружающего человека мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лаборатории, НИИ, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя – экскурсовода и подчинен  задаче раскрытия четко определенной темы».
  •       В настоящее время имеются различные  определения экскурсий, и все они являются правильными.
  1. Экскурсия – это целенаправленный, заранее запрограммированный комплекс познания, и представляет собой наглядный процесс понимания окружающей среды.
  1. Экскурсия – та золотая середина, где экскурсоводам удается достигнуть устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них  в событиях с ними связанных.
  2. Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, исторических памятников и культуры в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ специалиста о событиях, связанных с определенным объектом.
  3. Слово «экскурсия» происходит от латинского слова «экскурсии» - поездка. В XIX веке в России это слово первоначально означало «выбегать, военный набег», а позже «вылазка, поездка». Со временем произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс+ия) [13].
  4.    Как познавательный процесс окружающего мира, его свойств, предметов и отношений с ними, экскурсия опирается на две формы познания: чувственное и логическое (мышления).
  5.     Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:
  6.  
  7. Рис 1.1. Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии.
  8.        Элементы чувственного мышления являются:
  • Ощущения, которые фиксируются органами чувств человека;
  • Восприятие, через совокупность ощущений отражает в сознании человека образ целостного процесса предмета (т.е. отображения);
  • Представление, которое формирует чувственно-наглядный образ объекта, хранящийся в сознании и воспроизводится без прямого влияния (действия) самого объекта.
  •        В процессе логического познания (мышления) человек анализирует, сравнивает и синтезирует чувства с полученной информацией. Результатом мышления является образование понятий [18].
  •        Рассматривая понятие «сущность экскурсии», нужно  иметь ввиду обусловленность экскурсионного процесса требованиям объективности.
  •       Каждая экскурсия представляет собой процесс деятельности, который обусловлен конкретными закономерностями (тематичностью, целеустремленностью, наглядностью, эмоциональностью, активностью и тд.)
  •       Задачей экскурсовода в экскурсионном процессе является помощь экскурсантам:
  • Увидеть объекты, на основе которых раскрытие темы;
  • Услышать о таких объектах необходимую информацию;
  • Ощутить величие ситуации, события, связанные с объектом;
  • Овладеть навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов.
  •       В решении последнего пункта огромную роль играет способность экскурсовода сформировать у экскурсантов умение видеть.
  •       Умение видеть, как эстетическое восприятие, заключается в навыках восприимчивости  архитектурных сооружений, красок, разнообразных линий, определенного освещения, состояния воздуха, угла зрения и тд.
  •   Умение видеть, как историческое восприятие, подразумевает ряд навыков:
  • Найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко - культурного характера;
  • Выявить историческое наслоение в экскурсионном объекте;
  • Определить исторические факты, отражающие музейно – исторические памятники и монументальные.
  •  
  •        Одной из задач экскурсии является формирование у экскурсантов особенного  отношения к теме экскурсии, деятельности исторических личностей, событий, фактов, к материалу экскурсий в целом. Отношение экскурсанта к экскурсии реализуется через определенную точку зрения на исторический период, которому  и посвящена экскурсия; понимания конкретной ситуации, которая соответствует состоянию художника, писателя, скульптора, в то время, когда он создавал свое произведение. Во время экскурсии экскурсант делает оценку всему увиденному, составляет свое представление о событиях, явлениях. Именно из этого формируется оценка экскурсии.
  •      Значительную  роль в этом процессе играет материал экскурсии, а также подача его экскурсоводом. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода как основу для понимания материала и отношение к предмету рассказа и показа. Именно поэтому, проблема понимания выступает ключевой в экскурсионном процессе, а экскурсия может быть определена как методически продуманный показ памятных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед  экскурсантами, а также умелый рассказ экскурсовода о событиях,  которые с ними связаны. Между тем, это – не единственное определение экскурсии.
  •       Подходы к формулированию понятия экскурсии отличались в зависимости от того, как функционировали экскурсии в разный период времени в истории. Фактически, различные определения не противоположны, всего лишь расходящиеся в отдельных аспектах задачи, цели и формы проведения экскурсии в зависимости от характерных особенностей общественного развития определенного хронологического периода. Сначала экскурсия была только прогулкой, которая преследовала практические цели, например, поиск целебных растений. Со временем перед экскурсией предстали научные задачи, такие как поиск экспонатов для краеведческого музея. Поиск новейших форм самообразования выдвинул перед экскурсиями общеобразовательные цели. Попытки улучшать воспитательную работу, сделать ее более эффективной, сделали  экскурсию в один из видов культурно – просветительской работы.
  • Развитие туристической индустрии ввел определенные коррективы в понимание экскурсионной деятельности как одной из составляющих туров, реализуемых на туристическом рынке.
  •      Отдельно выделяется подход, согласно которому экскурсия предстает как произведение определенного автора или группы авторов и строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению. Согласно такому подходу экскурсия имеет  сюжет, которому подчиняется весь экскурсионный материал.
  •     Композиция – построение, соединение, составление отдельных частей в единую целую картину происходящего. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».
  •     Сюжет – событие или несколько событий, связанных между собой.
  •     Экскурсия – это наглядный процесс познания индивидом окружающего мира. Этот процесс происходит на заранее отобранных объектах, находящихся в естественных условиях или в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.
  •     Представление объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчиняется задачей раскрытия определенной теме. Экскурсовод предоставляет экскурсионной аудитории виденье объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с предъявляемым объектом. Своими объяснениями экскурсовод подводит экскурсанта к необходимым оценкам и выводам, приобретая тем самым нужную эффективность реализации соответствующих функций экскурсии [3,15].
  • Выводы
  •      Рассуждения о сущности экскурсии представляются малым стажем существования.  На всем протяжении развития экскурсионного дела практики-экскурсионисты и ученые, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании индивида, много писали о содержании, эффективности, целях и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что в общем видении они находились на истинном пути.  
        Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, дополнять новыми, развивать умение к подходу  явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания чувствственно.  
        В то время как одни направляют экскурсию, прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни человечества.
  • 1.2.Признаки и функции экскурсий
  •     Экскурсия, как другие формы культурно-просветительской   работы   (лекция, тематический вечер, читательская конференция др.) имеет свои особенности в организации  и в методике  проведения. Ее  признаки свидетельствуют как о сходстве  с  другими  формами   культурно - просветительской  работы,  так  и преподносят  коренное отличие от них: 
  • 1. Продолжительность проведения от академического часа (45 минут) до одних суток. 
    2. Наличие экскурсантов. 
    3. Наличие квалифицированного руководителя-специалиста (экскурсовода); 
    4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения. 
    5. Перемещение по заранее утвержденному маршруту. 
    6. Целеустремленность показа объектов, наличие конкретной темы. 
    7. Активное участие экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).
  •     
  •      Кроме таких общих для всех экскурсий, признаков существуют специфические черты, присущие конкретным видам экскурсий. Так, например, во время автобусных экскурсий обязательно должен быть выход из автобуса для осмотра памятников; в процессе музейных экскурсий осуществляется ознакомление с материалами, которые размещены на стендах; производственные экскурсии позволяют продемонстрировать действие объектов (агрегатов, механизмов, оборудования и т.п.). 
         Понимание и соблюдение признаков экскурсии играет важную роль в правильной трактовке сущности экскурсии, обеспечивает действительно качественное экскурсионное обслуживание. Меры, лишенные соответствия  необходимого качества, приводят к бессистемному осмотру памятных мест, памятников истории и культуры. Это является результатом несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии и негативно сказывается на впечатление, остающееся у экскурсионной аудитории после экскурсии. 
          Поверхностный осмотр объектов с гидом и экскурсия - это разные понятия. Критерием их различия является не только соблюдение соответствующих признаков, но и выполнение конкретных функций. 
        
