Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа
Форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.
При выборе форм необходимо обращать внимание на их название, название несет методическую подставку.
Новые формы воспитательной работы.
Форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.
При выборе форм необходимо обращать внимание на их название, название несет методическую подставку.
Педагогический коллектив нашей школы использует в работе с учащимися разнообразные формы. Например, торжественная линейка, спортивное соревнование, вечер, КВН, концерт, утренник, встреча, конференция, устный журнал, игра-путешествие, диспут, поход, экскурсия, конкурс, викторина, ярмарка, трудовой десант, спектакль, акция, выставка, демонстрация, шоу, карусель, игра и т.д.
Эти формы работы можно разделить на три уровня: дело, игра, мероприятие.
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.
Мероприятие –
это событие, занятие,
Дело – это общая работа, важное событие, членам коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе.
Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в нашей школе была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, позволяют пережить счастливые минуты единения. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.
Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.
Выделяют пять
типов форм воспитательной
Словесно-логические
формы. Основным средством
Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п. мудро поступают классные руководители, когда организуя деятельность школьников, предусматривают моменты молчания. Например, в походе, во время привала, ученики отдыхают, глядя в небо и слушая все вместе и одновременно каждый в одиночестве классическую музыку. Это и есть момент обогащающего молчания.
Трудовые формы
внеурочной работы. Это разные
виды работ в школе от
Игровые (досуговые)
формы работы. Это игры, совместный
отдых, содержательные
Особое внимание на психологические формы работы с учащимися. К сожалению в нашей школе нет психолога. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Анализируя работу
педагогического коллектива
Так познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, предметные недели, недели книги и т. д.
Ценностно-ориентационная
деятельность, по существу, представляет
собой процесс формирования
Общественная деятельность
связана с участием учащихся
школы в органах управления
школой, различных ученических и
молодежных объединениях в
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Педагоги нашей школы проводят эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, концерты, фестивали, заочные путешествия и многое другое.
Досуговая деятельность включает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива принадлежит ученикам, однако учитель не является сторонним наблюдателем, помня о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. В нашей школе досуг проходит в самых разных формах: игры, праздники, вечера, соревнования, совместные прогулки, походы, дни совместного отдыха детей и родителей – Клуб выходного дня и пр.
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Перечислю наиболее часто использующиеся педагогами нашей школы: праздники, вечера, «огоньки», фестивали, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе; конкурсы, предметные недели, экскурсия на предприятия, по достопримечательностям родного края; прогулки, походы в лес, к памятникам истории; спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе; устные журналы, литературно-музыкальные композиции, игры-путешествия и многое другое.
Остановлюсь на
некоторых формах
День коллективного планирования. Проводится в конце учебного года. За неделю до этого дня объявляется конкурс на лучшее предложение к плану работы школы или класса. Назначается конкретная дата проведения дня коллективного планирования.
Дети работают в микрогруппах по 5-7 человек. Они обсуждают итоги прошедшего года, что было хорошо, что им не удалось, почему. На общем сборе от имени микрогруппы выступает представитель. Он предлагает и обосновывает свое предложение. Общее одобрение обычно получают общественно значимые дела – изготовление поделок на конкурсы, новогодних игрушек, участие в благоустройстве школы, села. Оформление классов, школы и т. Дети предлагают включить в план работы конкретные коллективные творческие дела.
К планированию воспитательной работы школы и классов привлекаются родители учащихся.
В итоге
составляется план
Большая
роль в подготовке и
В настоящее время происходит смена форм групповой работы с детьми. Основная идея новой педагогической стратегии - воспитанник как
развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни.
Существует ряд форм коллективных (групповых) занятий, цель кото-рых - духовное развитие школьников. Некоторые из них с успехом используют педагоги нашей школы. Например, игра "Волшебный стул", которую проводят во вех классах, но чаще всего в 8,9 и 10 классах (классные руководители Бобылева Л.Т., Дарьина А.Г., Кабанова Е.Б.). Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности.
Ход игры. Один из участников садится на "волшебный стул", который
"высвечивает" все его достоинства, перечисляемые окружающими; предпо-
лагается что недостатки не «высвечиваются».
Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя
как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопережива-
ние), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с
недостатков на достоинства другого человека.
Классные руководители 2-4 классов (Бобылева И.Н., Жаркова Л.Е., Аксенова Т.А.) проводят игру «Презентация мира» Цель: содействие преобразованию предметного восприятия мира,
свойственного маленькому ребенку, в социально-ценностное, когда за
предметами осознаются ценностные связи и отношения.
Ход занятия: группе учащихся предъявляются различные предметы из
окружающей повседневной среды, предлагается внимательно к ним присмот-
реться и описать их роль в жизни людей, в реализации их стремления к
счастью.
Значение: игра подводит детей к осознанию духовной ценности мате-
риальных предметов,
развивает способность к
А классные руководители 5-7 классов
используют в работе с
- актуальные проблемы школьной жизни;
- философские вопросы о жизни, счастье, совести и т.п.
Ход занятия: подготавливается комплект карточек с недописанными
фразами, которые участники читают вслух с собственным продолжением,
отражающим их спонтанное суждение. Главное условие – восприятие мнения каждого участника как ценности, не подлежащей оценке "правильно - неправильно". Проводится эта игра перед началом большого коллективного дела и после его окончания.
Учащимся всех
возрастов нравятся игровые