Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 09:35, реферат
Современные наука и технология стремительно расширяют природные возможности человека. Происходят революционные изменения в различных областях науки и необычайный прогресс во всех областях знания.
Образование не будет
полным без обучения ценностям.
Современные наука и
технология стремительно расширяют природные
возможности человека. Происходят революционные
изменения в различных областях науки
и необычайный прогресс во всех областях
знания.
Однако это развитие
знания и технологий увеличивает разрыв
между внешними возможностями человека
и его внутренней нравственной силой.
А поскольку в человеке есть и хорошие,
и плохие наклонности, этот растущий дисбаланс
между внешними возможностями и внутренней
нравственной силой приводит к многочисленным
неблагоприятным ситуациям и проблемам.
Сегодняшнее образование
в известном смысле можно сравнить с бистро,
где кормят очень вкусно, но не очень питательно.
То же самое произошло и в образовании:
знания и информации - предостаточно, а
Мудрости - не хватает. Многие высокообразованные
люди, добившиеся успеха в своей профессиональной
деятельности, оказываются полными неудачниками,
когда дело касается взаимоотношений,
их поведения и широты мышления. Большинство
из них признают, что не чувствуют себя
счастливыми.
В этом столетии человечество
накопило особенно много информации почти
на любую тему, и день ото дня ее объем
увеличивается, но основные вопросы - кто
я, откуда я пришел на эту мировую сцену,
какова цель моей жизни и т.д. - все-таки
остаются неразрешимыми для большинства
людей. Таким образом происходит кризис
личности. Столкновения, конфликты, напряжение
возникают именно из-за этого незнания.
Мир разделен, и одна из основных причин
этого - неправильное отождествление себя
с материей, т.е. с материальным телом.
Это невежество должно быть устранено.
Человек должен понять, что такое сознание
и кто именно говорит "я", а также
научиться жить в покое как созидающий
член мировой семьи.
Итак, изменить ситуацию
прежде чем мы войдем в XXI век - вот требование
нашего времени. И только обучение нравственным
и духовным ценностям позволит достичь
этой цели. Выполнение такой великой задачи
требует сильной воли, твердой решимости
и чистосердечного сотрудничества всех,
кто заботится о принесении блага миру.
Цель образования состоит
не только в обеспечении академической
успеваемости, но также в развитии других
аспектов человеческой личности. Оно должно
вести к развитию глобального мышления,
эмоциональной стабильности и высоконравственному
образу жизни, развивать в человеке такой
взгляд и внутреннее отношение, которые
привели бы к качественному изменению
его поведения. Обучение не может быть
простой передачей знания и информации,
оно призвано быть процессом преображения,
ведущим человека и общество к чистоте,
покою и совершенству.
Можно создать гениальных
ученых, инженеров, адвокатов, технологов,
управляющих, литераторов и т.д., но если
эти великие профессионалы будут лишены
покоя ума, любви и доброты, то какое общество
мы получим? Будем ли мы счастливы с беспринципными
политиками, безнравственными бизнесменами,
в семьях, не согретых любовью и сотрудничеством?
Знание, наполненное
нравственными и духовными ценностями,
- это мудрость, благословение, дар; а знание,
лишенное этих ценностей, становится орудием
эксплуатации, путем к гордыне, средством
достижения только материального комфорта
и ведет к материализму, потребительству
и голой коммерциализации. Используемое
неправильно знание становится проклятием,
и сегодня этому много примеров. Поэтому
мы должны .придать всеобщему образованию
нравственную ориентацию, чтобы сделать
человека гуманным, а его знание превратить
в благословение. Что такое Ценности?
Их можно разделить
на три основные категории - общечеловеческие,
нравственные и духовные ценности.
Общечеловеческие ценности включают в себя:
чувство Всемирного Братства,
Любовь,
Чистоту,
Доброжелательность,
Понимание,
Сотрудничество,
Чувство ответственности,
Сострадание,
Прощение,
Самоуважение,
Уважение к другим,
Обходительность,
Культуру речи.
Нравственные ценности - это
Истинность,
Честность,
Искренность,
Справедливость,
Воспитанность,
Вежливость,
Желание делиться с другими,
Бесстрашие,
Заботу о других,
Терпение.
Духовные ценности включают в себя:
Ненасилие в мыслях, словах и действиях,
Смирение,
Удовлетворенность,
Интровертность,
Эмоциональную стабильность,
Самоконтроль,
Внутреннее спокойствие,
Дух самопожертвования,
Служение ради блага
других.
Многие из этих ценностей
взаимосвязаны. Так, любовь, безусловно,
требует терпения, понимания, прощения,
умения видеть хорошее в других. Более
того, обретение этих качеств требует
избавления от таких негативных черт,
как зависть, ненависть, жадность, чувство
враждебности, гнев, высокомерие, чувство
мести, эгоистичные мотивы и т. д.
Духовное и нравственное образование наряду с общепринятым должно стать всеобщим. За последние шестьдесят лет Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет проводит такую работу более, чем в 4000 своих центрах в 72 странах мира. Университет также предлагает различные Международные проекты (например, проект "Values on Web" предназначенный для обеспечения материалами по Ценностям по сети Интернет) и прилагает усилия к тому, чтобы восполнить этот пробел в современной системе образования.
Информация о работе Образование не будет полным без обучения ценностям