Мультимедиа технологии как средство обеспечения качественного усвоения студентами программного материал: анализ педагогического опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:24, доклад

Описание работы

Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

Мультимедиа технологии как средство обеспечения качественного  усвоения студентами программного материал: анализ педагогического опыта 

В настоящее  время преподаватели сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности студентов на занятиях, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что учащиеся теряют интерес к учёбе, безусловно, надо назвать однообразие занятий. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства снижает познавательный интерес. Творческий подход к построению учебных занятий, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность усвоения программного материала по Новейшей истории. Одним из способов развития познавательной активности обучаемых, является применение мультимедиа технологий (далее – ММТ). 

Диапазон использования  компьютера в учебно-воспитательном процессе достаточно широк: от тестирования обучаемых, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, то есть возможны два направления компьютеризации образования: а) изучение информатики; б) использование компьютера при изучении различных учебных предметов, в том числе и Новейшей истории. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные обучающие ситуации и среды. 

Не удивительно, что сегодня в образовательных учреждениях компьютер все шире используется не только на информатике, но и на уроках математики, химии, биологии, русского языка, литературы, изобразительного искусства, иностранного языка, истории. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая обучающихся в определенную игровую ситуацию, давая им возможность  запросить определенную форму помощи: излагать учебный материал с использованием иллюстраций, графиков и другой наглядности. К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования мультимедиа технологий в обучении можно отнести следующие:

возможность конструирования  компьютерного материала для  конкретного урока;

возможность сочетания  разных программных средств;

возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения вне зависимости от используемых образовательным учреждением компьютеров и программного обеспечения;

побуждающий аспект активизации деятельности учащихся;

целесообразное  применение компьютерной поддержки учебного процесса. 

Внедрение ММТ  создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют  широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход  от механического усвоения знаний к  овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ММТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств студентов. 

Помимо этого, применение мультимедиа технологий дополняет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы. Применение ММТ позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и оценку результатов. 

Мультимедийная  среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование. 

Учебные занятия  с использованием ММТ проводятся наряду с традиционными занятиями, на которых также возможно и целесообразно  использование компьютеров для решения частных задач занятий, чтобы обучаемые глубже поняли тему занятия и творчески проявили себя. 

Как считает  А.В. Смирнов, в методическом отношении  учебные занятия с применением  ММТ отличаются следующим:

Такие занятия  ведут как бы два преподавателя: наряду с педагогом в объяснении, беседе, опросе участвует техника. Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик – учитель», без которой немыслимо учебное занятие. Однако в определенные моменты учитель в классе может уступить место техническим средствам обучения как источнику учебной информации и средству обучения, ведущему, управляющему или контролирующему процесс познания.

На всех этапах учебного занятия меняются формы  работы.

Техника на занятиях выступает в союзе, комплексе  с традиционными средствами обучения – учебником, муляжами, таблицами  и др. Учебные занятия с применением  ММТ должны стать частью системы, построенной с учетом дидактических  принципов (1). 

К настоящему времени в образовательном пространстве сложились объективные предпосылки для системного использования на занятии мультимедийных средств организации учебного процесса. Это привело к формированию заказа на разработку мультимедийных средств обучения, предназначенных не только для организации самостоятельной работы студентов, но, главным образом, для организации учебного процесса на занятии. В ответ на заказ образовательного пространства фирмы, разрабатывающие и издающие мультимедийные средства обучения, выпустили ряд электронных учебных пособий, помогающих преподавателю организовать работу студентов на занятии. Созданы мультимедийные энциклопедии по истории (серия энциклопедий о русских историках: Карамзине, Ключевском, Соловьеве, с включением выдержек из их произведений; энциклопедия «История России и ее соседей» и др.), о музеях («Эрмитаж. Искусство Западной Европы») и т.д. (2). 

