Образование в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 12:40, реферат

Описание работы

В современном мире одной из наиболее развитых стран считается Германия. До 1991 года она была расколота на две страны: социалистическую - ГДР и капиталистическую - ФРГ. В них сложились разные системы образования, но после воссоединения Германии возникла необходимость уровнять эти системы. Реформа образования коснулась прежде всего бывшей ГДР и еще не завершена, все процессы находятся в развитии. Именно поэтому я в своей работе постараюсь рассмотреть системы бывших ГДР и ФРГ и нынешнюю систему Германии во взаимосвязи.

Содержание

Введение.
Глава 1. История возникновения современной
системы образования .
Глава 2. Обзор образовательной системы Германии.
Глава 3. Система школьного образования.
Глава 4. Система профессионального образования.
Глава 5. Система высшего образования.
Глава 6. Подготовка учителей.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по педагогике.docx

— 31.88 Кб (Скачать)

      В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы, окончание  которых дают право на поступление  в профессиональные школы повышенного  типа.

      Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей» - домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др.. со сроком обучения 1 - 4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания.

      Имеется также небольшая сеть технических  училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2 - 3 года, в течении которых готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.

      Система профессионального образования  Германии высоко оценивается во всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как  правило, 3/4 учебного времени. Училище  подводит под полученные на фирме  знания теоретическую основу и расширяет  общий кругозор. 80 % учащихся заключают  договор с фирмой, куда они поступают  в качестве учеников. Для остальных  создаются особые классы «без практического  обучения», что считается крайне непрестижным. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.

      Несмотря  на достоинства профессионального  обучения в ФРГ, в настоящее время  оно испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное  снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число  желающих обучаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное  образование превышает число  учебных мест в данных областях и  их общее количество в профессиональных училищах.

      В восточных землях в системе профессионального  образования в настоящее время  происходят некоторые изменения. После  объединения страны число учащихся ПТУ сократилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую  ступень обучения. Другой причиной стало то, что предприятия, при  которых находились профессиональные училища, в значительной мере обанкротились  и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных  убытков и лишних издержек, к источнику  которых они относят и расходы  на профессиональные училища. Правительство  Германии стремится поддержать профессиональные училища, одновременно приводя их в  рамки действующих в старых землях систем профессионального образования.

      Вводится  дуалистическая система с двойной  ответственностью образовательных  учреждений и фирм  за профессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональные училища основывались на сочетании  теоретического и практического  обучения).

      Принята программа помощи профессиональному  образованию в новых землях с  целью максимально сбалансировать спрос и предложения на учебные  места. Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных  предприятий на мелкие и средние, которые,  как и в старых землях, должны составлять основу промышленности. Предполагается, что именно на небольших  фирмах будут в перспективе проходить  практическое обучение ученики профессиональных училищ. Чтобы заинтересовать малые  и средние предприятия в содействии профессиональному образованию, предусмотрены  дотации на каждого ученика.

      Опекунский  совет, в ведении которого находится  вся собственность бывшей ГДР  и который занимается приватизацией  государственных предприятий,  предусматривает  в контрактах на продажу заводов  и фабрик в частные руки сохранение определенного количества мест. В  целом оптимальным средством  расширения числа учебных мест для  учащихся профессиональных училищ  является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 5. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ. 

      Система высшего образования Германии включает более 250 вузов. Ее основу составляют университеты (70 в старых и 28 в новых землях) и специализированные (профессиональные) вузы (113 в старых землях и пока только 15 в новых). Наряду с ними существуют педагогические, теологические вузы, высшие школы управления, искусств. Германские вузы являются преимущественно государственными; лишь в последние годы было создано несколько частных университетов. Университетское образование  нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором профессионала.

      Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. Благодаря ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с университетами затратами на обучение специальные вузы заслуживают значительного внимания с точки зрения возможности заимствования положительного опыта.

      Обучение  в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев) , а после нее - сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.

        Система учета успеваемости студентов  измеряется в семестровых недельных  часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов. Учет успеваемости  осуществляется путем экзаменов,  условием допуска к которым  является выполнение нескольких  письменных контрольных работ.

        В вузах практикуются следующие  формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные работы в нашем понимании отсутствуют.

      В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая присваивается  после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении.