  •      Экскурсии   призваны   реализовать   познавательную  функцию рекреации, удовлетворять  эстетические, духовные, информационные потребности   человека:   расширение  определенного кругозора,  организация досуга, отдых, общение. Основными функциями экскурсии являются: 
  • Научная пропаганда; 
  • Информация; 
  • Организация досуга; 
  • Формирование интересов; 
  • Расширение мировоззрения; 
  • Культурный досуг.
  • Таблица 1.1.
  • № п/п
  • Цели
  • Задачи
  • Формы проведения
  • 1
  • Отдых
  • Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов
  • Прогулка
  • 2
  • Учебная
  • Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)
  • Урок вне классного помещения
  • 3
  • Научная
  • Выявление экспонатов для краеведческого музея
  • Экспедиция
  • 4
  • Общеобразовательная
  • Расширение общего культурного кругозора
  • Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии
  • 5
  • Культурно-просветительная
  • Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям
  • Обзорная многоплановая экскурсия
  • 6
  • Культурно-воспитательная
  • Усвоение знаний в сочетании с воспитанием
  • Тематическая экскурсия

  •      
  •        Рассмотрим функцию научной пропаганды. Экскурсии способствуют распространению к  политическим, философским, научным, художественным и иным взглядам, идеям и теориям. Именно это определяет содержательное наполнение пропаганды, которая в советские времена, к сожалению, трактовалась довольно узко. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность и соблюдать совокупности принципов пропаганды: научности, ценности, связь с практикой (жизнью), убедительности и доходчивостью, которые рассматриваются и реализуются во взаимной связи друг с другом.
  •    
  •       Принцип научности определяет научный характер экскурсии как формы образования и воспитания. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний – реализовывается содержанием экскурсии, излагается в соответствии со сведениями определенной отрасли современной науки. Только при условии, что события, факты, теоретические положения даются в научной трактовке, освещаются с учетом достижений тех наук, к которым они имеют отношение, экскурсия способна формировать адекватное к современности мировоззрение. Итак, факты и события должны получить объективную научную оценку и только тогда их следует сообщать экскурсантам [2].
  •    
  •      Широкая трактовка принципа идейности определяется тем, что под идеей понимают четкий план действий для достижения установленной цели. Идейность, таким образом, понимается как сознательное соблюдение определенной системе идей, а принципы идейности - как объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и уверенность экскурсовода, сообщает информацию экскурсантам. В рассказе экскурсовода, в анализе объектов находится не только эрудиция экскурсовода, но и тенденциозность, которая является объективным проявлением его активной жизненной позиции. Однако, последовательно проявляя свою идейную  уверенность  экскурсовод  должен  строить  свой рассказ на событиях и фактах, получивших научную оценку. 
  •     Связь теории с практикой. Материал экскурсий должен быть соотнесен с жизнью, действительностью, практикой хозяйственной и культурной деятельности; с  изменениями, которые происходят в обществе.  Изложение фактического материала должен сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, лежащих в основе исторических и других процессов. 
         Между тем, эффективность экскурсии и выполнение вышеуказанных принципов возможны только при условии соответствия формы и содержания подачи материала уровню подготовки экскурсионной аудитории, ее общеобразовательному уровню, жизненному опыту,  следовательно, понятности и доходчивости. При этом отбор наиболее важных фактов, раскрывающих тему, использование доступных и ярких сравнений, умелый подбор доказательств, ссылки на авторитетные источники, демонстрация фотографий, воспоминания участников и очевидцев событий, копий подлинных документов, карт, схем обеспечивают убедительность в выполнении функции научной пропаганды во время экскурсии.
  •    
  •       Рассмотрим функцию информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит конкретную информацию связанную с определенной областью знаний: о достижениях медицины, биологии и других наук; об открытии археологов; изобретения и достижения в хозяйственном строительстве и культурной жизни и т.д. От таких важных источников информации, как газеты, радио, телевидение, Интернет, лекция, экскурсию отличает более высокая степень осязаемости и наглядности.
  •      Большая часть информации во время экскурсии подтверждается показом объектов. Кроме того, экскурсанты имеют чрезвычайно уникальную возможность прочувствовать атмосферу вокруг определенного объекта, свою причастность к явлениям, которые вдохновляли художников и прекрасных видов, обогащающих эмоциональное ощущение; прекрасная функция организации культурного досуга. Нерабочее время суток, недели, месяца, года, человек тратит по собственному желанию и  усмотрению. Понятно, что кроме неотложных занятий, посвященных физиологическим потребностям, ухода за собой, быта и т.д., это время отдается и активной творческой деятельности, общественной деятельности, хобби,  общению с друзьями, самообразованию.
  •    
  •      Экскурсии, которые являются важной составляющей отпускной, рекреационной деятельности, не только удовлетворяют, но и формируют у человека духовные потребности. Ведь экскурсия - это не просто прогулка по городу, а отдых, который требует тоже  умственного труда. Системность знаний, сообщаемых во время экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешествия» и в пространстве и во времени, возможность выбора в соответствии с собственными интересами - все это обуславливает у личности культурное развитие. Именно поэтому, экскурсию относят к группе занятий, которая определяется термином «обучение и самообразование». Особенно роль экскурсии в организации досуга растет там, где музеи, экскурсионные учреждения, предлагают возможность окунуться не только в эпизодические мероприятия, а в циклы экскурсий, имеющих целью сформировать систему знаний с достаточно широкой тематикой [5].
