Научный стиль
речи имеет разновидности (подстили):
- собственно
научный,
- научно-технический
(производственно-технический),
- научно-информативный,
- научно-справочный,
- учебно-научный,
- научно-популярный.
Реализуясь в
письменной и в устной форме общения,
современный научный стиль имеет различные
жанры, виды текстов:
|
- учебник
- справочник
- научная статья
- монография
- диссертация
- лекция
- доклад
|
- аннотация
- реферат
- конспект
- тезисы
- резюме
- рецензия
- отзыв
|
|
Учебно-научная
речь реализуется в следующих
жанрах:
- сообщение,
- ответ (устный
ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение,
ответ-группировка),
- рассуждение,
- языковой
пример,
- объяснение
(объяснение-пояснение, объяснение-толкование).
Многообразие
видов научного стиля речи базируется
на внутреннем единстве и наличии общих
внеязыковых и собственно лингвистических
свойств этого вида речевой деятельности,
которые проявляются даже независимо
от характера наук (естественных, точных,
гуманитарных) и собственно жанровых различий.
Сфера научного
общения отличается тем, что в ней преследуется
цель наиболее точного, логичного, однозначного
выражения мысли. Главнейшей формой мышления
в области науки оказывается понятие,
динамика мышления выражается в суждениях
и умозаключениях, которые следуют друг
за другом в строгой логической последовательности.
Мысль строго аргументирована, подчеркивается
логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи
находятся анализ и синтез. Следовательно,
научное мышление принимает обобщенный
и абстрагированный характер. Окончательная
кристаллизация научной мысли осуществляется
во внешней речи, в устных и письменных
текстах различных жанров научного стиля,
имеющих, как было сказано, общие черты.
Общими внеязыковыми
свойствами научного стиля речи, его
стилевыми чертами, обусловленными
абстрактностью (понятийностью) и строгой
логичностью мышления, являются:
- Научная
тематика текстов.
- Обобщенность,
отвлеченность, абстрактность
изложения. Почти каждое слово выступает
как обозначение общего понятия или абстрактного
предмета. Отвлеченно-обобщенный характер
речи проявляется в отборе лексического
материала (существительные преобладают
над глаголами, используются общенаучные
термины и слова, глаголы употребляются
в определенных временных и личных формах)
и особых синтаксических конструкций
(неопределенно-личные предложения, пассивные
конструкции).
- Логичность
изложения. Между частями высказывания
имеется упорядоченная система связей,
изложение непротиворечиво и последовательно.
Это достигается использованием особых
синтаксических конструкций и типичных
средств межфразовой связи.
- Точность
изложения. Достигается использованием
однозначных выражений, терминов, слов
с ясной лексико-семантической сочетаемостью.
- Доказательность
изложения. Рассуждения аргументируют
научные гипотезы и положения.
- Объективность
изложения. Проявляется в изложении,
анализе разных точек зрения на проблему,
в сосредоточенности на предмете высказывания
и отсутствии субъективизма при передаче
содержания, в безличности языкового выражения.
- Насыщенность
фактической информацией, что необходимо
для доказательности и объективности
изложения.
Важнейшая
задача научного стиля речи: объяснить
причины явлений, сообщить, описать существенные
признаки, свойства предмета научного
познания.
Названные особенности
научного стиля находят выражение
в его языковых характеристиках
и определяют системность собственно
языковых средств этого стиля. Научный
стиль речи включает в себя языковые
единицы трех типов.
- Лексические
единицы, обладающие функционально-стилевой
окраской данного (то есть научного)
стиля. Это особые лексические единицы,
синтаксические конструкции, морфологические
формы.
- Межстилевые
единицы, то есть языковые единицы стилистически
нейтральные, используемые в равной мере
во всех стилях.
- Стилистически
нейтральные языковые единицы, преимущественно
функционирующие именно в данном стиле.
Таким образом, стилистически
значимым становится их количественное
преобладание в данном стиле. Количественно
маркированными единицами в научном стиле
становятся, прежде всего, некоторые морфологические
формы, а также синтаксические конструкции.