Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:09, контрольная работа
Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2—5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами. Причем заикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Если появилось даже незначительное заикание, которое через некоторое время прошло само по себе, возможны последующие рецидивы, особенно выраженные в критические периоды развития (в 6—7 лет и пубертатный период).
Введение
1. Заикание, его причины и проявления
2. Профилактика заикания
3. Комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания
4. Психотерапия
Заключение
Список литературы
Тонические судороги, по сравнению с клоническими, считаются более тяжелыми и в случаях постепенного развития заикания они обычно появляются позже клонических. При этом следует иметь в виду, что на определенном этапе нормально протекающего речевого развития у ребенка наблюдается так называемая "клонус-фаза", характеризующаяся тем, что он иногда повторяет один и тот же слог (например, говорит "су-сумка" вместо "сумка"). В большинстве случаев это бесследно проходит, однако у некоторых детей такое повторение слогов может переходить в клоническое, а затем и в тоническое заикание. Причиной тому нередко оказывается неправильное поведение взрослых, которые запрещают ребенку повторять слоги и требуют произносить слово "сразу". Стремясь преодолеть непроизвольное повторение слогов, ребенок как бы сильнее "нажимает" на слог, в результате чего клонус переходит в тонус, то есть уже в самое настоящее заикание. По этой причине лучше всего не обращать внимания на повторение ребенком некоторых слогов и дать ему возможность самостоятельно справиться с временно возникшими затруднениями.
2. Сопутствующие движения. К ним относятся судорожные сокращения неречевых мышц в процессе речи. Например, у заикающегося в моменты сильного напряжения во время речи может наблюдаться судорожное запрокидывание головы, непроизвольные судорожные движения рук, ног, туловища и пр. Возникновение сопутствующих движений связано с иррадиацией (распространением) нервного возбуждения с речевых мышц на соседние или даже отдаленные мышечные группы, не имеющие никакого отношения к речи. Естественно, что наличие сопутствующих движений существенно утяжеляет общую картину заикания.
3. Вегетативные расстройства. Вегетативная нервная система выполняет важную функцию в организме, связанную с иннервацией внутренних органов. В норме ее нормальное функционирование регулируется корой головного мозга. Но при разного рода невротических расстройствах, к числу которых относится и большинство случаев заикания, регулирующая и контролирующая роль коры ослабляется, что приводит к появлению различных "вегетативных расстройств". Они могут выражаться в неустойчивости пульса, колебаниях артериального давления, частых сердцебиениях, повышенной потливости, побледнении или покраснении кожных покровов, появлении "гусиной кожи" и т. п. При усилении речевой судорожности обычно резко возрастают и вегетативные проявления, которые в свою очередь усиливают речевую судорожность. Таким образом, возникает своего рода "замкнутый круг", из которого заикающемуся очень трудно выйти собственными силами.
Особенностью всех названных симптомов заикания является то, что они возникают непроизвольно, независимо от сознания и воли самого заикающегося, причем могут присутствовать уже с самого первого момента возникновения заикания (по этой причине они и называются первичными).
К психическим симптомам заикания относятся следующие.
1. Фобии, или навязчивые страхи (phobos в переводе с греческого означает страх). По мере того как заикающийся начинает испытывать трудности в речевом общении и осознавать, что во многих ситуациях они оказываются почти непреодолимыми, у него может развиться панический страх перед речью (фобия речи в целом или так называемая логофобия). Нередко еще задолго до предстоящего ответа на уроке ребенок пребывает в состоянии мучительного страха, что еще более провоцирует речевую судорожность. Во многих случаях страхи носят избирательный характер и выражаются в виде фобии вполне определенных ситуаций речевого общения или каких-то конкретных собеседников.
Помимо навязчивого страха перед речью в целом, у некоторых заикающихся может наблюдаться и страх перед отдельными звуками (так называемые звукофобии). Их возникновение связано с тем, что ребенку не всегда обоснованно может показаться, будто бы на некоторых звуках он заикается особенно часто. В дальнейшем он фиксирует внимание на этих звуках,- заранее "предчувствуя" и с тревогой ожидая их появления в речи, что опять-таки не способствует их свободному артикулированию. Логофобии чаще всего сопровождаются описанными выше вегетативными расстройствами, что значительно утяжеляет общую картину заикания.
2. Могут наблюдаться и навязчивые мысли о заикании. У одних заикающихся они носят временный характер, появляясь непосредственно перед началом речи и исчезая вскоре после ее окончания, у других же становятся доминирующими (преобладающими, как бы заслоняющими собой все остальные мысли). Это приводит к возникновению очень мучительного внутреннего состояния.
3. Двигательные и речевые уловки, или так называемые защитные приемы. Коль скоро у ребенка возникли связанные с речью переживания, он постепенно начинает искать какие-то средства для облегчения речевого акта и для маскировки своего заикания. Так он приходит к использованию различных уловок, которые могут носить двигательный или речевой характер.