  •        Получая знания по литературе, истории, искусству, архитектуре, экономике, общаясь с природным и культурным достоянием человечества, а также между собой, экскурсанты расширяют свой кругозор. Довольно часто экскурсии конкретизируют у экскурсантов знания, позволяют им увидеть и почувствовать то, о чем они знали из литературы, школьных программ, лекций. Как тематически встроенные и методично оправданы части к экскурсии могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных, выступления участников и очевидцев событий,  хроникально-документальных фильмов; встречи с руководителями предприятий; учеными, художниками; прослушивания музыкальных произведений; выступления общественных деятелей в звукозаписи и т.д. . Таким образом, формируется широкий спектр возможностей не только сообщить экскурсионной аудитории определенные сведения, но и вызвать интерес людей к определенной области знаний. Для многих экскурсия может стать первым шагом на пути саморазвития и образования.
  •   
  •       Кроме того, что экскурсия предоставляет возможность в получении значительных объемов информации, формирует различные средства мыслительной деятельности, экскурсия выступает специфической формой общения (коммуникаций). Находясь на экскурсии, экскурсант:  знакомится с другими людьми, за счет подражания и заимствования, сопереживания и идентификации, усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе Условно-информационного общения во время экскурсии достигается эмоциональное взаимопонимание между участниками группы, формируется общность чувств, взглядов, мнений, настроений, сопереживаний.
  •       Реализуя познавательную функцию рекреации, экскурсия является также важным средством патриотического воспитания, изучения истории страны или местности, героического прошлого народа страны, традиций, развития культуры и искусства государства. Как эффективная форма обучения, они активно используются в педагогическом процессе, способствуя использованию максимальной умственной активности и самостоятельной познавательной деятельности экскурсантов, обучая экскурсантов навыками самостоятельного наблюдения и анализа визуальной информации [10].
  •     
  •    
  • Выводы.
  •     Таким образом, в контексте общественного развития экскурсии выполняют коммуникативные, рекреационные, образовательные и воспитательные функции.
  •      Каждая конкретная экскурсия предполагает  одновременно несколько функций. Если экскурсия  проводится для детей и молодежи - приоритетную роль играет функция для образования и воспитания, расширения кругозора; для подростков, которые ориентированы на выбор профессии - функция формирования интересов, для иностранных туристов - функция информации и т.п. Кроме того, значение отдельных функций, их совокупного влияния на экскурсионную аудиторию меняется и в зависимости от классификационной категории соответствующей экскурсии.
  • 1.3. Методы познания в экскурсиях
  •     
  •      Демонстрация объекта в экскурсии должна быть построена так, чтобы постепенно раскрывались его особенности. Порядок наблюдения, его последовательность могут носить дедуктивный или индуктивный  характер. Такие методы познания имеют  значение для методики, например, как анализ и синтез. Однако присутствует существенное различие в  применении методик. Если анализ и синтез активно используются в той части экскурсии, которая получила условное название "показ", то индукция и дедукция находят место в рассказе.
  •      Индукция - способ рассуждения (логический метод), основанный на умозаключении от частных, единичных случаев; от разрозненных фактов к общему выводу и обобщениям.
  •       Дедукция - способ  рассуждения,  логическое  умозаключение  от  более общего к менее общему, частному; от общих суждений, положений к отдельным  фактам, выведению  следствия из  посылок.
  •      Оба способа рассуждения  не  существуют  изолированно, они  взаимосвязаны и дополняют друг друга.
  •                                                                                                                  Схема 2. 
     
       
  •       Экскурсия представляет собой информационный процесс - передачу систематизированной информации экскурсионной аудитории.  В  этом  процессе  имеет место  прямая  и  обратная связь: экскурсовод показывает и поясняет - прямая связь;  экскурсанты  воспринимают  информацию  и  выражают  свое отношение к ней (в форме реакции) - обратная связь. Реакцию экскурсовода на реакцию  экскурсантов  можно  рассматривать  как  коррекцию  прямой связи,  которая  ведет  к  последующим  изменениям  содержания  и  формы рассказа; а также методики показа объектов. 
        Важную роль в процессе познания играет память, необходимый  канал восприятия.
  •     Виды памяти: произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная, кратковременная и долговременная. 
     
        Особые виды памяти: двигательная (т.е. моторная), эмоциональная, образная и словесно-логическая. 
     
        Типом образной памяти являются: слуховая, осязательная, зрительная, обонятельная и вкусовая. Восприятие материала на экскурсии представлены в основном со зрительной (показ), слуховой (рассказ) памятью и построено на осмысленном запоминании материала. Успешному запоминанию способствует установка на запоминание, которую дает экскурсовод. Раскрывая тему, экскурсовод должен  иметь  в  виду индивидуальные  особенности памяти экскурсантов. Наибольшей эффективностью в запоминании экскурсионного  материала  добиваются люди, имеющие развитую зрительно-слуховую  память.  Воспроизводя  материал,  экскурсовод  опирается на зрительную память экскурсантов, используя прежде всего долговременную образную память и информацию, которая в ней хранится. Он учитывает различия, характеризующие разные группы экскурсантов. 
     
        Люди с развитым интеллектом (т.е. мыслительными способностями) лучше усваивают информацию. Люди с неразвитым интеллектом, обладая слабую память, нуждаются в "разжевывании" материала  - в подробных разъяснениях, повторении, обширном комментировании наблюдаемого. 
     
        Для экскурсовода важную роль играет воспринятая экскурсантом информация, которая должна объединиться  и  систематизироваться.  Тогда  она  будет  сохранена  в памяти и может быть воспроизведена через определенное время по памяти.  Успех  этих  процессов зависит  от  того,  насколько  осмыслен  материал,  от степени его значимости, установок, которые дает экскурсовод аудитории. 
     