      Научная деятельность вузов ФРГ строится на концепции высшего образования  В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание учебной и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-исследовательском «ландшафте».

      Следует подчеркнуть, что научные организации  Германии работают в тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской  и невузовской, в том числе  промышленной, наукой. Это позволяет исключить дублирование исследований, одновременно облегчая передачу технологии не только из одного научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.

      Политика  федерального правительства нацелена на усиление сотрудничества вузов с  промышленными фирмами. С 50-х гг. распространена форма «совместных  исследований», когда малые и  средние фирмы определенной отрасли  создают с вузом (или с научно-исследовательским  институтом) союз для работы над  проблемами, в решении которых  заинтересованы фирмы - члены объединения.

      Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в  фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны  периодически сами проходить практику на фирме.

      При вузах создаются демонстрационные  и консультационные центры для ознакомления представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях. Значительный интерес к вузовским разработкам  проявляют представители не только мелкого бизнеса, но и крупных  компаний.

      Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими  бесприбыльными научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного использования материально-технической  базы и т. д.

      Одной из перспективных особенностей системы  образования Германии, в том числе  высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает  ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая - как кредит (школьникам же средства выплачиваются исключительно  в виде дотаций, однако для получения  права на подобную стипендию они  должны представить документы, свидетельствующие  о том, что родители не в состоянии  их содержать).

      Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается их перегруженность: количество студентов превышает  число финансируемых учебных  мест. Несмотря на демографический  спад, с 1975 г. контингенты студентов  неуклонно растут, что вызвано  желанием все большего числа молодежи получить качественное образование.

      Значительные  перемены предстоят в высшем образовании  в новых землях. Как и во всем народном хозяйстве бывшей ГДР, в вузах существовало значительное число плановых показателей, одним из которых было число студентов, которое не менялось с середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их доля в соответствующей возрастной группе населения составляла в ГДР 11 - 12 % (в ФРГ - 26—27 %), т. е. не все желающие и способные учиться могли реализовать свои намерения.

      В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило и их расширения. Система высшего образования  в основном развивалась за счет создания так называемых специальных высших школ, приравненных к университетам в том смысле, что они имели право на присвоение ученой степени (в ФРГ им были наделены только университеты). В процессе реформы высшего образования предусматривается, что в новых землях Германии правом создания ученых советов и присвоения степеней будут также пользоваться исключительно университеты.

      Специальные высшие школы не являются аналогами

специальных (профессиональных) вузов бывшей ФРГ . Их планируется интегрировать в качестве соответствующих факультетов в состав университетов, а специальные профессиональные вузы основывать либо из профессиональных училищ (наилучших из них), повышая таким образом их статус, либо из высших технических школ, существовавших в ГДР.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 6. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ. 

      В Германии подготовка будущих учителей во всех землях проходит 2 фазы:  первая (6 - 8 семестров) включает  изучение общеобразовательных  предметов, теоретических курсов по специальности и педагогических дисциплин; вторая - стажировка - для  учителей обязательной школы - от 18 месяцев  до 3 лет, гимназии - 2 года и завершается  экзаменом, после которого студент  назначается на должность штатного преподавателя.

      Дисциплины  делятся на общеобразовательные и специальные. Студенты проходят психологию и педагогику.

      Учебная практика строится с постепенным  усилением: от наблюдения за учащимися, составления характеристик, анкетирования, посещения семей, присутствия на уроках учителей, кончая тем, что студенты дают уроки, как обычные учителя.

      Специфика воспитательной и учебной работы требует от учителя непрерывного совершенствования своей квалификации, постоянного пополнения знаний, поэтому  в Германии хорошо развита система  повышения квалификации и переподготовки учителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    

                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

1) Лысова Е.Б.. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе.    Ж. «Педагогика» 1994 №3.

2) Малькова З.А. Вульфсон Б.Л.. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. М., 1975 г..

3) Писарева Л.И.. Тенденция развития современной школы ФРГ. Ж. «Педагогика» 1991 №2.

4) Сергеева Н.Б.. Впечатления о современной немецкой школе. Ж. «Педагогика» 1993 №2.

5) Тихонова М.Г.. Объединенная Германия: образовательная политика. Ж. «Педагогика» 1994 №5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             
 
 
 
 
 
 
 

          Министерство образования Республики  Беларусь

 «Минский  Государственный Лингвистический  Университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Образование в Германии