Преподаватели истории сегодня могут с успехом применять продукты Современного Гуманитарного университета «История Отечества, 862-1817гг.»,  в 4-х частях,  и «Энциклопедии по истории России (862-1817 гг.)», материалы серии «Интерактивный мир». (3). Помимо исторических картин, статей, видеофрагментов, анимационных схем сражений, обе программы содержат около 1000 тестовых заданий по всем разделам курса «Истории Отечества». 

Интересна историческая часть «Виртуальной школы Кирилла  и Мефодия», включающая в себя 3 модуля: «История России IX – XVIII вв.», «История России XIX – XX вв.», «Репетитор по истории». 3 уровня сложности и 4 режима тестирования в модуле «Репетитор» дают возможность и в урочное, и во внеурочное время отрабатывать навыки прохождения тестирования по истории в формате ЕГЭ. 

В настоящее  время разработаны мультимедийные учебники, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения. Одним  из наиболее удачных является компьютерный курс Т.С. Антоновой, А.А. Харитонова и  А.Е. Коновалова «История России: XX век» (4), состоящий из 4 частей, посвященных событиям Отечественной истории от начала XX до начала XXI века. В.Л. Роганова, учитель истории и обществознания, применявшая данный курс на своих уроках, следующим образом характеризует данное учебное пособие: Мультимедийное пособие «История России 20 век», полностью совпадающее с учебником истории для 9-го класса А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, предоставляет большой простор для творчества учителя. Это пособие можно использовать на уроке полностью, так как материал строится в соответствии с параграфами учебника, так и фрагментарно при изложении той или иной темы. Материал можно дифференцировать по уровню сложности, разнообразить, так как в пособии представлен богатые биографические данные, портреты исторических деятелей, термины и т.д. (5). 

Однако несмотря на кажущееся многообразие представленных мультимедийных продуктов и имеющийся  положительный опыт применения данных пособий, их использование на занятиях истории не получило широкого применения преподавателями. Это можно объяснить невозможностью задавать произвольный порядок подачи имеющегося материала преподавателем в зависимости от поставленных им целей, изменения, или дополнения материала учебника по мере необходимости, тем что, большинство мультимедийных продуктов может быть эффективно использовано лишь для домашней подготовки учащихся. В связи с этим, появляется необходимость самостоятельного построения и использования в своей педагогической деятельности мультимедийных продуктов. 

Анализ педагогического опыта показал, что одни преподаватели начинают активно использовать мультимедийные пособия в своей профессиональной деятельности, другие делают попытки по созданию собственных учебных пособий с использованием ММТ, третьи применяют оба варианта. Осуществляются первые попытки предложения методических рекомендаций по организации учебного процесса с использованием ММТ, приводятся примеры основных видов электронных информационных ресурсов образовательного назначения, выделяются этапы разработки компьютерной поддержки с использованием ММТ на уроках. Данная тенденция говорит об увеличении интереса со стороны педагогов к применению мультимедиа технологий в своей профессиональной деятельности. 

Литература

Смирнов А.В. Технические  средства в обучении и воспитании детей. – М., 2005. – С. 61-63.

Карамзин Н.М. – М.: ИДДК, 2000; Ключевский В.О. – М.: ИДДК, 1999; Соловьев С.М. – М.: ИДДК, 2001; История России и ее соседей. –  М.: Аванта, 1999; Эрмитаж. Искусство Западной Европы. – М.: Интерсофт, 1996; Екатеринбург – город на границе частей света. – Екатеринбург: Столица Урала, 2003.

«История Отечества, 862-1817гг.», УМК – супертьютор по курсу в 4-х частях, «Новый диск», 2004 г.; «Энциклопедии по истории России (862-1817 гг.)»; «Интерактивный мир», «Новый диск», 2004 г.

История России: XX век (в 4-х частях). – М.: Клио Софт, 1997-2001.

Роганова В.Л. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя истории и  обществознания // Режим доступа: http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,3543/Itemid,118/.

Информация о работе Мультимедиа технологии как средство обеспечения качественного усвоения студентами программного материал: анализ педагогического опыта