Обогащение словаря у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

Задачи развития словаря:
Обогащение, активизация словаря (расширение пассивного и введение новых слов в активный словарь).
Уточнение и закрепление семантической (понятийной) стороны слов.
Перевод нелитературной лексики в пассивный словарь.

Работа содержит 1 файл

3.docx

— 21.77 Кб (Скачать)

Обогащение словаря  у дошкольников.

Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Задачи развития словаря:

  1. Обогащение, активизация словаря (расширение пассивного и введение новых слов в активный словарь).
  2. Уточнение и закрепление семантической (понятийной) стороны слов.
  3. Перевод нелитературной лексики в пассивный словарь.

Различают несколько степеней обобщения по смыслу:

    • Нулевая степень обобщения – имя собственное, название или имя единичного предмета (Маша, Витя, бабушка, чашка, стол). Дети, начинающие говорить (1-2 г.), усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом.
    • Первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств (ребенок называет мячом любой шаровидный упругий предмет, независимо от цвета, размера и материала, понимает лексическое значение слова мяч). Слова первой степени обобщения дети усваивают к концу 2-го года жизни.
    • Вторая степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия (игрушка – это и мяч, и кукла, и кубик). Данная степень обобщения усваивается после 3-х лет.
    • Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения (растения – это деревья, травы, лишайники; вещи – это игрушки, посуда, мебель; движение – это бег, полет, плавание; цвет – это белизна, синева). Данная степень обобщения усваивается к 5-6 годам.
    • Четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.

Если дети оказываются  способными усваивать смысл слов четвертой степени обобщения, значит, они уже подготовлены к изучению лингвистических понятий; в полной мере эта возможность появляется не раньше подростковой возрастной ступени.

Усваивая слова, находящиеся в отношениях родо-видовых (мебель – стол, стул, кровать), дети должны отличать их от слов, находящихся в отношениях целого и части: стул – ножка, спинка, сиденье; умываться – набирать воду в ладони, смачивать ею лицо, тереть его руками, споласкивать и т.д.

В.И. Логинова разработала систему занятий, содействующих развитию словаря детей:

  1. Занятия по первичному ознакомлению с предметами и явлениями:
  • Демонстрация предметов и явлений;
  • Дидактические игры.
  1. Занятия по ознакомлению с особенностями предметов:
    • Осмотры предметов;
    • Занятия на сравнение;
    • Занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.
  1. Занятия по введению элементарных понятий о предметах и явлениях:
    • По ознакомлению с видовыми понятиями;
    • По ознакомлению с родовыми понятиями;
    • Занятия на классификацию.
  1. Занятия по обучению детей отгадыванию и составлению загадок.

Методы и приемы обучения речи в детском саду.

Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.

Приемом называют вариант применения данного метода.

Методы развития речи

Методы формирования содержания речи

(направлены на обогащение словарного опыта детей)

Методы усвоения форм речи

(направлены на активизацию словарного запаса)

Методы ознаком-

ления с окружающим

Методы организации восприятия речи

Методы организации продуцирования речи

Наблю-

дения

Элементарные опыты

Рассматрива-

ние предме-

тов, картин

Беседа,

разговор

Упражнения

Просмотры диафиль-

мов, спектаклей

Чтение художест-

венной литературы

Рассказ

воспитателя

Моделирование

Дидактические

игры

Сюжетные 

игры

Тематические группы слов, изучаемые в детском саду.

В детском саду изучение лексики родного языка ведется  не в строго семасиологическом аспекте (т.е. не начинается вопросом «Что означает это слово?»), а в аспекте ономасиологическом, т.е. отвечая на вопрос «Как называется эта вещь?». Слова, которые раньше всего познает ребенок (в первые дни, недели, годы жизни), вводят его в окружающий мир.         

Программой воспитания и  обучения в детском саду предусмотрено  изучение нескольких тематических групп  слов, которые называют:

  1. Близких ребенку людей, их родственные и общественные отношения, их имена;
  2. Самого ребенка, части его тела;
  3. Предметы быта, игрушки;
  4. Вещи из интерьера помещений, где живет, находится ребенок (комната, двор, сад, парк, улица);
  5. Объекты живой природы (животные, части их тела, повадки; растения, их части, изменения, которые с ними происходят);
  6. Объекты неживой природы в сезонных изменениях (в разные времена года);
  7. Различные виды труда людей;
  8. Явления общественной жизни.

