Вместе с тем, научная
биография и творческое наследие
Е. И. Тихеевой как целостная система
до сих пор не являлись предметом
специального научного изучения. Поэтому
можно сформулировать явно выраженные
противоречия между:
- признанием вклада Е.И.
Тихеевой в развитие дошкольного
образования и недостаточной
изученностью ее научной биографии
и творческого наследия;
- активной включенностью
Е.И. Тихеевой в теорию и
практику отечественного образования
конца ХIХ – начала ХХ века и отсутствием
концептуального анализа ее педагогической
системы в работах историко-педагогической
направленности;
- оценкой роли Е.И. Тихеевой
в оформлении отдельных методик
воспитания и обучения детей
дошкольного возраста и отсутствием
работ, посвященных анализу собственно
ее авторского «метода игры
– труда».
С этих позиций в качестве
системы детерминант, повлиявших на
становление и развитие мировоззрения
Е. И. Тихеевой в единстве культурологического
и биографического методологических
принципов выделяются закономерности
оформления собственно авторских педагогических
суждений под влиянием внешних и внутренних
факторов.
Выдержка из работы «Анализируя
теоретические подходы Е.И. Тихеевой»,
применительно к организации общественного
дошкольного и первоначального образования
подрастающего поколения, можно объективно
выделить системную характеристику работы
различных учебно-воспитательных учреждений,
с точки зрения описания (Запорожец, 1965).
- их значения и роли
в обществе при выполнении
основных социализирующих функций
при работе с детьми, в том
числе и посредством организации
общественных организаций в условиях
самого заведения;
- особенностей взаимодействия
внутри педагогического коллектива,
функциональных обязанностей администрации
и педагогов, сотрудников и
практикантов;
- ведущих принципов организации
учебно-воспитательного процесса;
- требований к педагогическому
составу в целом и личности
каждого педагога, его профессиональной
культуре, образовательному уровню
и компетентности;
- особенностей организации
различных функциональных помещений
заведения и их оборудования;
- своеобразия пребывания
в учебно-воспитательном учреждении
ребенка, основных этапов его
адаптации, сбора необходимых
сведений и результативности
индивидуальной и коллективной
работы в различных возрастных
группах;
- организации распорядка
жизни (режима дня) и расписания
занятий для детей различного
возраста;
- системы учебно-воспитательной
работы с детьми с точки
зрения решения основных задач,
таких как: развитие речи, наблюдательности,
внешних, социальных и эстетических
чувств детей, формирование их
знаний, умений и навыков;
- рекомендаций по ведению
учета и контроля за организацией
педагогического процесса;
- требований к наличию
бытового и дидактического инвентаря
для реализации основных образовательных,
воспитательных и развивающих
функций, а также необходимости
создания педагогической библиотеки
и музея, как средства методической
подготовки воспитателей и обобщения
их инновационного опыта.
Таким образом, Е. И. Тихеевой
были выделены и оформлены ведущие
компоненты целостной системы учебно-воспитательной
работы с детьми. Одновременно она
считала возможным учитывать
культурный уровень русского общества,
заниматься культурным просвещением русского
народа, в том числе и с помощью
дошкольных учреждений. В частности,
она отмечала, что детские сады
должны пропагандировать основы своей
работы для ближайшего социального
окружения, возлагая на них ответственность
за подготовку и проведения самых
различных мероприятий для населения
с целью выяснения сущности и
значения дошкольного воспитания, роли
детского сада и его организации.
Подобная система, по ее мнению, позволяет
привлекать к участию в работе
детского сада население и формирует
определенное позитивное отношение
к этим новым типам образовательных
заведений.
Социально-педагогические
взгляды Е. И. Тихеевой.
Е.И. Тихеева считала необходимым
активизировать социальную деятельную
детских садов за счет активного привлечения
к участию в их работе самих родителей.
Совместная с семьей работа ориентирует
на единство требований к детям и организованному
воздействию на них. С этой целью Е.И. Тихеева,
учитывая историческую ситуацию, предлагала
создание родительских комитетов, проведение
ежемесячных родительских собраний, организацию
присутственных дней и подготовку открытых
мероприятий и праздников для родителей.
Все эти инновационные для своего времени
формы сотрудничества родителей и ДОУ
оказались достаточно перспективными,
о чем свидетельствует их наличие и в деятельности
современных детских садов.
В качестве значимого системного
компонента своего «метода» Е. И. Тихеева
выделяла материальную обстановку детского
сада. С этой целью в своем авторском
ДОУ – детском саду по «методу
Тихеевой» она создавала для
активной практической деятельности детей
соответствующие уголки, так как
по ее мнению «для творческого проявления
личности нужно определенное место,
материалы и орудия». На этом основании
Е. И. Тихеева снабжала дошкольников
пособиями, материалами и орудиями
для игровой и трудовой деятельности,
подчеркивая, что «детей надо не только
снабжать предметами, но и обставить их
так, чтобы пользование …было легко, удобно,
целесообразно».