        Внимание на экскурсии - это сосредоточенность мыслей, зрения и слуха индивида  на каком-либо объекте. Успех экскурсии зависит от таких свойств внимания как: устойчивость, активность, направленность, широта, интенсивность. 
     
        Большое  значение   вниманию   придавал К. Д. Ушинский. Он называл внимание  единственной   дверью,  через  которую  впечатления  внешнего мира   приходят  в   душу  человека. Но  для  того,  чтобы  внимание  человека  было  направлено  на  определенные  объекты,  необходимо   его  организовать и управлять им умело. 
     
        Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
  •     Непроизвольное (непреднамеренное) внимание характеризуется пассивностью,  объект   при  этом   заранее  не  подбирается  и  осматривается без какой-либо цели.  Это  не  требует  волевых  усилий человека. Такой  вид  внимания  не применяется в экскурсии. 
     
       Произвольное  (сознательное,  преднамеренное)  внимание  характеризуется активностью, постоянно требует волевых усилий человека, направляется и удерживается с помощью задачи быть особенно внимательным. В экскурсии этот вид внимания активизируется правильным выбором объектов и  построенным рассказом. Произвольное внимание предполагает заинтересованность  экскурсантов.  Поэтому  важно в самом начале экскурсии вызвать интерес к предмету показа и рассказа до показа объектов. 
     
        Послепроизвольное  внимание  характерно тем, что увлекает, захватывает и не требует от экскурсанта  волевых усилий. На основе возникшего интереса к объектам показа и рассказа развивается активная мыслительная деятельность экскурсионной аудитории [4,8]. 
     
         Для экскурсии характерны два вида внимания - произвольное и послепроизвольное. Устойчивость произвольного внимания обеспечивается новизной, необыкновенностью самого объекта, неожиданностью полученной устной информации, контрастностью (например: памятника архитектуры с другими зданиями, расположенными рядом). Внимание, его направленность и устойчивость на экскурсии во многом зависят и от таких качеств людей, как добросовестность, трудолюбие, терпение, желание пополнять свои знания дополнительной информацией. 
     
        Не менее важно в экскурсии иметь в виду пределы объема внимания.  
     
        Важно при показе объектов опираться на такую особенность сознания, как распределенность внимания - способность экскурсанта при одновременном наблюдении нескольких объектов, находящихся в поле его зрения, распределять свое внимание между этими объектами и правильно дозировать его в целях лучшего усвоения экскурсионного материала. 
        Существует еще одна особенность сознания - переключение внимания - способность переносить его с одного наблюдаемого объекта на другой объект. Для  экскурсии - это перемещение внимания экскурсантов с показа на рассказ, смена видов деятельности (например, наблюдения и изучения объектов). 
     
        Экскурсовод должен учитывать такое качество внимания, как  легкую отвлекаемость. Это важно при проведении экскурсий по оживленным городским улицам, где внимание участников экскурсии  постоянно отвлекают посторонние предметы, не являющиеся объектами показа (транспорт, прохожие, неожиданное появление пожарной или полицейской машины). Обычно отвлекаемость возникает при малой интенсивности внимания. Усиливается рассеянность на экскурсии под влиянием и таких факторов, как разговоры других экскурсантов, внешние шумы. Некоторые экскурсанты легко переключают внимание с объекта на объект ("порхающее" внимание). 
     
        Успех экскурсии зависит от степени концентрации внимания аудитории. Сосредоточенность   внимания   даже   у одной  аудиторной  группы различна - одни, увлеченные темой, заинтересованные объектами и рассказом   экскурсовода,   не   обращают   внимание   на   окружающее, других это отвлекает, мешает им сосредоточиться. 
     
        Экскурсоводу необходимо  учитывать усталость людей, если они приходят на экскурсию после окончания рабочего дня. У таких экскурсантов появляется рассеянность, с трудом удается добиться интенсивности их внимания на экскурсии. 
     
        Экскурсионная  методика  предполагает,  чтобы  интерес  к  экскурсии,  ее  теме и содержанию формировался  заранее  перед  началом  экскурсии  и  во вступительном слове экскурсовода. 
     
        Внимание экскурсантов зависит от ряда обстоятельств: подготовленности аудитории, интереса к теме, мастерства показа, формы рассказа и др. Содержательность, логичность, интересная форма подачи материала гидом, способствуют сохранению внимания к предмету наблюдения и излагаемому материалу. 
        Деятельность экскурсовода зачастую связана с проблемой внимания. Важную роль играет докоммуникативная фаза, когда гид готовится в проведению экскурсии, изучает объекты, составляет индивидуальный текст, работает над методическими приемами и выразительными средствами речи, и коммуникативная, когда  работает с экскурсионной группой на маршруте. Коммуникативную фазу характеризует решение таких задач, как установление контактов с экскурсионной аудиторией, создание интереса к материалу и поддержание его на протяжении всей экскурсии, организация внимания и направление психической деятельности экскурсантов [6]. 
     
        В экскурсиях сочетаются три вида психических процессов: познавательный - ощущение, представление, мышление, воображение; эмоциональный - переживания; волевой - усилия для сохранения внимания, работы памяти индивида. 
     
        Задача экскурсовода - пробудить интерес у слушателей к теме и основным вопросам проводимой экскурсии. Делается это с помощью психологической установки на восприятие сказанного. 
     
        Важное место в формировании интереса к теме занимает вступление, которое вводит экскурсантов в содержание экскурсии. Устойчивость внимания экскурсантов во многом зависит от того, с какого объекта начинается экскурсия и чем маршрут будет завершен. 
     
        "Исходный пункт должен дать завязку  экскурсионного  маршрута, и притом так, чтобы в дальнейшем   развитии экскурсии постепенно получалось более полное выявление экскурсионного сюжета; конечный пункт  должен  намечаться  так, чтобы в нем можно было закруглить и обобщить экскурсионный материал  всего  маршрута  и  таким  образом подвести итог всей экскурсии". 
     
        Необходимо чтобы наиболее ярким было впечатление, которое производит на экскурсанта первый объект. Неожиданность, новизна зрительного материала вызывают интерес, неожиданные эмоции. Этому способствует рассказ экскурсовода, особенно в начале. В результате в экскурсионной группе создается определенный психологический настрой, который определяет отношение к экскурсоводу и воспроизводимой  им информации. И поэтому показ и рассказ необходимо организовать так, чтобы до конца экскурсии сохранить у экскурсантов приподнятое настроение, особый микроклимат в группе. 
     