К числу двигательных уловок относятся сопутствующие действия. В отличие от сопутствующих движений, являющихся судорожными и непроизвольными, сопутствующие действия имеют сознательное происхождение и не являются судорожными. Почему ребенок начинает прибегать к их помощи? Иногда во время речи заикающийся случайно совершает какое-то не относящееся к ней действие — поправляет волосы, застегивает расстегнувшуюся пуговицу и т. п., и при этом вдруг замечает, что ему стало легче говорить. (Такое облегчение действительно могло иметь место по причине невольного отвлечения внимания от речи.) В дальнейшем ребенок начинает уже сознательно прибегать к этим "защитным" приемам, хотя в силу их привычности они вскоре утрачивают свою "защитную" роль и лишь еще больше усложняют симптоматику заикания. Часто человек уже и сам забывает о причине совершения им тех или иных действий и выполняет их чисто механически, но сознательный характер происхождения двигательных уловок все же почти всегда можно установить.
К речевым уловкам относятся следующие.
А. Эмболофразии, или разного рода "вставки" в речь, не связанные с ее содержанием (emballo в переводе с греческого означает "вбрасываю", "ввергаю"). Испытывая особый страх перед произнесением некоторых звуков речи, заикающийся, с целью избежать речевых судорог, предпосылает этим звукам какие-то другие звуки или слова, стараясь уловить такой момент, когда и "трудные" звуки смогут, наконец, "проскользнуть". Чаще всего в роли таких слов-уловок, выступают следующие: И, Э, НУ, ВОТ, ЭТО, ЗНАЧИТ, ТАК СКАЗАТЬ, КАК ЕГО и т. п. Например, когда мы спросили у одного заикающегося подростка его фамилию, то получили такой ответ: "И..., э..., ну..., вот..., это..., как его — Петров". В результате использования всех этих вспомогательных слов юноша смог, наконец, выбрать удобный момент для того, чтобы произнести трудный для него звук П (звукофобия) без заикания. Естественно, что все эти вставки не украшают речь, а создают впечатление какой-то ее растянутости, "водянистости".
Б. Сознательное изменение лексико-грамматического строя речи. Заранее предвидя наступление речевой судороги, заикающийся (преимущественно подросток или взрослый) старается всеми возможными способами ее избежать. С этой целью он прибегает к перестановке слов во фразе, к изменению ее редакции, а иногда даже и самого ее смысла. Нередко это приводит к излишнему многословию, неоднократному повторению уже сказанного, к затруднениям в формулировке мысли, что в конечном итоге придает речи неестественность, искусственность. Сами заикающиеся при этом чувствуют "невысказанность мысли" и не получают полного удовлетворения не только от формы, но и от содержания речевого общения.
В. Изменение самого характера речи (ее темпа, ритма, интонации, силы голоса и т. п.). Например, некоторые взрослые заикающиеся "напускают" на себя излишнюю солидность в разговоре, говорят "покровительственным тоном", покашливают, намеренно выдерживают длительные паузы, создающие впечатление "обдумывания" ответа, говорят тихим, вкрадчивым или, наоборот, излишне громким голосом и т. п.
4. Особенности личности заикающихся. Возникшее заикание сравнительно быстро начинает сказываться на формировании характера ребенка и накладывать нежелательный отпечаток на всю его личность. Некоторые дети, чувствуя затруднения в речи, начинают избегать речевого общения и даже вообще всяких контактов с окружающими, замыкаться в себе, играть в одиночестве и т. п. (личность и поведение человека начинают меняться с того момента, как он узнает о своем заболевании).
К сожалению, "узнать" о наступившем заикании и понять все связанные с ним неприятности детям дошкольного возраста чаще всего помогают окружающие их взрослые (исправление сказанного с заиканием, требование "говорить нормально", высказывание упреков или, наоборот, проявление излишнего сочувствия, жалости по отношению к ребенку и т.п.).
Итак, для психических симптомов заикания характерно их сознательное и "вторичное" происхождение — они как бы "надстраиваются" над физическими симптомами. Их наличие существенно осложняет общую картину заикания и затрудняет его преодоление. Нередко психические симптомы доставляют заикающимся гораздо больше неприятностей, чем само заикание. Однако они присущи не всем страдающим им. Так, заикающихся подростков условно принято делить на три группы. У первой из них страх речи полностью отсутствует, уловки также не используются; вся картина заикания здесь ограничивается только физическими симптомами. У заикающихся второй группы страх речи имеется, но он носит умеренный характер и распространяется лишь на некоторые ситуации речевого общения. И, наконец, для заикающихся третьей группы характерен ярко выраженный навязчивый страх речи, крайняя неуверенность в себе, постоянное использование в процессе речи различных уловок.