Вместе с предметами (существительными) дети знакомятся с  их признаками (прилагательными), их действиями (глаголами), признаками действий (наречиями), их количеством (числительными).        

Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения имен существительных. Он называет все, что его окружает: кукла, зайка, подушка, и то, что составляет части его тела: нос, голова, рука.        

Названия окружающих предметов  усваиваются ребенком лишь в том  случае, если он активно взаимодействует  с ним: обследует, дотрагивается, гладит, трогает, прислушивается, нюхает, пробует  на вкус.        

Слово при первичном восприятии означает для ребенка название только данного, единичного предмета (нулевая  степень обобщения). И нужны многократные упражнения с этим словом, чтобы  до ребенка дошел его обобщающий смысл и оно воспринималось ими как понятие (исследования М.М. Кольцовой).        

Забота воспитателей детей  всех дошкольных возрастов должна быть направлена не столько на то, чтобы  расширять лексический запас  каждого ребенка (хотя это тоже необходимо), сколько на то, чтобы каждое слово, воспринятое ребенком, усваивалось  им в свойственной степени обобщения. Иначе нарушается закономерность усвоения родного языка, которая требует  полного понимания лексического смысла слова, а не только запоминания  его звуковой оболочки.

Приемы развития словаря:

Нулевая степень обобщения – имя собственное, название или имя единичного предмета. Когда дети (1-2 г.) усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом: Где часики? Покажи часики!

Первая  степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Слова первой степени обобщения дети усваивают к концу 2-го года жизни: Смотри это стульчик. На нем сидят. У стульчика есть спинка, сиденье, ножки. Это стул. Смотри вот тоже стульчик. На нем тоже сидят. У стульчика тоже есть спинка, сиденье, ножки. Вот стульчик, и вот стульчик. Покажи где еще стульчик? А это что? Повтори! (на усвоение названия предмета).

Смотри  у меня мяч. Мяч круглый. Потрогай. Катится. Вот яблоко. Потрогай –  тоже круглое. Колобок тоже круглый. Покажи, что еще круглое? Скажи: круглый (на усвоение качества предмета).

Вторая  степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия. Данная степень обобщения усваивается после 3-х лет: Смотри, я посуду мою. Дай чашку. Принеси ложку, тарелку. Это тоже посуда. Неси еще другую посуду. Кастрюля это посуда. Ее тоже надо помыть. Ваня, что вымыли? – Посуду. Вот посуда, вот посуда, и вот посуда: это все посуда! Повтори.

Третья  степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения. Данная степень обобщения усваивается к 5-6 годам: Скажи, какие деревья ты знаешь? Какие ты знаешь кустарники? Какие травы ты знаешь? Что общего между ними? – Они растут. Как сказать про них одним словом? – Растения.

Словесные игры для развития словаря у дошкольников:

  • «Кто так умеет делать?»: махать крыльями, прыгать и т.п.;
  • «Найди по указанному признаку»: что может быть большое? Что – круглое? Что – желтое, круглое?
  • «Что делает?»: корова, автомобиль и т.п.;
  • «Какой он?»: мяч, забияка и т.п.;
  • «Назови целое»: стенки, донышко, ручка, носик, крышка;
  • «Назови части»: у куклы, у грузовика, у платья;
  • «Скажи одним словом»: яблоко, апельсин, банан, груша;
  • «Уточни название»: насекомые, обувь, цветок;
  • «Дай три названия и больше»: гвоздика – цветок – растение, диван – мебель – вещь, плов – блюдо – пища – питание;
  • «Что добавлено к слову?» Как изменяется слово, если к нему прибавить -ок, -ик, -очек, -еньк, -енька? Сравните: гриб-грибок-грибочек, волк-волчище, мальчик-мальчишка;
  • «Почему так называют?»: кукушка, самолет, девясил.
  • «Скажи наоборот»: злой-добрый, веселый-грустный, тихий-громкий;
  • «Скажи по-другому»: жара – зной; ураган – буря, ветер; огорчаться – печалиться, плакать, грустить, тужить.

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997.
  2. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. Учебное пособие. – НГПИ, 2003г.

Информация о работе Обогащение словаря у дошкольников