        Экскурсовод, учитывая необходимые требования психологии, управляет вниманием экскурсантов. С этой целью он использует ряд методических приемов показа и рассказа. Например, пауза в речи экскурсовода заставляет экскурсантов быть внимательнее (в группе замолкают разговоры, взгляды устремляются на экскурсовода). В тех случаях, когда внимание к рассказу экскурсовода ослабевает, он переключает внимательность слушателей на объект, включает "зрительный ряд". Когда же памятник перестает привлекать внимание, экскурсовод   приводит   интересный   пример, рассказывая о примечательном событии. Такая перестройка требует большого опыта, и своего собственного и почерпнутого от других экскурсоводов. 
     
        Знание  законов  психологии  позволяет  экскурсоводу   владеть   вниманием  группы    на  протяжении всей экскурсии, учитывать особенности восприятия материала экскурсантами, эффективно воздействуя при этом на сознание и чувства участников мероприятия. 
     
        Психология  требует  учитывать  возрастные  особенности  экскурсионной группы. Наиболее   низкий   уровень   внимания   наблюдается   в   возрасте   от   18 до 21 года, средний – 22 - 25 лет,   в  группе,   где экскурсантам   26   лет   и выше, уровень внимания возрастает на много. 
     
        Внимание экскурсантов связано также с отношением экскурсовода к группе, к каждому экскурсанту, с его умением удерживать в поле  внимания тему и предмет изложения материала, соблюдать логику изложения,  его композицию, учитывать реакцию экскурсантов. Экскурсовод должен разбираться в таких психологических состояниях личности, как активность, удовлетворенность, бодрость, работоспособность, усталость, подавленность, заинтересованность и др. Не менее важно иметь представление о типах темперамента (меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик,). Все вышеперечисленное дает возможность экскурсоводу правильнее строить работу с экскурсантами.
  •     Важную роль в экскурсионном процессе играет воображение - способность экскурсантов мысленно представлять, например, о чем идет речь в рассказе экскурсовода. Многое при этом зависит от способности экскурсовода создавать  мыслительные   образы у аудитории.   В   психологии воображение   рассматривается    как   "психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической   форме  -  объективно  или  субъективно  нового (в виде образов,   представлений или идей), созданного на основе образов восприятия памяти, а также знаний, приобретенных в ходе речевого общения между людьми. 
     
        В экскурсионной практике воображение рассматривается как процесс создания представлений и мысленных ситуаций. Воображение позволяет экскурсантам комбинировать свои впечатления при наблюдении объектов, получая новые представления, отражать в своем сознании отношение к действительности. 
     
        Одно из требований к экскурсоводу - обладание развитым воображением и умение образно мыслить и излагать материал. Рассказывая об отсутствующем памятнике, расположенном   в   другом городе или утраченном в годы войны, экскурсовод   должен описывать   его так, чтобы экскурсанты представляли данный объект. Так происходит потому, что экскурсовод на основе личных наблюдений этого объекта, знакомства с фотографиями и его реконструкцией   заблаговременно   создает   в своем сознании внешний облик объекта и в нужный момент воспроизводит его для аудитории. 
     
        Богатство воображения экскурсовода зависит от его умений наблюдать, воспринимать и сохранять в своей памяти образы предметов и явлений, которые в дальнейшем перерабатываются его сознанием. 
     
        Восприятие рассказа (особенно показа) на экскурсии в зачастую основано на воображении экскурсантов. Развитое воображение позволяет им образно представить то, о чем рассказывает экскурсовод.      Слушая экскурсовода,   который   описывает внешний вид людей, их действия, экскурсанты представляют перед собой действующих лиц. Основой воображения  у  экскурсовода и экскурсантов являются приобретенные до экскурсии знания,  впечатления. Они  действуют   исходным   материалом  для  создания четких   мыслительных    образов.   Важно,   чтобы   образы, которые  в   ходе подготовки к экскурсии рисует   воображение  экскурсовода, были реальны, точны, исторически достоверны. В дальнейшем, проводя экскурсию, гид   воспроизводит   эти   картины   так   ярко   и   убедительно, что   они   зримо   возникают   перед   мысленным   взором   экскурсантов   и в таком виде запечатлеваются в их памяти. 
     
         Виды   воображения.   Подобно   вниманию,   воображение   человека бывает   произвольным и непроизвольным, воссоздающим (т.е. воспроизводящим)  творчески, активным и пассивным. 
     
        Воспроизводящее воображение основано на словесном описании предмета (т.е. рассказ), условном изображении предмета (чертеж, схема, карта), на демонстрации копии предмета (муляж, модель, реконструкция). Этот вид воображения характерен для экскурсий, где ставится задача в помощи экскурсантам мысленно увидеть все словесно описанное, воссоздать внешний вид объекта, не находящегося перед ними в виде подлинника.
  •      Эмоции на экскурсии.  Большое  значение  для  успеха  экскурсии,  усвоения и запоминания экскурсионного материала имеет эмоциональная сторона аудитории. Психология, рассматривающая психические процессы и состояния личности, важную роль уделяет чувствам и эмоциям. 
     
        Активные эмоции у аудитории вызывает зрительный ряд - здания, сооружения, исторические места, связанные со знаменательными событиями, так же мемориальные доски, экспонаты в музеях. В меньшей степени эмоциональность экскурсантов является следствием собственных эмоций экскурсовода. Важное значение для процесса понимания и усвоения экскурсионного материала имеет сопереживание - уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности.    Таким образом,  при наблюдении экскурсионных объектов под руководством экскурсовода   возникает   сопереживание,   которое представляет нечто общее в возникающих у экскурсантов эмоциях.
  •     Одна  из задач экскурсовода - развить у экскурсантов способность к воспроизведению в своем воображении тех предметов, образов, явлений, которым посвящен рассказ по данной теме. 
     
