Научные основы методики развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Методика развития речи- педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической д-ти, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в семье и детском саду.
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

Работа содержит 1 файл

1. Научные основы методики развития речи.docx

— 22.22 Кб (Скачать)

1. Научные основы методики развития речи

Методика развития речи- педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической д-ти, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

Методика развития речи детей дошкольного  возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

Предметом ее изучения является процесс  овладения детьми родной речью и  навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического  воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у  детей дошкольного возраста.

Можно выделить фундаментальные и  прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач  относятся: а) исследование процессов  овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей  обучения родной речи; в) определение  принципов и методов обучения.

Прикладные задачи традиционно  определяются следующими вопросами:

•         чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);

•         как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);

•         почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).

«Чему учить» – означает создание программ, дидактических пособий; «как учить» – разработку путей и методов  развития речи, систем занятий и  упражнений, методических рекомендаций для дошкольных учреждений и семьи. Третий вопрос предполагает обоснование  выбираемой методики, а также проверку программ и методических рекомендаций на практике

Изучение закономерностей процесса обучения дает материал, который используется в двух направлениях:

.      методика создает  свои теоретические основы, теоретическую  базу;

.      использует эти  основы для практической разработки  системы обучения родной речи  и речевому общению: задач,  принципов, содержания, организации,  методов, средств и приемов.

Методика развития речи детей дошкольного  возраста сложилась в самостоятельную  педагогическую дисциплину, отпочковавшись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого  столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного  дошкольного воспитания.

Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую  роль сыграли исследования в области  психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметить тесную взаимосвязь  методической теории и практики. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки.

 

С другой стороны, методическая теория помогает педагогической практике. Воспитатель, не знающий методической теории, не гарантирован от ошибочных решений и действий, не может быть уверен в правильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Без знания объективных закономерностей развития речи, пользуясь лишь готовыми рецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждого воспитанника.

Научные исследования внедряются в  практику, обогащая ее новым содержанием, разработанными на научной основе методами и приемами речевого развития детей. Практика в то же время помогает теории проверить правильность сделанных  выводов. Таким образом, взаимосвязь  методической теории и практики является обязательным условием развития методики.

Методика развития речи как учебная  дисциплина стоит в кругу тех  дисциплин, которые составляют основу профессионально-образовательной программы  подготовки специалиста дошкольного  профиля. Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе  высших психических функций, в становлении  и развитии личности.

Важнейшая роль в разработке теоретических  основ методики принадлежит смежным  наукам, объектами изучения которых являются язык, речь, речевая деятельность, познание, педагогический процесс: теория познания, логика, языкознание, социолингвистика, психофизиология, психология, социальная психология, психолингвистика, педагогика (разные ее отрасли). Их данные позволяют определить и обосновать место и значение, принципы и задачи, содержание и методику работы с детьми.

Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Такой подход отражается в понимании процесса освоения языка как сложной человеческой деятельности, в ходе которой приобретаются знания, формируются умения, развивается личность.

Знание методологических основ  необходимо для понимания сущности онтогенеза речи и отсюда – для  определения общей направленности педагогического воздействия на детей и, наконец, для понимания  более частных методических вопросов.

Важнейшим, значимым для методики положением является то, что язык –  это продукт общественно-исторического  развития. В нем отражаются история  народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле.

Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования  человека и осуществления его  деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.

Этим определяется важнейший принцип  методики – овладение языковыми  формами; развитие речи и навыков  общения у детей происходит в  деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая  в процессе этой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

02. Методика обучения  дошкольников диалогической речи

Диалог для ребенка является первой школой овладения род¬ной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является осно¬вой развивающейся личности. Через диалог ребенок усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную для себя информацию. Диалог — не только форма речи, он еще и «разно¬видность человеческого поведения» (Л.П.Якубинский). Как фор-ма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ре¬бенка особых социально-речевых умений, освоение которых про¬исходит постепенно.

Основная цель развития диалогической  речи у дошкольников — научить  их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо  сводить задачи обучения диалогу  лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овла¬деть целым рядом умений, среди которых:

умение активно вступать в контакт  с собеседником, быстро реагировать  на реплики, пользуясь различными их видами (во¬прос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);

умение беседовать на различные  темы, поддерживать разго¬вор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспраши¬вать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

умение говорить спокойно, с умеренной  громкостью, добро¬желательным тоном;

владение разнообразными формулами  речевого этикета, упо¬требление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);

умение использовать мимику и жесты;

умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

Вышеназванными умениями ребенок  овладевает, во-первых,

повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы. Перечислим некоторые  из них.

. Разговор воспитателя с детьми. По мнению Е. И. Тихеевой, потребность  разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями,  чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуща еще в большей мере. Воспитатель разго¬варивает с детьми по любому поводу, в разное время, коллектив¬но и индивидуально.

Для коллективных разговоров лучшим временем является про¬гулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, кото¬рый подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сооб¬щением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров.

При проведении разговоров О. И. Соловьева  рекомендует сле¬дующее:

с самого начала необходимо расположить  к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой кар¬тинкой, либо животным в уголке природы и пр.;

начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен  интересным для него де¬лом, то разговор будет неуместен;

разговор должен проходить в  спокойной обстановке, а не на ходу;

внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от

ругих детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;

говорить надо так, чтобы у ребенка  осталось удовлетворение

от того, что его выслушали;

необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье 

Содержанием разговоров служит жизнь  детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными  и растениями, поступки детей, книги  и т.д.

.Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образы диалогического  взаимодействия. Диалоги с использованием

опросов и ответов позволяют  дошкольникам освоить не только

форму различных высказываний, но и правила очередности, устроить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

.Словесные поручения. Можно  дать ребенку поручение сходить

соседнюю группу за книгой, попросить  у методиста картину,

оказать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям т.д. Воспитатель  просит повторить поручение, что  необходимо 1я усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения.

.Речевые ситуации, направленные  на формирование навыков составления  диалогов: на трансформацию содержания  беседы в диалог; на составление  диалога по речевой ситуации.

. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые,  дидактические, под¬вижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических  умений. развитие у детей умений пользоваться разными видами диалоги¬ческих реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содей¬ствует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные теле¬фоны, радио, телевизор, касса и др.

Словесные дидактические игры закрепляют усвоен¬ные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на ус¬лышанное.

Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси-гуси», «Краски» и др.), способствуют приучению детей к очеред¬ности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих парт¬неров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.

Игры-инсценировки и игры-драматизации объе¬диняют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребе¬нок играет роль сказочного (литературного) персонажа, прини¬мает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный воз¬расту эгоцентризм.

 


Информация о работе Научные основы методики развития речи