Таким образом, раз возникшее заикание во многих случаях постепенно "обрастает" психическими симптомами, напоминая в этом отношении катящийся и все увеличивающийся в своих размерах снежный ком. По этой причине очень важно не ожидать полного развития всей симптоматики заикания, а постараться преодолеть его на самой ранней стадии, до появления психических симптомов, то есть еще в дошкольном возрасте.
С учетом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют его невротическую и неврозоподобную формы.
Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшегося у ребенка невроза. Такие дети еще до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна, аппетита и т. п. В качестве ближайшей причины заикания здесь чаще всего выступает какая-либо психическая травма (сверхсильный раздражитель), играющая роль "последней капли". В дальнейшем такое заикание обычно "обрастает" психическими симптомами — постепенно появляются фобии, уловки, переживания по поводу имеющегося дефекта и т. п. Течение заикания волнообразное, со сменяющими друг друга усилениями и ослаблениями симптоматики, что вообще типично для невротических расстройств.
Характерной особенностью невротического заикания является и то, что при нем не обнаруживается признаков органического поражения головного мозга. Это свидетельствует о функциональном характере нарушения. Об отсутствии "органики" говорит и ранний анамнез: как правило, здесь не отмечается выраженной патологии в протекании беременности и родов у матери, а также отклонений в раннем общем и речевом развитии ребенка (развернутая фразовая речь у таких детей обычно появляется к полутора годам).
Неврозоподобное заикание, как явствует из названия, лишь подобно невротическому, похоже на него по своим внешним проявлениям, но в основе его лежат совсем иные причины. В данном случае в процессе специальных исследований у детей обнаруживаются признаки органического поражения головного мозга. В пользу этого свидетельствует и осложненный ранний анамнез (неблагополучное протекание беременности и родов у матери, множественные заболевания ребенка в раннем детстве, запаздывание в речевом развитии, когда фразовая речь нередко появляется лишь в трехлетнем возрасте).
Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, развивается постепенно и без видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Течет такое заикание или стационарно, как бы "на одной ноте", или равномерно усиливаясь, но без характерных для невротического заикания постоянных колебаний и неустойчивости в проявлении симптомов. "Светлые" промежутки здесь отсутствуют. Психические симптомы выражены значительно меньше, чем при невротическом заикании, к тому же они не имеют прямой связи с определенными ситуациями речевого общения. Преодолеть неврозоподобное заикание значительно труднее, чем невротическое. Его еще называют органическим
Обследование заикающегося носит комплексный характер и направлено на возможно более полное выявление всех имеющихся симптомов заикания, ни один из которых в процессе коррекционной работы не может быть оставлен без внимания.
2. Профилактика заикания.
Вначале беседа по профилактике речевых дефектов проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.
Некоторые авторы считают, что в дошкольном воспитании не учитываются возрастные особенности ребенка, а именно гиперсензитивный период развития речевой функции в 2,5—3,5 года. В то же время целенаправленное развитие темпоритмической организации двигательной сферы (в нее входят и музыкальный, и речевой компоненты) способствует профилактике онтогенетической неплавности речи и судорожных запинок, гармонизирует развитие ребенка: развивает двигательную одаренность, помогает в овладении пением, позволяет оптимизировать обучение музыке и основам грамоты, избежать нарушения слоговой структуры слова и др.
В обучении и воспитании дошкольников в любой форме (в семейном воспитании или детском учреждении) следует выбирать наиболее оптимальную модель коммуникации взрослого и ребенка, которая на высоком уровне использовала бы паралингвистические средства вербального и невербального общения. Образец речи взрослого должен быть совершенным с точки зрения правильного — неторопливого — темпа, четкой артикуляции, уменьшения редукции гласных, четкости, напевности, звучности голоса, ритмизации в различных ее проявлениях — колыбельных и других детских песнях, потешках, присказках, стихотворениях классиков, русских народных сказках. Особенно это важно в период младенчества, когда ритмизированная речь матери сочетается с движением (например, покачивание ребенка), а также в гиперсензитивный период развития речи. Желательно использовать образцы речи актеров, чтецов, дикторов, сказительниц. Материалы для чтения, рассказывания и пересказа должны быть доступны по возрасту и уровню речевого развития и известны как классические произведения высочайшего художественного уровня (особенно поэтические тексты). Средства вербальной коммуникации, связанные с развитием темпоритмической организации речи, можно развивать и с помощью невербальных средств, в том числе игровой коммуникации с музыкой и движением, например, занятий по ритмике и танцам, пению. Пению должна отводиться особая роль в системах воспитания дошкольника, так как оно объединяет музыкальные и речевые средства выразительности, направленные на воспитание ритмического чувства.
Информация о работе Нарушение темпо-ритмической организации речи