Мышление как психический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:45, реферат

Описание работы

Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он познает законы высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерную связь между температурой и объемом тела, им известно отношение между сторонами прямоугольного треугольника, они понимают связь между господствующими ветрами, широтой, высотой местности над уровнем моря, отдаленностью от моря, с одной стороны, и климатом — с другой.

Содержание

Введение 4
1. Общее понятие о мышлении 6
2. Операции мышления 9
3. Основные формы мышления 12
4. Виды мышления 15
5. Развитие мышления у детей 16
Заключение 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

     Мышление  развивается на протяжении всей жизни  человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

     Мышление  ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.

     Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку  дети начинают мыслить обобщённо.

     Существует  определённая последовательность в  развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется  наглядно-образное и, наконец, словесное  мышление.

     Мышление  учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др. - учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

     В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем  наблюдается и развитие конкретно-образного  мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

     Обучаясь  основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий - процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

     В усвоении понятий существует несколько  уровней: по мере развития учащиеся всё  ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче  обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

     Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.

     Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих  суждений. В связи с увеличением  объёма знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

     Важной  основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. При этом мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь и свойства вещи. Наблюдая окружающее ребенок замечает регулярность в следовании некоторых явлений, например то, что за накрытием стола следует еда. Эти наблюдения еще далеки от осознания закономерностей, но служат основой для развития понимания причинно-следственных связей.

     В возрасте 3-6 лет ребенок уже начинает подмечать относительность некоторых свойств и положений. "То, что у нас пол - у них - потолок!" - замечает 4-х летняя девочка. "Камни тяжелее, чем лед: лед легче воды, а камни идут ко дну", - рассуждает 5-летний мальчик. Для характеристики таких умозаключений В.Штерн ввел термин "трансдукция" - умозаключение, переходящее от одного частного случая к другому, минуя общее.

     Таким образом, мышление ребенка развивается  постепенно, с помощью манипулирования  предметами, речи, наблюдения и т.п. Большое количество вопросов, которые задают дети, свидетельствует об активных мыслительных процессах. Появление сознательного обдумывания и размышления у ребенка свидетельствует уже о проявлении всех аспектов мыслительной деятельности. Все большее значение приобретает использование накопленного опыта. К 3-5 годам понятие еще опирается на один признак ("ложка - то, чем едят"), к 6-7 годам выделяются уже общие, групповые признаки. Становление высшей нервной деятельности в основном завершается в возрасте 15-17 лет.

 

Заключение

 

     Мышление - процесс опосредованного и обобщенного  познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении:

  1. общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно;

       2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

     Мышление  играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют (рассчитывать заранее затмения Солнца и Луны, орбиты космических кораблей, предвидеть ход общественно-исторического процесса и т. д.).

     Мышление  перерабатывает информацию, которая  содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются  и применяются на практике. В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

     Мышление  дает ответ на такие вопросы, которые  нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения.

     Благодаря мышлению человек правильно ориентируется  в окружающем мире, используя ранее  полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

     Деятельность  человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной  действительности.

     В мышлении устанавливается отношение  условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной  ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

     Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы  мыслить, необходимо обладать некоторым  чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

 

Список  литературы

 
  1. Айзман  Р.И. и др. Подготовка ребенка к  школе. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Высшая школа, 1988.
  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1996.
  4. Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
  5. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – Минск: Вышэйшая школа, 1986.
  6. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986.
  7. Психология. / Под ред. А.А. Зарудной. – Минск: Вышэйшая школа, 1970.
  8. К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. "Психология" "Высшая школа", Москва, 1977.

Информация о работе Мышление как психический процесс