Нравственность в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Совесть, честность, доброта… Понятия, которые всегда так много значили для человека. Без них немыслимо представление о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь.

Работа содержит 1 файл

Нравственность В современном обществе 2.docx

— 26.60 Кб (Скачать)

Нравственность в современном обществе

  1. Введение:

Совесть, честность, доброта… Понятия, которые  всегда так много значили для  человека. Без них немыслимо представление  о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше  всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно  сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось прежде всего нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление  личности можно рассматривать и  как становление её нравственного  сознания – специфического и свойственного  только человеку способа понимания  им своего места в мире, обществе, его отношений с другими людьми.

В наше бурное время, когда каждый день несет трагические  сообщения, когда у многих из нас  нет уверенности в завтрашнем дне, актуально ли говорить о нравственности? Многие сочтут рассуждения на эту  тему неуместными, но мне думается, что это не так. На мой взгляд, самым актуальным для сегодняшнего дня является вопрос о духовном возрождении  нации, но ведь именно нравственность должна стать основой для этого  духовного возрождения. Наши белорусские писатели, такие как Романович и Быков, некоторые произведения посвятили духовно-нравственным проблемам.

Какова  природа нравственности и чем  сущность нравственных исканий человека? В чем суть истинного человеколюбия? Эти вопросы особенно остро встали в ХХ веке, но стремление дать на них ответы известно человечеству с очень давних времен.

Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на уровень, теснейшим образом  связанный с проблемой исторического  будущего человечества.

  1. Понятие морали

Мораль – это система норм и правил поведения, которая помогает человеку в выборе линии действий, направляет его поступки и отношения на основе представлений о добре и долге. Нравственность, (в широком смысле) то же, что и мораль. В понятие «нравственность» вкладывают «житейское», «приземленное» значение – принципы реального практического поведения людей.

 

Чаще  всего под  моралью понимают систему  норм и правил поведения, принятых в  обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных  и недолжных поступках.

 

Нравственность, так же, как и мораль – форма общественного сознания, в которой обобщаются идеалы, нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в труде, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях.

 

 

 

 

 

 

4. Становление понятия морали:


 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции морали:

 

 

 

 

 

 

5.                           Функции морали:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди множества  выполняемых моралью ФУНКЦИЙ  основными принято считать:  регулятивную, оценочно-императивную, познавательную.

ГЛАВНАЯ ФУНКИЯ МОРАЛИ, конечно, РЕГУЛЯТИВНЯ. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей  в обществе о саморегулирования  поведения индивида, имеющего возможность  предпочесть один поступок другому.

Моральный способ регуляции, в отличие от других (правовых, административных и пр.), уникален. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каких учреждениях, карательных органах и т.д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование  предполагает усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется внутренним убеждением отдельного человека. Такой регулятор поведения, безусловно, является самым надежным из всех возможных. Проблема только в том, как его сформировать. Это пока мало кому удавалось.

Сущность  морали не менее ясно и в другой её функции – ОЦЕНОЧНО-ИМПЕРАТИВНОЙ. Она предусматривает разделение всех социальных явлений на «добро»  и «зло». Собственно, с помощью  этих основополагающих категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни и соответственно оформляется повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро,  и, наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ  функция морали в известной степени  производна от оценочной. Моральное одобрение возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный, новый уклад жизни. Состояние нравов к каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.

Совокупность  названных и других (воспитательной, ориентирующей, прогностической, коммуникативной  и т.д.) функций определяет СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ МОРАЛИ.

6. Для чего нужна мораль?

Для того чтобы  раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими она согласует  личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.

Если  право, например, опирается, прежде всего, на принуждение, на силу государственной  власти, то мораль – на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. “Можно сказать, что мораль держится как бы на трех “китах”.

Во-первых, это - традиции, обычаи, нравы, которые  сложились в данном обществе, в  среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает  эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного  мнения, которое с помощью одобрения  одних поступков и осуждения  других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные  нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые  становятся следствием добросовестного  выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании  ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда  прочной основой морального поведения  личности становится совесть.

Таким образом, я могу сделать вывод, что для  личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам склад  личности и поведение человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.

7.    Схема «Нравственные ценности личности».

 

          дружба                   добро патриотизм



 долг любовь любовь


 

  пессимист


 свобода                  счастье            смысл жизни   скептик


оптимист

познанная                                                 

необходимость;      взаимность

                                     выбора ->   ответственность!