        Для экскурсовода важно обладать комплексом знаний,  умений, навыков чтобы донести до аудитории творческий замысел авторов - создателей конкретных объектов. Эмоции экскурсантов, их уровень (удовлетворение, восхищение, переживание и др.) зависят от того, насколько они впечатлены полученной информацией. При этом имеет значение  насколько правильно и четко выражено отношение экскурсовода к объекту показа и содержанию рассказа. Показ и рассказ создают впечатление, вызывают определенные чувства экскурсантов (восторг, гордость, гнев, восхищение и др.). Бывает  что экскурсовод ведет экскурсию эмоционально, увлеченно, но это не вызывает ожидаемых эмоций у экскурсантов, они остаются равнодушными. Так происходит потому, что экскурсионный материал далек от  интересов аудитории, что они не подготовлены к его восприятию.
  • Выводы
  •    Знание экскурсионными работниками основ психологии помогает  правильно строить экскурсионный процесс, умело преподносить информацию по теме, учитывать запросы и интересы конкретной аудитории, замечать отношение экскурсантов к рассказу и показу, оперативно оценивать их реакцию (внимание, интерес, одобрение, неудовольствие, гнев и тд.).  
    Изучение психологии, знание ее базовых элементов при подготовке и проведении экскурсий поможет экскурсоводу полнее уяснить технологию действия психологических механизмов усвоения личностью знаний. Создание и использование условий превращения получаемых знаний, умений, навыков для убеждения - основа экскурсионного процесса. Выполнение требований психологии экскурсовод опирается на профессиональное использование методических приемов ведения экскурсий, выбранных с учетом тематики и особенностей состава группы экскурсантов. При оценке эффективности экскурсий необходимо иметь в виду, что не только в целом потоке экскурсантов, но и в границах одной экскурсионной группы люди по-разному воспринимают преподносимый им материал.
  •   
  • Глава 2. Образовательная экскурсия
  • 2.1.Технология подготовки  образовательной   экскурсии
  • Создание новой образовательной экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива специалистов. Содержание экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на экскурсионную аудиторию. 
     
       Образовательная  экскурсия  -  это  результат  двух  важнейших  процессов: ее  подготовки  и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены.  Невозможно  обеспечить  высокое  качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. 
     
        В работе по подготовке к образовательной экскурсии можно выделить два основных направления: 
     
    1.  Разработка    темы    экскурсии    (новой    вообще   или    новой     только   для данного экскурсионного учреждения); 
  • 2. Подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению   новой   для   него,  но   уже   ранее   разработанной   и проводимой в данном учреждении экскурсии. 
     
        Подготовка экскурсии  поручается  творческой  группе. В  ее  состав включается от 3 до 7  человек, а в отдельных  случаях  и  больше,  в зависимости  от  сложной значимости  темы. В  большинстве это  работающие  в   учреждении  экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются  специалисты  различных  отраслей  -  научные  работники музеев, преподаватели вузов и средних школ, гимназий и т.д. 
  • Подготовка  образовательной  экскурсии проходит три основные ступени:  
     
    1. Предварительная работа  -  подбор материалов для  экскурсии, их изучение (т. е. процесс  накопления  знаний, умений  по  данной  теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет основываться экскурсия. 
  • 2. Непосредственная  разработка  образовательной   экскурсии  включает  в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных   методических  приемов  показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов. 
  • 3. Заключительная ступень - прием (т.е. защита) экскурсии на маршруте. Утверждение образовательной экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте [14]. 
     
        В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.  
     
       Вступление, как правило, состоит из двух частей:  
     
    1. Организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж аудитории с правилами безопасности в пути и поведения на маршруте); 
  • 2. Информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия, санитарных остановках и месте завершения экскурсии).  
       
  •     Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены общей темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для образовательной  экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.  
     
        Заключение,  как  и  вступление,  не связано с экскурсионными  объектами. Оно должно занимать по времени 5 - 7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания  экскурсии,  вывод  по  теме,  реализующий   цель  экскурсии.  Вторая  -  информация  о  других экскурсиях, которые могут расширить  и  углубить  данную  тему. Заключение  так  же  важно, как  и вступление, и основная часть. 
     
        Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной экскурсантам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией аудитории. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, иностранцев,  молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей экскурсии. Если образовательная экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же образовательная экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов, рельефов местности. 
     
        В  процессе  подготовки  образовательной  экскурсии  можно  выделить ряд основных этапов, которые  располагаются в определенном порядке. Рассмотрим  их  в  той последовательности,  которая сложилась и закрепилась в повседневной практике работы экскурсионного учреждения.  
     
       Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии" было введено в обиход в 1976 г. Тогда и было названо пятнадцать этапов: 
  • 1. Определение цели и задач экскурсии. 
    2. Выбор темы. 
    3. Отбор литературы и составление библиографии. 
    4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. 
    5. Отбор и изучение экскурсионных объектов. 
    6. Составление маршрута экскурсии. 
    7. Объезд или обход маршрута. 
    8. Подготовка контрольного текста экскурсии. 
    9. Комплектование "портфеля экскурсовода". 
    10. Определение методических приемов проведения экскурсии. 
    11. Определение техники ведения экскурсии. 
    12. Составление методической разработки. 
    13. Составление индивидуальных текстов. 
    14. Прием (сдача) экскурсии. 
    15. Утверждение экскурсии.
  • Выводы
  • Решающее значение в успехе разработки образовательной  экскурсионной темы имеют сами объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который   составляет зрительную основу в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода аудитории. 
       Необходимо отметить зависимость экскурсионного процесса в целом, его содержания, методики преподнесения материала (показа и рассказа) от объектов, их состояния, подъездных путей, удачных точек для наблюдения. Именно поэтому такую важную роль в данный момент играют связи экскурсионных учреждений с теми организациями, которые ведут работу по выявлению, охране и реставрации  памятников истории и культуры. Активное участие экскурсионных работников в деятельности этих организаций создает условия для дальнейшего развития экскурсионного дела в России.
  • 2.2. Организация и проведение образовательной экскурсии
  •  
  •    Эффективность любой образовательной экскурсии во многом зависит от организации и проведения экскурсии.  К ведению образовательной экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой,  правильная  расстановка экскурсантов у объекта, выход группы из автобуса, возвращение в автобус (или другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов, обеспечение группы экскурсантов едой, организация отдыха экскурсантов на ночь[14,19]. 
     
        Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с аудиторией. Экскурсовод обязан поздороваться с присутствующими; называет свою фамилию, имя, отчество; экскурсионное учреждение, которое представляет; знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением. 
        Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Возникает пауза, которая длится 10-20 секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с экскурсионной группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты  прикидывают,  на  что  способен  экскурсовод,  что интересного  им  расскажет,  а  экскурсовод  думает о том, как заинтересовать этих людей, как заинтересовать их внимание к экскурсионной теме. 
     
