Наглядность в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:05, доклад

Описание работы

Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. (Подласый И.П.)
Согласно Занкову Л.В., наглядность – это свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта.
Также мы можем найти такое определение наглядности. Наглядность - качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения. Наглядность достигается воплощением абстрактного в конкретном.

Содержание

Наглядность и ее виды.
Функции наглядности.
Наглядность в обучении.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Наглядность.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Омский государственный  педагогический университет» (ФГБОУ  ВПО ОмГПУ)

Факультет специальной педагогики и психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  на тему: Наглядность  как средство обучения

По  дисциплине: Педагогика 
 
 
 

Выполнила: студентка 311 группы специальности

 «Специальная  дошкольная педагогика и психология» 

Кошевая Ю.О. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОМСК 2011

План:

  1. Наглядность и ее виды.
  2. Функции наглядности.
  3. Наглядность в обучении.
  4. Список литературы.
 

1. Наглядность и  ее виды.

     Средство  обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. (Подласый И.П.)

     Согласно  Занкову Л.В., наглядность – это свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта.

     Также мы можем найти такое определение  наглядности. Наглядность - качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения. Наглядность достигается воплощением абстрактного в конкретном.

     Ян  Амос Коменский в своей книге "Великая дидактика" сформулировал "золотое правило" наглядного обучения, согласно которому и чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: "видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запах - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами..." Педагог в своей работе использует различные виды наглядностей:

- натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)

- условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)

- знаковые модели (математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели)

- динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.).

      Наглядные пособия призваны реализовывать  один из важнейших принципов педагогики и дидактики – принцип наглядности. К наглядности относят иллюстрации, схемы, карты, демонстрации фильмов, экскурсии, лабораторно-практические работы, примеры из жизни и т.д. Существует много видов наглядных пособий: естественные (предметы объективной реальности), экспериментальные (опыты и эксперименты), объемные (макеты, фигуры), изобразительные (иллюстрации, репродукции картин, фотографии, портреты), звуко-изобразительные (кино, телевидение), звуковые (магнитофон), символическая и графическая (графики, схемы, формулы, карты).

      Руководитель  школы должен помнить, что залог  успешного обучения школьников состоит также в оснащенности кабинетов материально -  технической базой. 

2. Функции наглядности.

     Выделяют  следующие функции наглядности:

1. помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;

2. помогает  привести в состояние активности  все анализаторы и связанные  с ними психические процессы  ощущения, восприятия, представления,  в результате чего возникает  богатая эмпирическая основа  для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;

3. формирует  у учащихся визуальную и слуховую  культуру;

4. дает учителю  обратную информацию: по заданным  вопросам учащимся можно судить  об усвоении

материала, о  движении мысли учащихся к пониманию  сути явления.

      Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. 

3. Наглядность в  обучении.

      Время летит вперед. Педагоги не могут остаться в стороне от достижений науки. На смену мелу, кнопкам и рисункам приходя компьютерные технологии: слайды, презентации, фильмы. Они помогают сделать урок еще ярче и насыщеннее, что вызовет еще больший интерес учащихся. С помощью наглядности педагог может объяснить или проиллюстрировать явления, о которых учащиеся имеют представление лишь из учебников. С помощью наглядности обучение строится не на словах, а на конкретных образах. Главная функция наглядности состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. Наглядность используется в процессе преподавания всех школьных предметов. Таблицы, схемы, графики, слайды, опыты активизируют деятельность всех анализаторов у школьников. Качество усвоения учебного материала зависит от наглядных пособий, которые использовал педагогом в процессе обучения. К тому же, наглядные пособия формируют у учащихся визуальную и слуховую культуру. Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики.

      Обучающий результат использования наглядных пособий проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения изучаемого материала.

      Наглядность занимает в обучении далеко не последнее  место. Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия. Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от обеспеченности средствами обучения, куда входят наглядные пособия. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, а значит, улучшаются результаты обучения, улучшается успеваемость. Используя в своей работе наглядность, педагог способствует развитию абстрактного мышления и представления. Если на уроке геометрии ребенку показать модель куба, то он уже с легкость будет представлять его.

. Кроме всего прочего, наглядные пособия позволяют лучше понять, осознать, пропустить материал через себя. Руководитель школы, реально переживающий о своих учениках, об эффективности обучения, должен задуматься о том, как грамотно оборудовать кабинеты мебелью, ТСО и ИКТ, необходимыми в учебном процессе, наглядными пособиями. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

     Благодаря использованию различных наглядных  пособий активизируется внимание школьников, повышается их интерес к учебе, а  то, что интересно, усваивается и  запоминается в разы лучше, а значит возрастает степень успеваемости, результаты обучения улучшаются. Однако стоит отметить, что не следует использовать на уроке сразу много видов наглядности, это утомляет ученика, внимание его рассеивается. Кроме того, наглядность должна соответствовать возрасту учащихся, быть понятной и доступной. Обучение можно сделать продуктивнее, если сочетать наглядность с творческой работой учащихся. Например, самостоятельно создать некую схему, проиллюстрировать какое-либо явление и т.д., что стимулирует мыслительные процессы, развивает воображение. Еще К.Д. Ушинский писал что под руководством учителя с помощью наглядности «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». 

  1. Список  литературы.
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Веселкова О. В., М.: 2009
  3. «Классное руководство», М.: «Первое сентября» 2009
  4. Фридман Л.Ф. «Психологический справочник учителя», М.: «Совершенство» 1998
 
 

.  

. 

       

Информация о работе Наглядность в процессе обучения