Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 12:40, реферат
В современном мире одной из наиболее развитых стран считается Германия. До 1991 года она была расколота на две страны: социалистическую - ГДР и капиталистическую - ФРГ. В них сложились разные системы образования, но после воссоединения Германии возникла необходимость уровнять эти системы. Реформа образования коснулась прежде всего бывшей ГДР и еще не завершена, все процессы находятся в развитии. Именно поэтому я в своей работе постараюсь рассмотреть системы бывших ГДР и ФРГ и нынешнюю систему Германии во взаимосвязи.
Введение.
Глава 1. История возникновения современной
системы образования .
Глава 2. Обзор образовательной системы Германии.
Глава 3. Система школьного образования.
Глава 4. Система профессионального образования.
Глава 5. Система высшего образования.
Глава 6. Подготовка учителей.
Список литературы.
В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы, окончание которых дают право на поступление в профессиональные школы повышенного типа.
Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей» - домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др.. со сроком обучения 1 - 4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания.
Имеется также небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2 - 3 года, в течении которых готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.
Система профессионального образования Германии высоко оценивается во всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Училище подводит под полученные на фирме знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор. 80 % учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для остальных создаются особые классы «без практического обучения», что считается крайне непрестижным. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.
Несмотря
на достоинства профессионального
обучения в ФРГ, в настоящее время
оно испытывает определенные трудности.
По специальностям пищевой промышленности,
химической, текстильной и
В восточных землях в системе профессионального образования в настоящее время происходят некоторые изменения. После объединения страны число учащихся ПТУ сократилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую ступень обучения. Другой причиной стало то, что предприятия, при которых находились профессиональные училища, в значительной мере обанкротились и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они относят и расходы на профессиональные училища. Правительство Германии стремится поддержать профессиональные училища, одновременно приводя их в рамки действующих в старых землях систем профессионального образования.
Вводится дуалистическая система с двойной ответственностью образовательных учреждений и фирм за профессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональные училища основывались на сочетании теоретического и практического обучения).
Принята
программа помощи профессиональному
образованию в новых землях с
целью максимально
Опекунский
совет, в ведении которого находится
вся собственность бывшей ГДР
и который занимается приватизацией
государственных предприятий, предусматривает
в контрактах на продажу заводов
и фабрик в частные руки сохранение
определенного количества мест. В
целом оптимальным средством
расширения числа учебных мест для
учащихся профессиональных училищ
является создание атмосферы материальной
заинтересованности фирм.
Глава
5. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ГЕРМАНИИ.
Система высшего образования Германии включает более 250 вузов. Ее основу составляют университеты (70 в старых и 28 в новых землях) и специализированные (профессиональные) вузы (113 в старых землях и пока только 15 в новых). Наряду с ними существуют педагогические, теологические вузы, высшие школы управления, искусств. Германские вузы являются преимущественно государственными; лишь в последние годы было создано несколько частных университетов. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором профессионала.
Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. Благодаря ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с университетами затратами на обучение специальные вузы заслуживают значительного внимания с точки зрения возможности заимствования положительного опыта.
Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев) , а после нее - сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.
Система учета успеваемости
В вузах практикуются
В
Германии существует одна ученая степень
- доктор наук, которая присваивается
после защиты и полной публикации
диссертации в учебном
Научная деятельность вузов ФРГ строится на концепции высшего образования В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание учебной и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-исследовательском «ландшафте».
Следует подчеркнуть, что научные организации Германии работают в тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской и невузовской, в том числе промышленной, наукой. Это позволяет исключить дублирование исследований, одновременно облегчая передачу технологии не только из одного научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.
Политика
федерального правительства нацелена
на усиление сотрудничества вузов с
промышленными фирмами. С 50-х гг.
распространена форма «совместных
исследований», когда малые и
средние фирмы определенной отрасли
создают с вузом (или с научно-
Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику на фирме.
При
вузах создаются
Развивается
сотрудничество вузов с некоммерческими
бесприбыльными научными организациями,
осуществляющиеся в формах обмена учеными,
совместного использования
Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая - как кредит (школьникам же средства выплачиваются исключительно в виде дотаций, однако для получения права на подобную стипендию они должны представить документы, свидетельствующие о том, что родители не в состоянии их содержать).
Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается их перегруженность: количество студентов превышает число финансируемых учебных мест. Несмотря на демографический спад, с 1975 г. контингенты студентов неуклонно растут, что вызвано желанием все большего числа молодежи получить качественное образование.
Значительные перемены предстоят в высшем образовании в новых землях. Как и во всем народном хозяйстве бывшей ГДР, в вузах существовало значительное число плановых показателей, одним из которых было число студентов, которое не менялось с середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их доля в соответствующей возрастной группе населения составляла в ГДР 11 - 12 % (в ФРГ - 26—27 %), т. е. не все желающие и способные учиться могли реализовать свои намерения.
В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило и их расширения. Система высшего образования в основном развивалась за счет создания так называемых специальных высших школ, приравненных к университетам в том смысле, что они имели право на присвоение ученой степени (в ФРГ им были наделены только университеты). В процессе реформы высшего образования предусматривается, что в новых землях Германии правом создания ученых советов и присвоения степеней будут также пользоваться исключительно университеты.
Специальные высшие школы не являются аналогами
специальных (профессиональных)
вузов бывшей ФРГ . Их планируется интегрировать
в качестве соответствующих факультетов
в состав университетов, а специальные
профессиональные вузы основывать либо
из профессиональных училищ (наилучших
из них), повышая таким образом их статус,
либо из высших технических школ, существовавших
в ГДР.
Глава
6. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ.
В Германии подготовка будущих учителей во всех землях проходит 2 фазы: первая (6 - 8 семестров) включает изучение общеобразовательных предметов, теоретических курсов по специальности и педагогических дисциплин; вторая - стажировка - для учителей обязательной школы - от 18 месяцев до 3 лет, гимназии - 2 года и завершается экзаменом, после которого студент назначается на должность штатного преподавателя.
Дисциплины делятся на общеобразовательные и специальные. Студенты проходят психологию и педагогику.
Учебная практика строится с постепенным усилением: от наблюдения за учащимися, составления характеристик, анкетирования, посещения семей, присутствия на уроках учителей, кончая тем, что студенты дают уроки, как обычные учителя.
Специфика
воспитательной и учебной работы
требует от учителя непрерывного
совершенствования своей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Лысова Е.Б.. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе. Ж. «Педагогика» 1994 №3.
2) Малькова З.А. Вульфсон Б.Л.. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. М., 1975 г..
3) Писарева Л.И.. Тенденция развития современной школы ФРГ. Ж. «Педагогика» 1991 №2.
4) Сергеева Н.Б.. Впечатления о современной немецкой школе. Ж. «Педагогика» 1993 №2.
5) Тихонова М.Г..
Объединенная Германия: образовательная
политика. Ж. «Педагогика» 1994 №5.
Министерство образования
«Минский
Государственный