Настроение, стрессы и аффекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:37, доклад

Описание работы

Наряду с быстро меняющимися оперативными эмоциональными состояниями высшие живые организмы обладают системой обеспечения относительно длительных эмоциональных- состояний. Такие состояния называются настроением, или эмоциональным фоном, и возникают в результате реагирования на длительные, носящие неизменный характер воздействия внутренней или внешней среды. Настроения (эмоциональный тон), как и эмоции, могут быть положительными или отрицательными.

Работа содержит 1 файл

Настроения.docx

— 17.45 Кб (Скачать)

Настроения, стрессы и аффекты.

Наряду с быстро меняющимися  оперативными эмоциональными состояниями  высшие живые организмы обладают системой обеспечения относительно длительных эмоциональных- состояний. Такие состояния называются настроением, или эмоциональным фоном, и возникают в результате реагирования на длительные, носящие неизменный характер воздействия внутренней или внешней среды. Настроения (эмоциональный тон), как и эмоции, могут быть положительными или отрицательными.

Настроение человека определяется не только внешними ситуациями (что  делало бы человека слишком простой  машиной), но и состоянием внутреннего  мира человека, его характером и  темпераментом. Более того, состояние внутреннего мира имеет зачастую много более сильное влияние на настроение человека, что делает весьма актуальной работу психологов и психотерапевтов не только с клиентами (пациентами), находящимися в так называемых пограничных состояниях психики, но и с практически здоровыми людьми, в характере которых имеется склонность к пониженному настроению, депрессии и т. д.

Частым следствием длительных периодов пониженного, угнетенного настроения являются стрессовые состояния. Эти  состояния обычно развиваются у  людей (и животных) в результате длительного  воздействия сложных, трудных для  жизни условий, чрезмерных психических  напряжений и эмоциональных перегрузок. Например, в условиях космического полета, войны, выполнения непосильной  в интеллектуальном, моральном или  физическом смысле работы и т. д. Развитие стресса в пределе приводит к  полной дезорганизации деятельности, к невозможности выполнения стоящих  перед человеком задач, к нервным срывам и устойчивым неврозам.

Тем не менее считается, что некоторая оптимальная величина стрессовых воздействий может иметь и положительное значение, так как ведет к выработке приспособительных, адаптационных механизмов. В частности, такого мнения придерживался и канадский физиолог Ганс Селье, который в 1936 г. ввел само понятие стресса. В качестве примера адаптационного действия стресса можно привести результаты экспериментов, в которых молодых мышат подвергали умеренным стрессам: брали в руки, подвергали слабым ударам тока и пр. Оказалось, что такие мыши впоследствии лучше, чем их братья и сестры, не подвергавшиеся «стрессовому обучению», переносили настоящие стрессовые ситуации. 

В критических ситуациях, возникающих  в результате длительных периодов плохого  настроения, стрессов, а также при  неспособности найти выход из опасных, часто неожиданных положений  у субъекта могут проявиться очень  сильные, практически неуправляемые, но относительно кратковременные эмоциональные  «взрывы», так называемые аффекты. Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффекты выполняют роль «аварийного» разрешения ситуации, поведенчески выливаясь в реакции двух противоположных типов: агрессии или бегства (замирания). Причем сила и бурность проявления аффектов пропорциональна таким факторам, как сила мотиваций, количество затраченных усилий для удовлетворения этой мотивации и мизерность, незначительность итоговых результатов.

Можно считать, что биологически аффекты, так же, как и эмоции вообще, представляют собой определенную форму генетической памяти. У низших животных это видовая  память особого типа — память на способы реагирования, свойственные всем животным данного вида. Одни виды, пользуясь такой памятью, например, реагируют на опасность агрессией, другие — бегством или замиранием, вплоть до полной имитации состояния  смерти. У высших животных, в том  числе и у человека, тип эмоционального поведения определяется характером субъекта и степенью созревания соответствующих  отделов нервной системы (см. следующий раздел). Это значит, что один и тот же субъект в разных условиях и в разные возрастные периоды может проявлять либо агрессивное поведение, либо поведение, связанное с бегством. Например, птенцы многих видов птиц замирают при виде опасности, хотя взрослые птицы могут демонстрировать разные виды активного поведения: защита птенцов, агрессия и пр.

Выраженные формы негативных эмоциональных  состояний, такие, как плохое настроение, стрессы, аффекты, часто приводят к  особому виду психологического состояния (поведения), называемого фрустрацией (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) (рис. 58). Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрационное поведение является следствием длительных неуспехов в удовлетворении потребностей и желаний человека. Общим проявлением - фрустраций является появление у человека «чувства крушения», невозможности преодоления препятствий. В результате возникают разные типы нарушений поведения. Это, во-первых, нарушения самооценки, когда люди отрицают факт постигших их неудач, приписывают эти неудачи проискам окружающих, относят их на счет не зависящих от себя обстоятельств, но при этом никак не снижают, а иногда и повышают уровень своих притязаний. В итоге в поведении появляется заносчивость, агрессивность, бравада.

Другой тип нарушений поведения  определяется боязнью неудач и стремлением  к достижению только заведомо достижимых целей. В результате появляется боязнь разочарования в своих возможностях, обидчивость, подозрительность, легкая ранимость. Основы такого поведения  также связаны с дисбалансом  уровня притязаний, самооценки и реальных способностей. Причем субъект может  неосознанно из-за боязни неудач занижать уровень своих возможностей, что тем не менее обязательно на уровне подсознания будет вызывать симптомы обидчивости, зависти и недовольства.

В результате длительных фрустраций появляется необходимость в длительном психологическом и педагогическом процессе, направленном на активное осознание  человеком реального соотношения  своих возможностей и способностей, с одной стороны, и уровня своих  притязаний — с другой. В противном  случае появляется опасность развития различных неврозов, связанных с  повышенной нервозностью, чувством собственной  неполноценности, страхом, потерей работоспособности, утомляемостью, плохим сном и т.д.

Неумение регулировать свои эмоциональные состояния, справляться  с аффектами и стрессами служит препятствием для эффективной профессиональной деятельности, нарушает межличностные  отношения на работе и в семье, мешает достижению поставленных целей  и осуществлению намерений, нарушает здоровье человека.

Существуют специальные  приемы, которые помогают справиться с сильной эмоцией и не допустить  ее превращения в аффект. Для этого  рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться, глубоко  и ритмично дышать, привлечь заранее  заготовленный “дежурный образ” приятного события в своей  жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны. Аффект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры межличностных  отношений.

Средством предупреждения эмоционального выгорания являются оптимизация  условий труда и психологическая  коррекция на ранних стадиях эмоциональных  нарушений.

Имеет значение, и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10- 15 лет  работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременным сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает”  его.


Информация о работе Настроение, стрессы и аффекты