      При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить обязательно заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты, чаще разрабатывают тур совместными усилиями.  
     
       Сюжет  образовательной   экскурсии  должен  быть  заранее  известен экскурсанту. Экскурсант  должен  знать  тему  экскурсии заранее. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были  отделены  от  экскурсии  1-2 днями. Это  существенно   в  том отношении, что за этот промежуток  времени  произойдет  известная психологическая  установка  экскурсанта.  Он  успеет  вдуматься  и  вжиться, представить образно сюжет экскурсии [7,16].  
     
          У каждой темы разное вступление. Если состав группы различен (например, иностранцы,  местное население и приезжие экскурсанты, взрослые и дети, подростки и тд.), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт. 
     
         Выход  экскурсантов  из  автобуса. К выходу экскурсантов  нужно  заранее готовить. В  тех  случаях,  когда  это  не  делается,  значительная часть группы остается сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников  на  месте  их  расположения.  Тем  самым  экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом. 
     
         Количество  остановок  с  выходом  группы  рекомендуется  назвать во вступительном  слове,  пояснив  значение  таких  выходов,  заинтересовать экзотичностью, необычностью предоставляемых объектов. 
     
         На  остановках,  где  предусмотрен  выход  экскурсионной группы, экскурсовод  выходит  первым, показывая  пример  группе  и  определяя направление   движения аудитории к  объекту. В  тех  случаях,  когда  в  экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения  сувениров,  экскурсовод  сообщает  точное  время (час и минуты) отправления  автобуса. Необходимо  требовать  от  экскурсантов соблюдения регламента  проведения  экскурсии,  что  влияет  на  график движения  экскурсии по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам. 
     
         Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения  объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая рассматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали сооружения, местности,  здания, объекта природы. Эти особенности отражаются в графе "Организованные указания методической разработки". Каждый экскурсовод внимательно изучает эти указания и до выхода с группой на маршрут уточняет вопросы, связанные с расстановкой группы для наблюдения объектов. Следует также обязательно обеспечить   безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали. 
     
          Передвижение  экскурсантов  от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между  объектами  осуществляется  группой.  Место  экскурсовода - в центре группы, несколько  человек  идут впереди, несколько рядом, остальные - позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной  частью   и  теми, кто  идет  последними, не  должно превышать 5-8 метров.  Экскурсовод   должен   соблюдать, чтобы при передвижении группы  на  маршруте  не  нарушалась целостность. При растянутости группы  не  все  услышат рассказ  экскурсовода, его  пояснения  и логические переходы, которые излагаются в движении.  
        Темп  движения  группы  зависит  от  состава  группы (дети, молодежь, средний  возраст,  пожилые  люди), от рельефа местности,  например, подъем на холмы, неблагоустроенность  дороги, преодоление канав, опасных зон в работающих цехах и т.д. Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной экскурсии. Выходя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели.
  •   Подойдя  к  объекту,  он  начинает  свой  рассказ  не  сразу,  а  после того, как соберется вся группа. Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов даже  ходе их самостоятельной работы на маршруте. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь его, увидеть своеобразные черты архитектуры и тд. Экскурсанты взбираются на возвышенность, чтобы определить его высоту, поднимаются на колокольню, минарет, чтобы убедиться в необычном "шаге" ступеней крутой лестницы, спуститься в крепостной ров для определения его глубины и т. д. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить неповторимые особенности объектов, особенности событий, которым посвящена данная экскурсия. 
     
         Возвращение экскурсантов в автобус. При посадке группы в автобус экскурсовод стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в транспортное средство. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собралась вся аудитория данной экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения. 
     
       Необходимо избегать пересчитывания экскурсантов, уже занявших места в автобусе. Это вносит ненужную нервозность, порой вызывает комические ситуации, нарушая тем самым ход экскурсии. К возвращению экскурсантов в автобус нужно разложить еду (сухой паек) на места экскурсантов. Важный момент в образовательной экскурсии - если аудитория будит отвлекаться на киоски, меньше время остается для самой экскурсии.
  •  
        Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы по минутам. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы при объектах. Умение уложиться в отведенное время к экскурсоводу приходит не сразу, для этого требуется большая практика, в том числе проведения экскурсии с часами в руках, например  дома, у конкретного объекта. Нужно добиться соблюдения времени при проведении логического перехода, освещении отдельно взятой подтемы и основных вопросов. Из экскурсии убирается все лишнее, что влечет к перерасходу времени. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный экскурсантам завтрак, опоздание автобуса и др.  У экскурсовода остается один выход - сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенные моменты. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала в экскурсии[17].
  •    Ответы  на  вопросы  экскурсантов. В  экскурсионной  практике уже  сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на четыре группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсий по определенной теме. Первые 3 группы вопросов  связаны с методикой проведения экскурсий и лишь 4 группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий. Содержание их различно - иногда они связаны с объектами, иногда - с жизнью известных деятелей, даже с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. Главное правило работы с такими вопросами - не следует  прерывать  рассказ  и  давать  немедленный  ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это  рассеивает  внимание  и  отвлекает  аудиторию  от  восприятия содержания  раскрываемой  темы, так  как  не  всех  в группе  волнуют именно второстепенные  вопросы. Поэтому  экскурсоводу  следует отвечать  на  вопросы не  в  ходе экскурсии, только  по ее окончании. Содержание  ответов  не  должно носить  дискуссионный  характер, т. е.  вызывать у экскурсантов  желание поспорить, продолжить тему, затронутую в дополнительном вопросе. 
     
        Паузы в экскурсии
    . Экскурсовод  не  должен  говорить непрерывно. Между  отдельными  частями  рассказа, рассказом  и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, обязательно должны быть небольшие перерывы.  
        Паузы имеют следующие задачи:  
     
    1. Смысловая, когда время перерывов используется экскурсионной аудиторией  для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов, для  запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели небольшое количество времени  у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке; 
  • 2. Дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, например  экскурсия. 
     
         Паузы в загородных экскурсиях совмещаются с отдыхом, который в соответствии с существующим продуманным порядком предоставляется экскурсоводу: 15 мин. по истечении каждого часа работы (для экскурсовода час ведения экскурсии равен 45 минутам). Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях могут быть также паузы - свободное время, используемое для приобретения сувениров, утоления жажды, печатной продукции, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях. 
     
