О роле классного руководителя в воспитании поведения школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:56, статья

Описание работы

Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога.

Работа содержит 1 файл

статья.docx

— 27.66 Кб (Скачать)

Классный  руководитель должен организовать дежурство  по классу и школьным коридорам. Это  подтягивает школьников, обязывает лучше вести себя, поддерживать порядок.

Метод игровых ситуаций.

Для младших  школьников отражением и воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения. «Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Методы  стимулирования.

В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий воспитанников, то наказание должно предупреждать у них нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед собой и другими людьми. Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.

Методы  воспитывающих ситуаций.

Методы  организации деятельности и поведения  воспитанников в специально созданных  условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа  организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие. Классный руководитель специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия  для самостоятельного ее решения, создается  возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания.

Методы  дилемм.

Они направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой - "труд души" (В.А. Сухомлинский). В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных  дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Использование дилемм, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека [6, с. 99].

Итак, проанализировав методы формирования нравственного поведения школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.

Таким образом, теоретический анализ состояния  проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод  о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному  вопросу, которые можно взять  на вооружение при повышении нравственного  воспитания школьников.

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель,М.2001.-277с.
  2. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.1980.-с.404
  3. Кон И.С. Классный руководитель. – М., 1997.-504с.
  4. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка.М - 1978.-254с.
  5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – 1972.-277с.
  6. Хьелл Д. Зиглер Д. Работа классного руководителя- М.1997.-383с.

Информация о работе О роле классного руководителя в воспитании поведения школьников