Новые подходы в обучении: диалогическое обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:49, доклад

Описание работы

Обучение диалогу происходит через кумулятивную и исследовательскую беседы. Кумулятивная беседа – это беседа, в которой каждый принимает участие и соглашается с тем, что говорят другие. Такая беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других. Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются. В исследовательской беседе, каждый предлагает уместную информацию. Идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку.

Работа содержит 1 файл

Наталья Остапенко.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

 

«Новые подходы  в обучении: диалогическое обучение»

 

Остапенко Н.С. , учитель русского языка и литературы,

 немецкого языка Майкаинской  СОШ №2 Баянаульского района, Павлодарской области

 

 

"Жизнь  по природе своей диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово»

Бахтин М.М.

 

Размышляя над  этими словами, я пришла к выводу, что человек проживает жизнь в постоянном диалоге, как с окружающим его миром, так и с самим с собой. Но диалог как процесс нельзя понимать как умение просто общаться. Говорить мы умеем все, но вопрос в том,  как мы это делаем.  Говоря же о диалоге, мы можем сказать, что говорим о науке, которую человек постигает и использует на протяжении всей жизни. Именно поэтому одной из задач Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы является формирование коммуникативной компетенции - способности к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках.

Диалогическое взаимодействие строится на принципах равенства  и взаимного уважения позиций. Вступая в диалог, участники не должны подавлять друг друга. Следовательно, для того, чтобы диалог состоялся, необходимо соблюдение ряда условий, которые нужно знать, а чтобы знать, нужно учиться.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что развитие умений вести диалог – это одна из главных задач на уроках русского языка и литературы.

Программа, разработанная  НИШ совместно с Кембриджским университетом, включает в себя идеи семи модулей. «Диалогическое обучение» является одним из компонентов модуля «Новые подходы». Этот же модуль включает в себя парную и групповую формы работы на уроке, а также развитие саморегуляции учащихся. Все эти компоненты тесно связаны между собой, потому что, используя на практике один, нельзя обойтись без двух других: если учащиеся работают в группе или в паре, они вынуждены вести друг с другом беседу без вмешательства учителя. Вопрос в том, как эта беседа будет организована.

      Применяя на практике новые подходы, изученные во время курсовой подготовки по Программе третьего базового уровня, обучение диалогу происходит через кумулятивную и исследовательскую беседы. Кумулятивная беседа – это беседа, в которой каждый принимает участие и соглашается с тем, что говорят другие. Такая беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других. Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются. В исследовательской беседе, каждый предлагает уместную информацию. Идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку. Участники задают друг другу вопросы, спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование «прослеживается» в беседе. Участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему).

В свою очередь беседы строятся на поставленных вопросах, которые ориентированы на развитие критического мышления и оценку степени понимания обсуждаемого материала.

Тип вопроса определяется в зависимости от возрастных особенностей учащихся и их потребностей. Для кумулятивной беседы ставится вопрос низкого порядка, для исследовательской – вопрос высокого порядка. Таким образом, диалогическое обучение – это тот важный компонент, без которого остальные модули Программы не могут использоваться полноценно.

Как это происходит на практике?

Для того, чтобы состоялась кумулятивная беседа, учащимся ставится вопрос (чаще всего «закрытый»), который  они обсуждают в паре или в  группе. Чаще всего такая работа предполагает изучение нового материала.

Например: при изучении темы «Образование страдательных причастий» в 7 классе на этапе изучения нового материала ставится вопрос «Как образуются действительные причастия?», сначала учащиеся его обсуждают в паре, затем в малой группе, приходят к одному общему выводу и выдают его в виде кластера.

Для того, чтобы  состоялась исследовательская беседа, учащимся ставится вопрос высокого порядка, предполагающий несколько идей или  вариантов, задача учащихся – предложить, доказать и сделать вывод. В малой группе ставится вопрос, ответив на который, нужно провести классификацию,  выявить закономерность, представить результат. В большой группе ставится вопрос, ответив на который нужно сравнить, сделать выводы и представить результат.

Например: «На основе данных примеров сделайте вывод: когда употребляется суффикс –ш, а когда – вш». Учащиеся, работая в группе, предлагают свои доводы, совместно выбирают наиболее правильный, по общему мнению, и представляют его.

Наблюдая за тем, как проходили обсуждения в  группах на начальном этапе своей работы, я увидела проблему в том, что ученики не могут правильно и логически построить свою беседу. Возникает вопрос: как им помочь? Для решения этой проблемы мною были предложены учащимся разговорные карточки, которые помогли бы им правильно формулировать вслух свои мысли. В карточке даётся начало фразы или вопрос.

Например:

Почему вы так  думаете?

Давайте подумаем…

Давайте сравним  варианты … 

Какие идеи ещё  есть?

Я думаю …

Я согласен с  тем, что …

Я не согласен, потому что …

Я считаю, что  …


Важное место в обучении диалогу занимает постановка вопросов и их формулировка. Поэтому формулирую вопросы на уроках не только я, но и сами учащиеся. Уже после первого урока я поняла, что для учащихся это огромная проблема, поэтому в этом случае я снова прибегла к помощи разговорных карточек, которые помогают учащимся в формулировке вопросов, как низкого порядка, так и высокого.  В этих карточках даётся начальная часть вопроса.

Например:

1.Назовите признаки… 

(Какими признаками  …?)

2. Какие… образуют…?

3. Чем отличается …?

1.Когда…?

2.В каком  случае…?

3.В чём разница…?


И эта работа даёт определённый результат.

Вопросы учащихся до использования разговорных карточек

Вопросы учащихся после использования разговорных  карточек

- Как выбрать суффиксы –ущ/ющ,-ащ/ящ ?

- От каких глаголов образуются страдательные причастия?

- По каким формам изменяется причастие?

- В каком  случае перед нн мы пишем  –а/-я?

- Какими признаками  обладает краткое прилагательное?

- Какие причастия  образуют краткую форму?

- Как отличить  краткое причастие от краткого прилагательного ?


Не нужно  быть учителем русского языка, чтобы  заметить существенную разницу в  правильности постановки вопросов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что такая работа:

-позволяет ученикам выражать свое понимание темы;

- помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;

-содействует аргументированию учениками своих идей;

- помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.

В дальнейшем такие умения позволят перейти к такому виду бесед, как беседы-дебаты, в которых существует большое расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению, предпринимается небольшое число попыток объединить ресурсы, а общение часто происходит по типу «Да, это так!» – «Нет, не так!».

Таким образом, использование новых подходов в  преподавании, разработанных НИШ  совместно с Кембриджским университетом, позволяет нам формировать компетентностно-ориентированную  личность, в том числе коммуникативную и социально-адаптированную.

 

Источники:

 

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986. С.329.

 


Информация о работе Новые подходы в обучении: диалогическое обучение