Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:05, доклад
Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. (Подласый И.П.)
Согласно Занкову Л.В., наглядность – это свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта.
Также мы можем найти такое определение наглядности. Наглядность - качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения. Наглядность достигается воплощением абстрактного в конкретном.
Наглядность и ее виды.
Функции наглядности.
Наглядность в обучении.
Список литературы.
Министерство науки и образования РФ
Федеральное
государственное бюджетное
Факультет
специальной педагогики и психологии
Доклад на тему: Наглядность как средство обучения
По
дисциплине: Педагогика
Выполнила: студентка 311 группы специальности
«Специальная
дошкольная педагогика и
Кошевая
Ю.О.
ОМСК 2011
План:
1. Наглядность и ее виды.
Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. (Подласый И.П.)
Согласно Занкову Л.В., наглядность – это свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта.
Также мы можем найти такое определение наглядности. Наглядность - качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения. Наглядность достигается воплощением абстрактного в конкретном.
Ян Амос Коменский в своей книге "Великая дидактика" сформулировал "золотое правило" наглядного обучения, согласно которому и чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: "видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запах - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами..." Педагог в своей работе использует различные виды наглядностей:
- натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)
- условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)
- знаковые модели (математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели)
- динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.).
Наглядные
пособия призваны реализовывать
один из важнейших принципов педагогики
и дидактики – принцип
Руководитель
школы должен помнить, что залог
успешного обучения школьников состоит
также в оснащенности кабинетов материально
- технической базой.
2. Функции наглядности.
Выделяют следующие функции наглядности:
1. помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
2. помогает
привести в состояние
3. формирует
у учащихся визуальную и
4. дает учителю
обратную информацию: по заданным
вопросам учащимся можно
материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.
Воздействуя
на органы чувств, средства наглядности
обеспечивают более полное представление
образа или понятия, что способствует
более прочному усвоению материала. Наглядность
способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного
отношения к приобретаемым знаниям. Проводя
самостоятельные задания, учащиеся могут
убедиться в реальности тех процессов
и явлений, о которых узнают от учителя.
А это, в свою очередь, позволяет ребенку
убедиться в истинности полученных сведений,
что ведет к осознанности и прочности
знаний. Средства наглядности повышают
интерес к знаниям, позволяют облегчить
процесс их усвоения, поддерживают внимание
ребенка.
3. Наглядность в обучении.
Время летит вперед. Педагоги не могут остаться в стороне от достижений науки. На смену мелу, кнопкам и рисункам приходя компьютерные технологии: слайды, презентации, фильмы. Они помогают сделать урок еще ярче и насыщеннее, что вызовет еще больший интерес учащихся. С помощью наглядности педагог может объяснить или проиллюстрировать явления, о которых учащиеся имеют представление лишь из учебников. С помощью наглядности обучение строится не на словах, а на конкретных образах. Главная функция наглядности состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. Наглядность используется в процессе преподавания всех школьных предметов. Таблицы, схемы, графики, слайды, опыты активизируют деятельность всех анализаторов у школьников. Качество усвоения учебного материала зависит от наглядных пособий, которые использовал педагогом в процессе обучения. К тому же, наглядные пособия формируют у учащихся визуальную и слуховую культуру. Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики.
Обучающий
результат использования
Наглядность занимает в обучении далеко не последнее место. Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия. Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от обеспеченности средствами обучения, куда входят наглядные пособия. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, а значит, улучшаются результаты обучения, улучшается успеваемость. Используя в своей работе наглядность, педагог способствует развитию абстрактного мышления и представления. Если на уроке геометрии ребенку показать модель куба, то он уже с легкость будет представлять его.
. Кроме всего прочего, наглядные пособия позволяют лучше понять, осознать, пропустить материал через себя. Руководитель школы, реально переживающий о своих учениках, об эффективности обучения, должен задуматься о том, как грамотно оборудовать кабинеты мебелью, ТСО и ИКТ, необходимыми в учебном процессе, наглядными пособиями. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Благодаря
использованию различных
.
.