Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:07, курсовая работа
Методика развития речи- педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической д-ти, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в семье и детском саду.
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.
1. Научные основы методики развития речи
Методика развития речи- педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической д-ти, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в семье и детском саду.
Методика развития речи детей дошкольного
возраста входит в состав педагогических
наук. Она является одновременно отраслью
методики русского языка и дошкольной
дидактики и относится к
Предметом ее изучения является процесс
овладения детьми родной речью и
навыками речевого общения в условиях
целенаправленного
Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.
Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:
• чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);
• как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);
• почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).
«Чему учить» – означает создание программ, дидактических пособий; «как учить» – разработку путей и методов развития речи, систем занятий и упражнений, методических рекомендаций для дошкольных учреждений и семьи. Третий вопрос предполагает обоснование выбираемой методики, а также проверку программ и методических рекомендаций на практике
Изучение закономерностей
. методика создает свои теоретические основы, теоретическую базу;
. использует эти
основы для практической
Методика развития речи детей дошкольного возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания.
Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследования в области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметить тесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки.
С другой стороны, методическая теория помогает педагогической практике. Воспитатель, не знающий методической теории, не гарантирован от ошибочных решений и действий, не может быть уверен в правильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Без знания объективных закономерностей развития речи, пользуясь лишь готовыми рецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждого воспитанника.
Научные исследования внедряются в практику, обогащая ее новым содержанием, разработанными на научной основе методами и приемами речевого развития детей. Практика в то же время помогает теории проверить правильность сделанных выводов. Таким образом, взаимосвязь методической теории и практики является обязательным условием развития методики.
Методика развития речи как учебная
дисциплина стоит в кругу тех
дисциплин, которые составляют основу
профессионально-
Важнейшая роль в разработке теоретических основ методики принадлежит смежным наукам, объектами изучения которых являются язык, речь, речевая деятельность, познание, педагогический процесс: теория познания, логика, языкознание, социолингвистика, психофизиология, психология, социальная психология, психолингвистика, педагогика (разные ее отрасли). Их данные позволяют определить и обосновать место и значение, принципы и задачи, содержание и методику работы с детьми.
Методологической основой
Знание методологических основ
необходимо для понимания сущности
онтогенеза речи и отсюда – для
определения общей
Важнейшим, значимым для методики
положением является то, что язык –
это продукт общественно-
Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.
Этим определяется важнейший принцип методики – овладение языковыми формами; развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.
02. Методика обучения
дошкольников диалогической
Диалог для ребенка является первой школой овладения род¬ной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является осно¬вой развивающейся личности. Через диалог ребенок усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную для себя информацию. Диалог — не только форма речи, он еще и «разно¬видность человеческого поведения» (Л.П.Якубинский). Как фор-ма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ре¬бенка особых социально-речевых умений, освоение которых про¬исходит постепенно.
Основная цель развития диалогической речи у дошкольников — научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овла¬деть целым рядом умений, среди которых:
умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (во¬прос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);
умение беседовать на различные темы, поддерживать разго¬вор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспраши¬вать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;
умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, добро¬желательным тоном;
владение разнообразными формулами речевого этикета, упо¬требление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);
умение использовать мимику и жесты;
умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-первых,
повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.
В ходе обучения можно использовать разнообразные методы. Перечислим некоторые из них.
. Разговор воспитателя с детьми.
По мнению Е. И. Тихеевой, потребность
разговаривать с другими
Для коллективных разговоров лучшим временем является про¬гулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, кото¬рый подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сооб¬щением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров.
При проведении разговоров О. И. Соловьева рекомендует сле¬дующее:
с самого начала необходимо расположить к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой кар¬тинкой, либо животным в уголке природы и пр.;
начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен интересным для него де¬лом, то разговор будет неуместен;
разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу;
внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от
ругих детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;
говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение
от того, что его выслушали;
необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье
Содержанием разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.
.Чтение литературных
опросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только
форму различных высказываний, но и правила очередности, устроить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
.Словесные поручения. Можно дать ребенку поручение сходить
соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину,
оказать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо 1я усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения.
.Речевые ситуации, направленные
на формирование навыков
. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, под¬вижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. развитие у детей умений пользоваться разными видами диалоги¬ческих реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содей¬ствует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные теле¬фоны, радио, телевизор, касса и др.
Словесные дидактические игры закрепляют усвоен¬ные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на ус¬лышанное.
Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси-гуси», «Краски» и др.), способствуют приучению детей к очеред¬ности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих парт¬неров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.
Игры-инсценировки и игры-драматизации объе¬диняют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребе¬нок играет роль сказочного (литературного) персонажа, прини¬мает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный воз¬расту эгоцентризм.