Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:28, реферат
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.
Введение………..……….…….………………….………..………………………3
1. Сущность нравственного воспитания………………………………………...4
2. Структура и функции нравственного воспитания……………………...…….7
3. Методы нравственного воспитания………………………...………………..10
Заключение…………………………………………………………….…………12
Список используемой литературы………………………………….…………..13
Нравственным следует считать такого
человека, для которого нормы, правила
и требования выступают как его собственные
взгляды и убеждения, как привычные формы
поведения. Говоря точнее, в своем истинном
значении нравственность не имеет ничего
общего с послушно-механическим исполнением,
вынужденным только внешними требованиями
установленных в обществе моральных норм
и правил.
Методы нравственного воспитания.
Методы нравственного воспитания - это
своеобразный инструмент в руках учителя,
воспитателя. Они выполняют функции организации
процесса нравственного развития и совершенствования
личности, управление этим процессом.
При помощи методов нравственного воспитания
осуществляется целенаправленное воздействие
на учащихся, организуется и направляется
их жизнедеятельность, обогащается их
нравственный опыт. Формы организации
и методы нравственного воспитания изменяются
от индивидуальных особенностей детей.
Воспитательная работа проводится не
только со всем классом, но и принимает
индивидуальные формы. Конечная цель работы
с коллективом – воспитание личности
каждого ребенка. Этой цели подчиняется
вся воспитательная система. Создание
коллектива это не самоцель, а лишь наиболее
эффективный и действенный путь формирования
личности.
И.С. Марьенко назвал такие
группы методов воспитания, как методы
приучения и упражнения, стимулирования,
торможения, самовоспитания, руководства,
объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные.
В процессе нравственного воспитания
широко применяются такие методы как:
упражнение и убеждение.
Упражнение - обеспечивает выработку и
закрепление необходимых навыков и привычек,
претворение навыков и привычек на практике.
Убеждение - направлено на формирование
этических понятий, на разъяснение нравственных
принципов, на выработку этических идеалов.
Для активизации нравственного развития
личности и проверки ее зрелости, установления
единства убеждений и поведения используется
метод проблемно-ситуационный. Этот метод
побуждает личность систематизировать
ранее усвоенные нравственные знания
и соотносить их с избранными формами
поведения как конечного результата решения
поставленной проблемы. Метод интенсифицирует
протекание процесса мышления, вызывает
переживания, мобилизует волю.
Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.
И.Г. Щукина выделяет три группы методов:
- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
- методы
организации деятельности и
- методы
стимулирования (соревнование, поощрение,
наказание).
В процессе нравственного воспитания
применяются и такие вспомогательные
методы как поощрение и наказание. Они
служат для одобрения положительного
и суждения отрицательных поступков и
действий. К методам нравственного воспитания
относится так же личный пример, который
оказывает огромное влияние на сознание
и поведение, на формирование морального
облика.
В системе основных методов воспитательного
воздействия как составная часть, средство
и прием используется положительный пример.
В педагогической литературе он рассматривается
как самостоятельный метод и как компонент-
методов формирования нравственного сознания
и поведения.
Нравственное воспитание эффективно тогда,
когда его следствием становится нравственное
самовоспитание и самосовершенствование.
Самовоспитание представляет собой целенаправленное
воздействие индивида на самого себя с
целью выработки желаемых черт характера.
Самосовершенствование — процесс углубления
общего нравственного состояния личности,
возвышение всего образа жизни, поднятия
его на ступень более высокого качества.
Нравственное воспитание, осуществляемое
в школе, общественных организациях, внешкольных
учреждениях и семье, обеспечивает формирование
любви к Родине, бережного отношения к
всему многообразию собственности и творческого
отношения к труду. Его результатом является
коллективизм, здоровый индивидуализм,
внимательное отношение к человеку, требовательность
к себе, высокие нравственные чувства
патриотизма, сочетание общественных
и личных интересов.
Нравственное воспитание – непрерывный
процесс, он начинается с рождения человека
и продолжается всю жизнь, и направленный
на овладение людьми правилами и нормами
поведения.
Заключение
Специфические признаки
Список
используемой литературы
1. Бабанский Ю.К.
Педагогика. - М., 1988г.
2. Григорович Л.А. Педагогика и психология.
- М., 2001г.
3. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного
использования методов воспитания. // Нравственное
воспитание школьников. – 1976. - №12.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций».
- М., 1996г.
5. Марьенко И.С. Нравственное становление
личности. - М., 1985г.
6. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г.
7. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в школе. - М.,
2001г.
9. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.
- М., 1979г.
10. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г.
11. Яновская М.Г. Нравственное воспитание
и эмоциональная сфера личности // Классный
руководитель. 2003. - № 4.