 

Любовь – глубокое и интимное чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею, побудительная  сила духовной и физической близости людей.

Дружба – взаимоотношения между  людьми, основанные на уважении к другому  человеку, бескорыстии и самоотверженности, а также общности интересов и  взаимной привязанности.

Счастье – состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной  удовлетворенности и ощущения полноты  бытия.

8. Нравственное поведение

Нравственное поведение опирается  на нравственное сознание и является результатом свободного выбора личности.  Поведение человека зависит от нравственных норм, качеств и принципов, которые у него сформированы. Если человек соблюдает нравственные нормы, принятые в обществе (уважает старых, не обижает слабых, не лжёт, не берет чужого и т.д.), такое поведение считается нормальным, т.е. правильным.

Самым древним упоминанием золотого правила считаются «Поучения  писца Ахикара». Ахикар, служивший при ассирийском царе Синахерибе (705-681 до н. э.), наставляя своего усыновленного племянника, говорит: «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам». По-видимому, к тому же источнику восходит то место в ветхозаветной «Книге Товита», где Товит, дядя Ахикара, поучает своего сына Товия: «… будь благоразумен во всем поведении твоем. Что ненавистно тебе самому, того не делай никому».

 

         В сочинении Конфуция (552-479 до н.э.) «Лунь Юй» (XV, 24) мы читаем: «Цзы Гун спросил: существует ли одно такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь? Учитель ответил:        Это слово – снисхождение (в других переводах – «взаимность», «забота о людях», «великодушие», «сострадание»). Не делай другим того, чего не пожелаешь себе». В знаменитом памятнике древнеиндийской культуры «Махабхарата» (V в. до н.э.) легендарный носитель мудрости Бхишма перед смертью наставляет: «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям» (Кн. XII, гл. 260). Одно из изречений Будды (VI-V вв. до н. э.) гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам» (Дхаммапада, XII, 159). Древнеиудейские тексты содержат рассказ о нетерпеливом юноше, который готов был принять веру при условии, что ему изложит содержание Торы столь компактно, чтобы он мог прослушать его, стоя на одной ноге. Когда он пришел с этим к Хилелу, тот ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе. Это – вся Тора. Остальное – комментарии» (Schab 31 А).

9. Нужна ли нравственность в  современном обществе?

А так ли это? Ведь не вся молодежь была такая.

 

Всегда одинаково она будет слышать в свой адрес критику и обвинения со стороны умудрённых жизненным опытом взрослых, которые подчас забывают о том, что молодое поколение – это зеркало, в котором отражаются пороки общества и времени.

Едет мужчина в автобусе и  восклицает:

– Что за молодежь пошла! Наглые, невоспитанные!

Сами  сидя едут, места уступить не могут!

Его спрашивает кондуктор:

– Что вы возмущаетесь? Вы же сидите!

– А жена-то стоит!!

Ситуация хоть и анекдотичная, но в каждой шутке только для шутки  и, как говорится, «нечего на зеркало  пенять…»

На собирательный образ современного молодого человека влияют и мировые  глобализационные процессы, и информационный бум, и экономические факторы, и  формационные процессы внутри страны.

Молодому поколению выпадает огромная честь – представлять современный  облик своей страны. И как часто  доводится слышать – «устремления нынешней молодежи предшествующей эпохи». В чем же «не та» молодежь действительно  является «не той», и какие они  – герои нашего времени?

Эпоха рубежа тысячелетий – это  время революционной переоценки ценностей, время своды нравов, плюрализма, всеобъемлющих глобализационных процессов, беспощадной конкурентной борьбы, время гипертрофированного потребления и процветающего эгоцентризма… и это далеко не полный перечень факторов, влияющих на перемены в ценностной сфере, а также смысложизненных ориентирах, определяющих то, к чему будет стремиться человек, формирующий в данных условиях.

Обработка анкеты

1) И так,  мы можем подвести итог проделанной  нами работы. Несмотря на то, что  многие считают молодое поколение  некультурным, не самостоятельным,  не способным на нравственные  поступки и не имеющим никакого  нравственного идеала, нынешняя  молодежь всё же доказывает  своими поступками и открытиями, что это вовсе не так. Мы так же провели анкетирование среди учеников 9 – 11классов, в котором было задействовано 105 человек. И вот результаты обработки анкеты:

Результаты анкетирования:

1) На 1-й вопрос, который звучал так: «Нравственный человек – это…», большинство ответов были такими:


Информация о работе Нравственность в современном обществе