       Техника использования "портфеля экскурсовода". Содержание "портфеля экскурсовода", его значение и роль в использовании методических  приемов   показа  имеет  отношение  к методике подготовки  и  проведения  образовательной  экскурсии. Каждый  экспонат - картины, портрета, фотография, рисунок, репродукция чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.  
        Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, или передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления. 
        Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей  на носителях, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии.  
     
        Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, прослушивают траурные мелодии, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсионной группы в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, уделяя внимание на значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.
  • Выводы
  •     Значение вопросов, связанных с техникой проведения образовательной экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения предмета образовательной экскурсии.
  •  
  • Заключение
  •      Экскурсионную деятельность характеризуют два основных вида социальных функций, определяющих особенности  влияния на общественную жизнь. С одной стороны, с помощью образовательной экскурсий можно сравнительно быстро оздоровить рыночную экономику, как в целом, в крупных регионах, так и в отдельных городах. С другой стороны, имеет великое воспитательное значение образовательной экскурсии, основанное на использовании ценностей культуры, педагогических и духовных традиций отечественной культуры.
  •    Возможности использования богатства нравственного, эстетического содержания образовательных экскурсионных программ, служение экскурсионного дела духовности, красоте образа жизни имеет большую популярность и оказывает положительное влияние почти на сферы общества.
  •    В целом, экскурсионная деятельность позволяет открыть рабочие места, обеспечить  занятость населения, способствовать подъему образовательного и культурного уровня населения, изменить к лучшему быт горожан и увеличить их интерес к собственному городу (например, придать своим домам, улицам, паркам красивый, привлекательный облик).
  •    Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в настоящее время, как и вся туристическая сфера, переживает глубокий кризис. В большинстве из –за катаклизм мира(например, в Японии продолжительных землетрясений, последствий взрыва на Фукусиме. Также массовых репрессий во многих странах).
  •    Для экскурсионной деятельности стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:
  • Ярко выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами становятся только школьники;
  • Резкое сокращение тематики экскурсий;
  • Дефицит квалифицированных экскурсоводов и гидов-переводчиков, способных обеспечить высокое качество образовательной экскурсии;
  • Растет число «подпольных» экскурсоводов.
  •    Еще одна серьезная проблема в развитии Российского экскурсионного туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги, качеству предлагаемых услуг. Спрос на экскурсионно-туристическое обслуживание формирует всю совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуг) потребительских стоимостей, способных удовлетворить запросу экскурсантов и туристов-иностранцев, и классифицируются как категория потребительского спроса.
  •    Реализация развития экскурсионного бизнеса в России возможна при выполнении ряда условий, важнейшие, из которых:
  • Перспективное планирование развития и размещения материально-технической базы как целостного комплекса туристско-экскурсионного обслуживания;
  • Создание единой методики статистического учета всего контингента  экскурсантов;
  • Ориентация финансово-хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций на повышение экономической эффективности функционирования материально-технической базы посредством дифференцированных нормативов фондозатрат, фондоемкости, фондоотдачи;
  • Кооперирование инвестиционных потенциалов организаций, ведомств и частных лиц, заинтересованных в развитии материально- технической базы туризма в России.
  •    В то же время, именно в сфере экскурсионного туризма возможно в кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданным свойствами и удовлетворяющий спросы и потребности самых различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания экскурсионного продукта – культурно исторический потенциал. Второе условие, которое обеспечит создание экскурсионного продукта - это наличие кадров, способных решить данную задачу. Однако только наличие этих важных условий не может обеспечить развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства.
  • Список используемой литературы:
  • Агапова, В. Туризм: для сопровождения мероприятий // Лаборатория экскурсионного маркетинга. - 2005. - № 2. - С. 60-62.
  • Баландина, Т. Корпоративная культура // Лаборатория экскурсионного маркетинга. - 2005. - № 3. - С. 12-15.
  • Блэк, С. Туризм: международная практика: пер. с англ. / Блэк, С.. – М.: Довгань, 1997. – С. 5-7.
  • Браер, Д. Упаковка туристического бренда // Лаборатория экскурсионного маркетинга. - 2007. - № 1. - С. 24-26.
  • Векслер, А. Ф. PR для российского бизнеса / Векслер, А.Ф. – СПб.: Вершина, 2006. – С. 230.
  • Волкова, А. И. Основы психологии в экскурсии для студентов колледжей : практикум / А. И. Волкова, В. В. Пижугийда. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – С.125.
  • Геращенко, Л. Психология экскурсии: учеб.пособие / Геращенко,Л. – М.: АСТ и др., 2006. – С.208.
  • Грин, Э. Креативность в Туризме / Э. Грин, В. И. Писарев. – СПб.: Нева, 2004. – С.254.
  • Долженко, Г.П. Экскурсионное дело / Г.П.Долженко – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – С.72-239.
  • Емельянов, Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и
  • подготовке экскурсоводов / Б.В. Емельянов. – М.: Турист, 2004.
  •       – С.118 – 244.
  • Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. - М.:
  •      Советский спорт, 2000. – С.31-224.
  • Емельянов, Б.В. Экскурсоведение. Учебник / Б.В.Емельянов. - М.:
  •      Советский спорт, 2006. - С.54-124.
  • Зборовский, Г. Е. Социология управления : учебное пособие для                                     гуманитар. (несоциол.) специальностей / Г. Е. Зборовский, Н. Б. Костина. – М.: Гардарики, 2008. – С.270.
  • Керимова, К. Обзор типологий корпоративной культуры // Лаборатория экскурсионного маркетинга. - 2007. - № 2. - С. 42-44.
  • Коро, Н. Спрос на смелые эмоциональные решения в брендинге / Коро, Н.// Корпоративная имиджелогия. – 2008. - №02 (03) // - С. 45-107.
  • Кулаев, К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и
  •      методологические основы. – М.: Турист, 2004. – С.96-202.
  • Лысикова, О. В. Имиджелогия в социокультурной сфере: учеб. пособие для вузов / О. В. Лысикова, Н. П. Лысикова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2006. – C.166-173.
  • Науменко, Т. В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 63-71.
  • Шесть способов сформировать доверие к бренду // Экскурсионное дело в России. - 2009. - № 2. - С. 13-14.
  • http://referat.yabotanik.ru/turizm/tehnologiya-jekskursionnogo-menedzhmenta/72465/68585/page1.html
  • http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs.htm

Информация о работе Образовательная экскурсия