Она отмечала, что воспитательный
потенциал вещественного мира огромен
и «представляет обильную пищу и
глубоко осмысленную работу органам
внешних чувств и через эти
органы развивается внутренний мир
ребенка, обогащая его глубокими, ценными
знаниями и представлениями». Именно
поэтому Е. И. Тихеева считала
возможным развивать способности
детей на конкретном, наиболее близком
и интересном материале трех категорий:
природный, комплекс дидактических
пособий, обстановка домашней и общественной
жизни в их совокупности. Особое
внимание Е. И. Тихеева уделяет дидактическому
материалу, который рассматривала
как наиболее значимый и эффективный
фактор интеллектуального развития
ребенка, облегчающий естественное
развитие личности, ее приспособленность
к среде, расширяющий и корректирующий
опыт, стимулирующий к разумной самодеятельности.
Развивая данную идею, Е. И. Тихеевой была
предложена собственная классификация
дидактического материала и его
разделение на «естественный» и «искусственный».
Под «естественным дидактическим
материалом» она подразумевает
игрушки и предметы жизненного обихода,
овощи, плоды, цветы, растения, семена и
др., а к «искусственному» относит
картонный и деревянный материал,
построенный по принципу парности и
предназначенный для изучения различных
качеств и свойств предметов. Еще
одним значимым для дошкольников видом
материала она считала предметы и орудия
трудовой деятельности. В связи с этим
в своем детском саду ею была создана отдельная
комната «трудовых уголков» (столярный,
швейный, кухня, прачечная, домоводства,
строительный), которые использовались
для организации игр детей и обыгрывания
различных трудовых процессов и их ценности
для практической жизни.
В целом, можно говорить,
что именно система требований к
организации окружающей ребенка
среды, разработанная Е. И. Тихеевой,
представляла собой комплекс характерных
для периода реформирования отечественной
системы образования после революции
1917 года подходов к открытию государственных
ДОУ с набором минимального педагогического
оборудования, позволяющего обеспечить
организацию учебно-воспитательной
работы с детьми. Ее требования становятся
определяющими и концептуальными
для всей системы советского дошкольного
образования вплоть до начала 40-х
гг. и использовались также при
разработке новых проектов детских
садов в России. Целостность и концептуальность
педагогической позиции Е. И. Тихеевой
обеспечивались также разработанной ею
системой управления и организации работы
в ДОУ, а также их обеспечением учебно-методическими
пособиями и программными материалами.
В частности, именно Е. И. Тихеевой были
предложены два вида планов-программ:
производственные, включающие содержательную
характеристику работы в целом, задачи
на год; а также педагогические, ориентирующие
на содержание текущего процесса воспитания
и обучения. Ведение годового плана должно
вестись в соответствии с намеченными
ключевыми организационными моментами,
но сроки их реализации необходимо намечать
предположительно. Комплекс занятия в
детском саду, по мнению Е. И. Тихеевой
должен находиться в строгом соотношении,
способствующем развитию всех способностей
ребенка. С целью реализации подобного
подхода она считала возможным заполнить
день пребывания ребенка в детском саду
активной деятельностью, которая должна
носить более или менее плановый характер,
поэтому рабочий день разделялся на две
половины: первую, до завтрака она предлагала
посвятить занятиям, которые носили определенный,
частично обязательный характер; вторая
половина дня должна была ориентироваться
на свободные индивидуальные и коллективные
игры, беседы и другие формы работы с детьми.
На сегодняшний день известно, что подобная
система планирования воспитательно-образовательной
работы с детьми дошкольного возраста
имела значительный педагогический потенциал.
Об этом свидетельствует ее активное использование,
в том числе и в современных ДОУ.
Заключение.
Свою педагогическую теорию
Е. И.Тихеева не только активно внедряла
в работу экспериментальных учебно-воспитательных
учреждений, но и пропагандировала
посредством целого ряда детально теоретически
проработанных и практически
апробированных частных методик (методика
развития детской речи; методика математического
развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста; методика
ознакомления детей с природой и
экологического воспитания ребенка-дошкольника),
а также через способы организации самостоятельной
(игровой и трудовой) деятельности ребенка
с дидактическими материалами, которые
и составляют значительную часть ее педагогического
наследия и могут быть востребованы в
современных условиях с учетом их соответствующей
адаптации согласно требованиям технологии
«ретроинновации».
Наличие подобных методических
рекомендаций позволяет констатировать
факт реального воплощения теоретических
подходов автора в конкретной работе,
обладающей явно выраженным позитивным
прагматическим эффектом. Поэтому подвергнутые
в исследовании детальному анализу
частные методики следует рассматривать
как практическое приращение к научной
авторской теории, своеобразный инструмент
ее реализации в практике работы с
детьми дошкольного возраста и значимый
элемент целостного педагогического
наследия Е. И. Тихеевой.
Список литературы.
- Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984.
- Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. – М.: Педагогика, 1976.
- Запорожец А.В. Психология. – М.: Просвещение, 1965.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М.: Просвещение, 1981.
- Шульгина Е.В. Наследие Е.И.Тихеевой как педагогическая система // Alma mater. Вестник высшей школы. №11. М., 2006.
- Шульгина Е.В. Общественно-педагогическая деятельность Е.И.Тихеевой как составная часть авторской педагогической системы // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.58. М., 2005.
- Шульгина Е.В. Педагогические условия формирования самостоятельности старших школьников в современной семье // Материалы межвузовской научной конференции «Профессиональное становление специалиста в вузе». М.-Вологда, 2004.