О воспитании детей в семье за идеями А. С. Макаренка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:08, реферат

Описание работы

Семейное воспитание - это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка.

Работа содержит 1 файл

Воспитание.docx

— 31.47 Кб (Скачать)

«Воспитание — очень легкое дело, воспитание — счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания».

 

«..Как правило, грубые окрики все более и более притупляют желание слушаться родителей: тогда и появляется порой ремень, один из самых страшных пережитков старого в воспитании детей»..

А.С. Макаренко

Семейное воспитание - это  осознанные усилия взрослых по взращиванию  ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали  имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается  как составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной  связи с другими видами социального  воспитания - школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, в  той части, где они соприкасаются  со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной.1

Определяющая роль семьи  обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка  является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Социальные педагоги считают, что семья и  ребенок - зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье  формируются те качества, которые  более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей - социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому  воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья - таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание семейного воспитания.2

Содержание воспитания в  семье обусловливается генеральной  целью демократического общества. Семья  обязана формировать физически  и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным  направлениям. Их содержание можно  свести к следующим позициям.

Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника  межличностного взаимодействия. Оно  предполагает формирование у подрастающего  поколения непреходящих человеческих ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.

Интеллектуальное воспитание - предполагает заинтересованное участие  родителей в обогащении детей  знаниями, формировании у них потребности  в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и  дарования детей, дать им представление  о Прекрасном, существующем в жизни.

Физическое воспитание предусматривает  формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни  и включает правильную организацию  распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание  организма и др.

Трудовое воспитание закладывает  основу будущей самостоятельной  жизни - профессиональной и социально-бытовой  деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи. Это  лишь основные направления семейного  воспитания. В разных семьях они  в той или иной мере дополняются  экономическим, политическим, экологическим, половым и другими направлениями  воспитательного взаимодействия детей  и взрослых, реализуемого в системе  внутрисемейных отношений.

Считается, что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом  семейного воспитания, поскольку  они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система  связи и взаимодействия между  ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К  тому же естественную основу семьи  составляют брачные и родственные  связи, которые в определенном смысле являются первичными.

Помимо них семья также  включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические  и другие связи. Внутрисемейные отношения  также взаимосвязаны с национальными  и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в  себе всю их совокупность. Значение внутрисемейных отношений в становлении  и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают  первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и находит  своеобразное миниатюрное выражение  все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего  включения ребенка в их систему. Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов педагогического воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей.3

Итак, сложившиеся в семье  отношения между родителями и  детьми неминуемо проявляются в  семейном воспитании.

 А.С. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия  семейного воспитания», А. Макаренко  говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».4

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) - общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Воспитание - очень легкое дело, воспитание - счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания, считал А. Макаренко.5

В современной практике семейного  воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль родителей  в отношениях с детьми характеризуется  строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений  родителей к ребенку А. С. Макаренко  выделял две разновидности, которые  он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым  страшным и диким видом, Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей.

«Авторитет расстояния и  чванства» проявляется в том, считало А. Макаренко, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются  быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский  тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается  в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем  проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать  ребенка родители не замечают, что  воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный  способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество  по отношению к ребенку, А.С. Макаренко  называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.6

Демократический стиль характеризуется  гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят  в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

Таким образом, знание типичных отношений в семьях и стилей родительского  воспитания помогает учителю лучше, быстрее и правильнее понять, с  какой семьей он имеет дело. Для  каждого типа негативных отношений  существуют свои способы их преодоления.

Разумная система взысканий  не только законна, но и необходима, был убежден А. Макаренко. Она  помогает оформиться крепкому человеческому  характеру, воспитывает чувство  ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам  и преодолевать их.

Методы воспитания детей в семье - это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

-влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности;

- выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.7

Поэтому методы семейного  воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько  разновидностей методов. Все родители используют общие методы семейного  воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ  от дружбы, телесные наказания). В некоторых  семьях по совету педагогов создаются  и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения  воспитательных задач в семье. Среди  этих средств слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д. Выбор и применение методов  родительского воспитания опирается  на ряд общих условий:8

1. Знание родителями своих  детей, их положительных и отрицательных  качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие  трудности испытывают, какие отношения  с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более  всего ценят в людях и т.  д. Личный опыт родителей, их  авторитет, характер отношений  в семье, стремление воспитывать  личным примером также сказываются  на выборе методов. Эта группа  родителей обычно выбирает наглядные  методы.

2. Если родители отдают  предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические  методы. Интенсивное общение во  время совместного труда, просмотров  телепередач, походов, прогулок  дает хорошие результаты: дети  более откровенны, это помогает  родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности - нет ни повода, ни возможности для общения.

Информация о работе О воспитании детей в семье за идеями А. С. Макаренка