Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:27, реферат
Задачи развития словаря:
Обогащение, активизация словаря (расширение пассивного и введение новых слов в активный словарь).
Уточнение и закрепление семантической (понятийной) стороны слов.
Перевод нелитературной лексики в пассивный словарь.
Обогащение словаря у дошкольников.
Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.
Задачи развития словаря:
Различают несколько степеней обобщения по смыслу:
Если дети оказываются способными усваивать смысл слов четвертой степени обобщения, значит, они уже подготовлены к изучению лингвистических понятий; в полной мере эта возможность появляется не раньше подростковой возрастной ступени.
Усваивая слова, находящиеся в отношениях родо-видовых (мебель – стол, стул, кровать), дети должны отличать их от слов, находящихся в отношениях целого и части: стул – ножка, спинка, сиденье; умываться – набирать воду в ладони, смачивать ею лицо, тереть его руками, споласкивать и т.д.
В.И. Логинова разработала систему занятий, содействующих развитию словаря детей:
Методы и приемы обучения речи в детском саду.
Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.
Приемом называют вариант применения данного метода.
Методы развития речи
Методы формирования содержания речи
(направлены на обогащение словарного опыта детей)
Методы усвоения форм речи
(направлены на активизацию словарного запаса)
Методы ознаком-
ления с окружающим
Методы организации восприятия речи
Методы организации
Наблю-
дения
Элементарные опыты
Рассматрива-
ние предме-
тов, картин
Беседа,
разговор
Упражнения
Просмотры диафиль-
мов, спектаклей
Чтение художест-
венной литературы
Рассказ
воспитателя
Моделирование
Дидактические
игры
Сюжетные
игры
Тематические группы слов, изучаемые в детском саду.
В детском саду изучение
лексики родного языка ведется
не в строго семасиологическом асп
Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено изучение нескольких тематических групп слов, которые называют:
Вместе с предметами (существительными) дети знакомятся с их признаками (прилагательными), их действиями (глаголами), признаками действий (наречиями), их количеством (числительными).
Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения имен существительных. Он называет все, что его окружает: кукла, зайка, подушка, и то, что составляет части его тела: нос, голова, рука.
Названия окружающих предметов усваиваются ребенком лишь в том случае, если он активно взаимодействует с ним: обследует, дотрагивается, гладит, трогает, прислушивается, нюхает, пробует на вкус.
Слово при первичном восприятии означает для ребенка название только данного, единичного предмета (нулевая степень обобщения). И нужны многократные упражнения с этим словом, чтобы до ребенка дошел его обобщающий смысл и оно воспринималось ими как понятие (исследования М.М. Кольцовой).
Забота воспитателей детей всех дошкольных возрастов должна быть направлена не столько на то, чтобы расширять лексический запас каждого ребенка (хотя это тоже необходимо), сколько на то, чтобы каждое слово, воспринятое ребенком, усваивалось им в свойственной степени обобщения. Иначе нарушается закономерность усвоения родного языка, которая требует полного понимания лексического смысла слова, а не только запоминания его звуковой оболочки.
Приемы развития словаря:
Нулевая степень обобщения – имя собственное, название или имя единичного предмета. Когда дети (1-2 г.) усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом: Где часики? Покажи часики!
Первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Слова первой степени обобщения дети усваивают к концу 2-го года жизни: Смотри это стульчик. На нем сидят. У стульчика есть спинка, сиденье, ножки. Это стул. Смотри вот тоже стульчик. На нем тоже сидят. У стульчика тоже есть спинка, сиденье, ножки. Вот стульчик, и вот стульчик. Покажи где еще стульчик? А это что? Повтори! (на усвоение названия предмета).
Смотри у меня мяч. Мяч круглый. Потрогай. Катится. Вот яблоко. Потрогай – тоже круглое. Колобок тоже круглый. Покажи, что еще круглое? Скажи: круглый (на усвоение качества предмета).
Вторая степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия. Данная степень обобщения усваивается после 3-х лет: Смотри, я посуду мою. Дай чашку. Принеси ложку, тарелку. Это тоже посуда. Неси еще другую посуду. Кастрюля это посуда. Ее тоже надо помыть. Ваня, что вымыли? – Посуду. Вот посуда, вот посуда, и вот посуда: это все посуда! Повтори.
Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения. Данная степень обобщения усваивается к 5-6 годам: Скажи, какие деревья ты знаешь? Какие ты знаешь кустарники? Какие травы ты знаешь? Что общего между ними? – Они растут. Как сказать про них одним словом? – Растения.
Словесные игры для развития словаря у дошкольников:
Литература: