Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:37, реферат
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация.
ФГБОУ ВПО “ЛГПУ”
Факультет
педагогики и психологии
Доклад на тему:
“Образование
как общечеловеческая
и личностная ценность
”
Работу выполнила студентка 1 курса ФПиПа Лог-1
Свинцицкая
Анастасия
Работу проверила
Хорошилова
Т. Б.
Липецк 2011г.
Образование как социокультурный феномен
Любое общество существует лишь при
условии, что его члены следуют
принятым в нем ценностям и
нормам поведения, обусловленным конкретными
природными и социально-историческими
условиями. Человек становится личностью
в процессе социализации, благодаря которой
он обретает способность выполнять социальные
функции. Некоторые ученые понимают социализацию
как пожизненный процесс, связывая ее
и с переменой места жительства и коллектива,
и семейным положением, и с приходом старости.
Такая социализация есть не что иное, как
социальная адаптация.
Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин и т. д.). В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма, как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса. Итак, образование как социальное явление — это, прежде всего объективная общественная ценность. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
Образование как социальное явление — это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б.Г. Гершунский).
Педагогические ценности
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана.
Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и т. д. Аксиологическое Я как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:
• ценности,
связанные с утверждением личностью
своей роли в социальной и профессиональной
среде (общественная значимость труда
педагога, престижность педагогической
деятельности, признание профессии ближайшим
личным окружением и др.);
• ценности, удовлетворяющие потребность
в общении и расширяющие его круг (общение
с детьми, коллегами, переживание детской
любви и др.);
• ценности, ориентирующие на саморазвитие
творческой индивидуальности (возможности
развития профессионально-творческих
способностей, приобщение к мировой культуре,
постоянное самосовершенствование и др.);
• ценности, позволяющие осуществить
самореализацию (творческий характер
труда педагога, увлекательность педагогической
профессии и др.);
• ценности, дающие возможность удовлетворять
прагматические потребности (возможности
получения гарантированной государственной
службы, оплата труда и длительность отпуска,
служебный рост и др.).
Заключение
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. Центральным звеном системы образования в РФ является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями. Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.). Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человек идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека, которое в будущем приносит прибыль. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.
Нынешний
этап общественного развития, наступивший
во второй половине XX в., характеризуется
серьезными, динамичными изменениями
в различных социально-
Список используемой литературы:
1. Столяренко Л.Д. Столяренко В.Е. «Психология и педагогика для технических вузов» -Ростов-на-Дону 2004год
2.
Сластенин В.А. Общая
3. Педагогика: Учебное пособие для пед. учебных заведений Под. ред. П.И. Пидкасистого – 3-е издание . 1998год
Информация о работе Образование как общечеловеческая и личностная ценность