Народная педагогическая культура Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

краткая характеристика таким жанров детского фольклора как колыбельные, пестушки и потешки, скороговорки, считалки, заклички. В чем проявлялось их воспитательное значение? по 1 примеру каждого жанра.

Работа содержит 1 файл

Народная педагогическая культура Руси.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Народная  педагогическая культура Руси

2.2 Дайте краткую  характеристику таким жанрам  детского фольклора как колыбельные,  пестушки и потешки, скороговорки, считалки, заклички. В чем проявлялось  их воспитательное значение? Приведите  по 1 примеру каждого жанра. 4 балла

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях/ детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

В данном жанре  сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Баю — баю — баюшки, 
Да прискакали заюшки 
Люли — люли — люлюшки, 
Да прилетели гулюшки. 
Стали гули гулевать 
Да стал мой милый засыпать

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки, 
Поперек толстунюшки, 
А в ручки фатюнюшки, 
А в роток говорок, 
А в головку разумок.

Когда ребенок  начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги 
Шли по дороге: 
Топ, топ, топ, 
Топ, топ, топ. 
Маленькие ножки 
Бежали по дорожке: 
Топ, топ, топ, топ, 
Топ, топ, топ, топ!

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Пример: «Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки! 
А что ели? Кашку! 
А что пили? Бражку! 
Кашка масленька! 
Бражка сладенька! 
(Бабушка добренька!) 
Попили, поели, ш-у-у-у... 
Шуууу!!! (Домой) Полетели! 
На головку сели! ("Ладушки" запели) 
Сели посидели, 
Дальше (Домой) полетели!!!

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку. 
Видит грека: в реке рак, 
Сунул грека руку в реку - 
Рак за руку грека — цап! 
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа. 
От топота копыт пыль по полю летит.

Считалка — небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли  солдаты, 
Аты-баты, на базар. 
Аты-баты, что купили? 
Аты-баты, самовар. 
Аты-баты, сколько стоит? 
Аты-баты, три рубля 
Аты-баты, он какой? 
Аты-баты, золотой. 
Аты-баты, шли солдаты, 
Аты-баты, на базар. 
Аты-баты, что купили? 
Аты-баты, самовар. 
Аты-баты, сколько стоит? 
Аты-баты, три рубля. 
Аты-баты, кто выходит? 
Аты-баты, это я!

Заклички — один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки! 
Прилетите к нам, 
Принесите нам лето теплое, 
Унесите от нас зиму холодную. 
Нам холодная зима надоскучила, 
Руки, ноги отморозила.

     

       Фольклор в воспитании детей   играет важную роль. Деление его на жанры

позволяет в  определённом  возрасте  ребёнка  обогащать  его  духовный  мир,

развивать   патриотизм, уважение к  прошлому  своего  народа,  изучение  его

традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения  в обществе.

       Фольклор развивает устную  речь  ребёнка,  влияет  на  его духовное

развитие, на его  фантазию. Каждый жанр детского фольклора  учит  определённым

нравственным  нормам.  Так,  например,  сказка,  путём  уподобления  животных

людям, показывает ребёнку нормы поведения в  обществе,  а  волшебные  сказки

развивают не только фантазию,  но  и  смекалку.  Пословицы,  поговорки  учат

детей  народной  мудрости,  испытанной  веками   и   не   потерявшей   своей

актуальности  в наше время. Былинный эпос – это  героическое  повествование  о

событиях, которые  происходили в древности. И хотя былины не так  просты  для

восприятия детей, всё же они  направлены  на  воспитание  уважения  прошлого

народа, на изучение традиций и  поведения  людей  во  времена  существование

монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который  несмотря  ни

на что, оставался  верным  своей  родине  и  всячески  защищал  её.  Песенная

лирика также  оказывает влияние  на  воспитание  детей.  Преимущественно  она

используется  тогда, когда ребёнок ещё совсем мал.  Например,  малышу  поются

колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также  в  песенную  лирику

входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки.  Вот  они  как

раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в  них  используется

особое сочетание  звуков.

       Таким образом, приобщение ребёнка  к народной  культуре  начинается  с

детства, где  закладываются основные понятия  и примеры поведения.  Культурное

наследие передаётся из  поколения  в  поколение,  развивая  и  обогащая  мир

ребёнка.  Фольклор  является  уникальным  средством  для  передачи  народной

мудрости и  воспитании детей на начальном этапе  их развития. 
 
 
 

              

    

Информация о работе Народная педагогическая культура Руси